Меню

Архив показал неизвестные ранее снимки реформатора ТЮЗа

Архив показал неизвестные ранее снимки реформатора ТЮЗа
Фото: из БГАКФФД. Будущий директор Белорусского республиканского театра юного зрителя Владимир Стельмах среди комсомольцев БГТ-2, с которого начался его большой творческий путь, Витебск, 1929 г.

В июле 115-летие со дня рождения Владимира Стельмаха празднуют театралы и критики, историки-знатоки национальных подмостков и просто неравнодушные к сцене люди.

Владимир Матвеевич входил в плеяду людей, кто сформировал фундамент театрального дела страны —нынешний Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь и не менее знаменитый ТЮЗ — современный Белорусский государственный академический театр юного зрителя. Он входил еще в труппу довоенного состава легендарного Белорусского государственного театра второго состава (БГТ-2), нынешнего Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа.

Писатель и театральный функционер родился в простой крестьянской семье на Каменеччине Брестской области, участвовал в боях под Смоленском в 1941-м, работал в должности начальника военного отдела и отдела пропаганды и агитации Рудовского райкома партии Тамбовской области… В 1927-1928-м годах учился в Минском педагогическом техникуме, чтобы в 1929-м вступить в драматическую студию Белорусского государственного театра — 2 в Витебске. После окончания студии в 1931-м трудился как в театрах рабочей молодежи, так и набирающем популярность ТЮЗе Минска — сначала актером, затем руководителем литературной части, директором.

После освобождения БССР Стельмах снова вернулся в родной БГТ-2, затем возглавлял Государственный театр оперы и балета БССР. Три года руководил отделом театров Министерства культуры БССР, в 1955-1966-м сделал все, чтобы ТЮЗ навсегда получил статус «серьезного» дворца муз, только для зрителей поменьше. В 1966-1971 годах Стельмах занимал пост заместителя председателя президиума Белорусского театрального объединения. Покинул нас в 1974-м.

Первая его пьеса «Шляхi» поставлена еще в 1931 году, затем были «Крушэнне рэнегатаў» (1931), «Фантан» (1933), «Тры крыжы» (1933), «Канец маскараду» 1938 года постановки. Кроме очерков и исследований, особенно любопытны его воспоминания «Тэатр і час: Запіскі дырэктара тэатра», что вышли всего за год до смерти реформатора сцены.

Молодость и годы триумфа Владимира Стельмаха — в неопубликованных ранее снимках Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов.

театр
Владимир Стельмах – директор известного на всю республику Белорусского республиканского ТЮЗа перед репетицией нового спектакля, Минск, 15 марта 1963 г.
театр
Участники театра рабочей молодежи – режиссер Дольский, актеры Гликман, Михайлов, Гурский, Шамшур, Есаков и единственный, кого ждала большая карьера, связанная с подмостками – 21-летний Владимир Стельмах – читают новую пьесу, Минск, 1931 г.
театр
Работники Государственного Большого театра оперы и балета БССР: первый ряд – хористки А.Е. Преенкова и Е.А. Подзельская, директор театра В.М. Стельмах, концертмейстер О.Н. Фридмо, Тунченко; второй ряд – художник Чепик, заместитель директора Н.А. Черноусов, музыкант-трубач Иванов, Минск, 1946 г.
Стельмах
Директор Республиканского театра юного зрителя Владимир Стельмах
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59