Как простой водитель из Крупок превратил старый «Москвич» в живую легенду

Представьте себе картину: обычный, ничем не примечательный день в центре небольшого города Минской области. И вдруг из-за поворота, словно мираж из воспоминаний, появляется он — красный «Москвич 402» с характерным и ни с чем не сравнимым звуком мотора. Это Михаил Алешко спешит на работу или по своим делам.
Михаил Михайлович — водитель районного центра гигиены и эпидемиологии. Но в Крупках его больше знают как владельца уникального ярко-красного «Москвича 402» 1956 года выпуска. Автомобиль старше своего хозяина на 8 лет. Он будто сошел с ретро-открытки.
Корреспондент «Минской правды» просто не могла пройти мимо такой истории. А значит давайте вместе знакомиться с человеком, который не гонится за хай-теком — предпочитает проверенные временем раритетные вещи.

«Машина времени»
— Машина времени — не фантастика, она существует! — с улыбкой утверждает Михаил Михайлович, поглаживая крыло своего сверкающего «Москвича». И когда это слышишь от человека, который знает толк в технике и заявляет об этом уверенно — любые сомнения сразу отпадают.
И тут же он добавляет:
— Когда я за рулем своего «Москвича», у меня ощущение, что я путешествую во времени. Знаете советские фильмы про водителей? В моем салоне та же картинка. Даже современного радио нет — только кассетный проигрыватель. Дома тоже слушаю музыку на пленке, на советском магнитофоне.
Интересно, что даже мобильный телефон у Михаила — кнопочный «Нокиа». Смартфон купил, но только ради фотокамеры.
— Люблю старые, проверенные вещи, — подчеркивает он. — Если служат верой и правдой, зачем менять? Свой «Москвич» я своими руками перебрал. Знаю каждую деталь. Мы с ним на одной волне. «Джилли» вожу по работе, а для души — только старая техника.
Неудивительно, что каждый раз, когда Михаил Алешко выезжает из дома, он становится звездой улиц и дорог. Прохожие украдкой фотографируют ретро-авто, дети машут руками, а водители приветствуют коллегу коротким сигналом.

— Но честно признаюсь — я не любитель повышенного внимания к своей персоне. А также не любитель современных наворотов, — отмечает Михаил Михайлович, приглашая в уютный салон автомобиля. — Мне ближе старое время — проще, понятнее и надежнее.
История с привкусом бензина и ностальгии
Но как же этот удивительный «Москвич» попал в руки Михаила Михайловича? История, как он сам признается, довольно прозаична, но от этого не менее интересна.
— Автомобиль достался моей бывшей жене от родственников, — рассказывает Михаил Алешко. — И тогда же, в 1996 году, у меня появилась идея его полностью восстановить. Два года я перебирал машину. Это был сложный и долгий процесс. Даже цвет краски подбирал тщательно, будто девушка, которая выбирает оттенок для волос.
Шаг за шагом новый владелец возвращал «Москвичу» былой лоск. Он искал оригинальные запчасти на барахолках и через знакомых, кропотливо восстанавливал кузов. И все это — без современных инструментов, вручную счистил семь слоев краски ножом.

