«Лаванду выкупили с мясокомбината, она боялась людей». Как живут лошади в агроусадьбе под Минском
В 10 километрах от столицы расположилась агроусадьба «Конный двор Старое Село». Большая, просторная, ухоженная территория, где можно хорошо провести время, покататься на лошадях и узнать много нового об этих невероятных животных. Там уже на протяжении шести лет радушно принимают всех желающих. Об этом пишет pristalica.by.
Изначально никакой агроусадьбы в планах даже и не было, рассказывает Мария. «Все получилось незапланированно. Я строила здесь дом, и у меня были лошади, они находились на постое в РЦОПе. Их содержание – удовольствие не из дешевых», – поясняет хозяйка.
Для понимания цен: если содержать лошадь на условиях постоя, это обходится где-то в 1500 рублей в месяц.
– Когда у тебя одно животное, это еще можно осилить, но, если речь о двух, трех, четырех, это экономически нецелесообразно и даже неподъемно, – говорит собеседница.
Поэтому семья в первую очередь построила конюшню и перевезла сюда своих лошадей.
– Изначально не планировали работать как агроусадьба, потому что мы изначально спортсмены и нам нужно было где-то размещать своих скакунов, – объясняет Мария.
Сейчас в Старом Селе проживают десять лошадей, к ним часто приезжают гости. Можно даже заказать программу, которая включает в себя экскурсию по конюшне, возможность познакомиться с лошадьми – здесь имеется шесть различных пород. Далее – верховая прогулка по лесу. По возвращении в агроусадьбу гостей ждет чаепитие либо ужин в гостевом доме, где есть зона барбекю.
Работа в агроусадьбе начинается в 6 часов утра и заканчивается в 10 вечера ежедневно.
– Мы же не можем сказать лошади: «У меня выходной, поэтому сегодня без еды». Иногда приходится вставать ночью, если слышим какой-то грохот или если какая-то лошадь вышла, поэтому работа в каком-то смысле круглосуточная, – говорит Мария.
Дом, в котором живут хозяева конюшни, находится прямо напротив, поэтому помимо установленных камер видеонаблюдения, всегда можно выглянуть в окно и самим посмотреть, что происходит.
– Из любой хорошей лошади можно сделать плохую, и из любой плохой – хорошую, – говорит Мария. – Нашу Лаванду мы выкупили с мясокомбината, и она очень боялась людей. Она не то что не давала до себя дотронуться – мы не могли даже зайти к ней. Вот настолько она была дикая и пугливая.
У работников агроусадьбы ушло больше полугода на восстановление доверия между человеком и лошадью
Первое время, когда Лаванду трогали, она вся тряслась. Сейчас она любимая детская лошадка, потому что очень ласковая и общительная. И это яркий пример того, как любую лошадь можно правильно воспитать.
Виктория подробнее рассказала о лошадях, которые живут на конном дворе. Лаванда – полесская порода, очень легко переносит наши зимы, в -20°С они вполне комфортно чувствуют себя на улице, а летом линяют и тоже адаптируются к погодным условиям. Лаванде около шести лет.
Бавария – арабская порода. По своей природе невысокая и очень изящная. Арабы не бывают не чистокровными. Их смешивают только между собой, потом делают анализ: берут выщип из гривы и хвоста у матери, у отца и у жеребенка. Все проверяется в лаборатории, дополнительно берется анализ крови жеребенка, и только после всей экспертизы жеребенка можно называть арабом. Если в анализе присутствует хотя 1% другой породы, то это не араб.
Тишина – помесь арабской (3/4) и белорусской упряжной (1/4) породы
Самая дорогая и престижная лошадка на конюшне – арабская кобыла, ей 13 лет, и зовут ее Влтава. Она несколько раз участвовала в международных пробегах на дистанции 160 километров. За свою жизнь у нее уже три звезды, а у ее всадника – звание мастера спорта. Эта лошадь настолько воспитанная, что возит на себе трехлетних всадников, выполняя все их команды.
– Когда долго работаешь с лошадьми, то понимаешь, что это не большое страшное животное, у которого к ноге прибит металл (подкова. – Прим.), а большой щенок, – говорит Виктория.
А у этих «щенков» тоже бывают проблемы со здоровьем, только врача найти очень сложно. У ветеринаров, которые занимаются крупным рогатым скотом, отсутствует специализация по лошадям. Именно конных ветеринаров крайне мало, и они очень востребованы. Сотрудники конюшни умеют оказывать медицинскую помощь лошадям самостоятельно.
– Очень многие вещи мы умеем делать сами, я уже не говорю о том, чтобы внутривенно сделать укол, это само собой разумеющееся. Поставить катетер, капельницу, наложить шов, провести какие-то операции – все это мы умеем сами, потому что приезда ветеринара можно очень долго ждать, а бывают ситуации, когда нужно действовать незамедлительно, – говорит Мария.
Стоя в обнимку с лошадью, Виктория говорит:
– Я очень надеюсь, что у нас в Беларуси будет развиваться и популяризироваться коневладение. Совсем необязательно профессионально заниматься конным спортом для того, чтобы завести себе лошадь. Я знаю очень многих коневладельцев, которые не ездят верхом, у них лошадь для души. Это удивительное животное, которое оказывает невероятно положительное воздействие на человека.