Меню

Битва «Евроторга» и «Белкоопсоюза» продолжается: что происходило в кулуарах совещания Президента

Битва «Евроторга» и «Белкоопсоюза» продолжается: что происходило в кулуарах совещания Президента
Фото: из архивов "МП" и president.gov.by

Торговля в Беларуси традиционно считается наиболее «рыночной» сферой, так как доля государственных структур в ней менее 20%. Большая часть из этих 20% принадлежит «Белкоопсоюзу», который по состоянию на 2025 год имеет около 33 миллионов рублей убытков. Поэтому совещание у Президента имело две большие части «кто виноват» и «что делать».

Причина убытков в том, что в отличие от частных розничных сетей, система потребкооперации включает в себя заготовку сырья, собственное производство и продажу готовой продукции. Что изначально делает рентабельность крайне низкой (если она вообще появляется), так как смысл системы — именно кооперация, а не извлечение прибыли.

По похожей схеме в Беларуси работала торговля в советское время, а сейчас работают концерны. Например, «Белгоспищепром» в структуре своих предприятий добивается безубыточности или работы в пределах 5% прибыли. Что позволят создать баланс между поставщиком сырья, работниками концерна и покупателям продукции. Условно, у спиртного рентабельность высокая, шоколадка делается в убыток, а в среднем получается небольшой плюс.

Однако «Белкоопсоюз» по такой схеме работать не может. Чтобы конкурировать с импортом польских яблок или египетской картошкой или российскими конфетами (которые поступают в частные сети), «Белкоопсоюзу» надо снизить почти до нуля закупочные цены на белорусское сырье, что сделает невозможным закупки у населения.

А другого рецепта здесь нет. Крупные и богатые частные сети, которые не имеют своего производства, закупочные цены не только не повышают, а, наоборот, навязывают белорусским производителям как можно меньшую закупочную цену, а взамен предлагают большой объем и доступ к своим магазинам. Для большого предприятия это может быть выгодно, но мелкий частник на селе заведомо не сможет сдать большие объемы продукции. То есть «Белкоопсоюз» не может ни снизить цены, ни увеличить объемы, так как не имеет сбыта.

Магазины на селе

Убыточная сеть магазинов на селе — это еще одна специфика «Белкоопсоюза». За счет сложной логистики и малой емкости рынка (меньше людей, меньше зарплаты, где часто из доходов — одна пенсия, а также естественная убыль населения) объекты в сельской местности также приносят убыток. Вместе с тем, закрыть и обанкротить государственную сеть магазинов нельзя, поскольку это будет иметь тяжелые социальные последствия, разрушит систему закупок у населения и остатки сбытовой сети.

В это же время прямые конкуренты «Белкоопсоюза», тот же «Евроторг», создают производственные заказы в России, чего, понятно, «Белкоопсоюз» не может сделать — он создавался именно для закупок у белорусских сельчан. В итоге получается, что самый крупный оператор успешно работает по принципу жесткого дисконта, а у государственной сети ценник будет заведомо на 20-30% выше при маленькой емкости рынка.

И если крупные сети завтра придут в село, все их товарные позиции будут по цене ниже, чем у «Белкоопсоюза». У «Евроопта» и «Хита» и так репутация самых дешевых магазинов, а когда магазины с такой ценовой политикой массово появятся на селе, «Евроторг» получит прибыль за счет объема, а государственная сеть обанкротится.

Что в итоге?

Вместе с тем, судя по структуре совещания Президента, за счет «Евроопта» пока планируют лишь открывать новые маршруты автолавок. Выяснилось, к примеру, что «Белкоопсоюзу» требуется субсидия на закупку топлива в размере более 1,3 миллиона рублей в год, а частные автолавки позволят таких вливаний избежать. Как прозвучало, маршруты автолавок будут давать в социальную нагрузку к существующим торговым площадям. Понятно, что в такой системе заведомо убыточные автолавки может позволить себе только сеть с большим оборотом.

Кроме того, нужно понимать, что любая сеть — это не здания магазинов, а совокупность схем управления и уникальных контрактов. То есть, условно говоря, «Евроторг» имеет выходы на крупных российских сельхозпроизводителей, и может закупать, например, кондитерские изделия в Белгородской области. Чего не может делать «Белкоопсоюз» просто в силу логистики. Вместе с тем, можно видеть, как за счет более дешевой российской продукции (типа менее качественного шоколада – глазури) постепенно проседает весь рынок белорусских кондитерских изделий. Белорусский покупатель, увы, всегда берет самое дешевое, даже если для этого нужно сделать километровый крюк в другой магазин или купить менее качественный товар. Тем более, так будут поступать пенсионеры — основной покупатель на селе.

Поэтому конкурировать по рыночным правилам «Белкоопсоюз» не сможет, емкость рынка на селе при этом все время уменьшается, ухудшать ассортимент тоже нельзя, и государство должно либо бесконечно вливать в госструктуру деньги, либо отдать рынок на селе частнику — но простое решение, только усилит проблемы «Белкоопсоюза».

Пока Президент предложил изучить лучшую практику «Белкоопсоюза» на примере западных районов страны и перенять у них опыт управления для восточных. Но в целом, можем предположить, что антимонопольное регулирование будет постепенно пересмотрено в части сельской торговли, а доля «Евроторга» на селе будет постоянно прирастать. Это практически неизбежный процесс, но резкого скачка тоже не допустят. Скорее всего, «Евроторгу» будут постепенно отдавать те маршруты и районы, где наибольшее количество проблем. Потому что государство не может оставить население без продуктов и минимума промтоваров, а формат пунктов доставки, по типу «Озон» и «Вайлдбериз», для старшего поколения сложны в использовании.

Так или иначе, к выборам 2030 года государству необходимо будет системно решить вопрос торговли на селе. Пока, судя по всему, Президент недоволен, но в равной степени он не доверяет и любой частной сети, которая держит капитал за границей. Грубо говоря, если завтра сеть-монополист с иностранным капиталом поднимет цены по всей стране, это также обернется социальным взрывом, то есть при любом решении возникнут социальные издержки.

Ломать над этим голову призвано Министерство антимонопольного регулирования и торговли, и пока «Евроторгу» они намерены сделать уступки. Вместе с тем, частная структура — не панацея; в Беларуси уже был негативный опыт с другими сетями, например, «Простором», площади которого отошли сети «Грин», а отдельные юрлица были обанкрочены. Здесь можно сделать философский вывод, что в Беларуси торговля — это не просто торговля. Как только крупный капитал выходит за определенные рамки, его достаточно быстро возвращают с небес на землю.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59