Родной цвет автомобиля — желто-бежевый. Но Михаил Михайлович, обойдя по кругу «Москвич» представил его в красном и почувствовал, что это то, что нужно.
— Сейчас мне кажется, что можно было выбрать еще чуть темнее — темно вишневый цвет. Однако и в этом виде смотрится авто весьма эффектно, — отмечает наш собеседник.
Не музейный экспонат
И вот, спустя время «Москвич» засиял, словно новенький.
— Для меня это часть семьи, живая история, — говорит Михаил. — Я бережно ухаживаю за ним, но «Москвич» — не музейный экспонат, а обычная рабочая лошадка. Машина должна ездить! Нужно привезти стройматериалы – еду в магазин и гружу в багажник или в прицеп. Надо в грибы — всегда пожалуйста. Лет 25 назад был случай: знакомые на грузовике застряли в лесу. Мой «Москвич» рывком помог завести «ГАЗ-53».
И тем не менее, каждый раз, когда крупчанин садится за руль, он чувствует себя причастным к чему-то большему, чем просто поездка.
— Люди часто подходят ко мне, спрашивают про машину, — рассказывает Михаил. — Многие вспоминают молодость, рассказывают свои истории, связанные с «Москвичами». И это очень приятно, что мой автомобиль вызывает такие теплые чувства.
Накануне и в день празднования 80-летия Победы красный «Москвич» участвовал в районных торжествах в Крупках: возил детей и артистов к домам участников Великой Отечественной войны, возглавлял колонну техники на параде.
— Да, это не знаменитая «Победа», — говорит Михаил Михайлович. — Но мой «Москвич» сошел с конвейера всего через десятилетие после войны. Он также символ эпохи восстановления, воплощение мечты советских людей, живая легенда, напоминающая, что настоящее строится на фундаменте прошлого.
Запчасти — не проблема
Благодаря запасливости владельца авто, для «Москвича» всегда найдутся необходимые детали. Ведь Михаил Михайлович хранит целый кузов-донор в деревне, а также два запасных мотора для своего любимца.
Были и желающие купить машинку с историей, но владелец непреклонен: она бесценна.
Еще относительно недавно в Крупках таких автомобилей было порядка десяти. Девять на ходу — точно. Но сейчас только один «Москвич 402» путешествует по дорогам. И еще «Москвич 407» — практически копия — в Игрушке.
— Все стремятся к новому, современному, — говорит Михаил Алешко. –— Но «Москвич» для меня — память. На нем я возил и родителей в лес. С ним связаны все самые лучшие воспоминания. Это за деньги не купишь. А еще я уверен, что новое — это однодневное, не надежное. А я люблю постоянство.
Секреты долголетия техники
Как же Михаилу Михайловичу удается поддерживать свой «Москвич» в таком прекрасном состоянии? Секрет прост — любовь и забота.
— Главное, чтобы машина не стояла на солнце и под дождем, чтобы краска не выгорала, – делится водитель. –— И гараж, конечно, нужен.
Несмотря на почтенный возраст, «Москвич» исправно проходит техосмотр и имеет все документы. Расход топлива — 7-8 литров на 100 километров, вполне сопоставимо с современными авто. Максимальная скорость — 120 км/ч. Вес — около 1300 килограммов (1372 вместе с водителем).

Михаил Михайлович с теплотой вспоминает:
— В 98-м я только начал на нем ездить. Тогда любой машине радовались. И я до сих пор его берегу, стараюсь сохранить все родные детали. Только резина современная, но и запаска оригинальная подходит. И да, под капотом — двигатель от более поздних «Москвичей». У родного было 45 лошадей, а у этого –— 55.
Видно, что он может рассказывать о своей машине бесконечно.
А на вопрос о рабочей машине, Михаил Михайлович отвечает:
— Когда пересаживаюсь в «Джилли», конечно, сразу чувствуется разница. Современная машина — это современность, несколько другие ощущения. А «Москвич» — это прошлое, воспоминания, едешь по дороге и словно старые фильмы смотришь.
Откуда любовь к технике?
Оказывается, Михаил Михайлович — уроженец Крупского района, из деревни Пересика. В семье было двое детей, Михаил — старший.
— Отец у меня тоже был рукастый, — рассказывает он. — Трактористом работал. Любовь к технике — это у нас семейное. Отец возился с трактором, а я с велосипедами, мопедами. У меня и сейчас мопед «Верховина» есть, немного реставрации требует, но в целом — неплохой.
Михаил Михайлович уверен, что сохранение раритетов — дело важное.
— Исчезнет и забудется многое, — с сожалением говорит он, — если не будет людей, которые старинные вещи собирают и сохраняют.
Мы уверены, что пока Михаил Михайлович бережно хранит свой раритет, время в Крупках будет течь немного медленнее, даря нам возможность насладиться красотой простых вещей.
Рекомендуем

