Какой педагогической династией может гордиться Минщина
Валентина Григорьевна Дубаневич пришла работать в школу в далеком 1973 году — почти полвека назад. Закончила педагогический институт в Минске и вернулась на малую родину, в Вилейский район, преподавать математику в Волколатской базовой школе. Она и не знала, что переступив порог учебного заведения, найдет там и любимую работу и любимого человека.
— Когда я приехала работать, в школе как раз шел ремонт. Учителя-мужчины чинили крышу, а старшеклассники им помогали. Среди них оказался и мой будущий муж. Я преподавала у него физику и математику.
После окончания школы Марьян Дубаневич три года ухаживал за своей бывшей учительницей и будущей женой. — С самого начала было понятно, что это человек добрый, надежный, трудолюбивый. А когда поженились, мы уже хорошо знали друг друга. Один за другим в семье появились трое сыновей. Строгая, но справедливая мама учила их в школе, приучала к труду и аккурастности дома. А заботливый, рачительный и мастеровой отец воспитывал в них настоящих хозяев.
— Ни будущему мужу, ни потом уже нашим детям оценки ни разу не завысила, — вспоминает Валентина Григорьевна, — скорее наоборот, дети обижались, что я к ним излишне строга. Математику и физику все ее ученики знали хорошо, но все-таки самой главной задачей , которую она все эти долгие годы ставила и перед своими собственными детьми и перед учениками — стать достойными людьми.
После закрытия школы в Волколатке Валентина Григорьевна перешла на работу в деревню Язни. Когда же закрыли учреждение образования и там, стала работать в Кривичском специальном лечебно-воспитательном профессионально-техническом училище закрытого типа. Уже будучи на пенсии, 15 лет продолжала свое педагогической поприще, и только в этом году довелось уйти на заслуженный отдых. — И еще бы с удовольствием поработала, — делится учитель, — да педагогических часов всем не хватило. Но в целом я очень довольна, что столько лет довелось провести среди детей и молодежи.
— Валентина Григорьевна, у вас такой большой стаж работы в учреждениях разной специфики. Школа в Кривичах не совсем обычная, ребята туда попадают из-за проступков, из разных уголков республики. Наверное, тяжело было переключиться после сельской школы, где тебя хорошо знают?
— Дети они везде дети, и всюду есть место и строгости и лояльному отношению. Надо понимать, что в Кривичах воспитываются в основном дети обделенные: сироты, ребята из неполных семей — где-то недолюбленные, те, на кого махнули рукой, кому не уделили должного внимания. Ведь это же дети со всеми их качествами: податливые, увлекающиеся, ищущие сильную личность, за которой можно было бы идти. Поэтому свои проступки многие совершили необдуманно. Им просто в большей степени необходимо внимание и неравнодушие.
— Изменилось ли за эти году отношение к учителю не селе?
— Мне кажется, нет. Понимаете, ведь школы в деревнях небольшие, все друг друга знают, и учитель — это тот человек, к которому родители и дети идут за советом, а иногда ты сам обращаешь внимание семьи на какие-то нюансы. С одной стороны, ты здесь пользуешься авторитетом, с другой — ты свой человек.
— Что считаете особенно важным в воспитательной работе?
— Патриотическое воспитание. Мы по студенчеству устраивали лыжные походы по местам боевой славы, и когда пришла в школу я многое переняла из тех времен. Обязательно возила до последнего времени по местам боевой славы, когда были и ветераны и партизаны, устраивали встречи, чтобы дети слышали рассказы о войне из первых уст. Вся это работа — это не только дань уважения воинскому подвигу, но и то, что сплачивает детей.
Ветви одного дерева
Двое из троих сыновей Валентины Григорьевны и Марьяна Тадеушевича — Андрей и Денис — пошли по стопам матери, выбрав педагогическое поприще, и только средний Дмитрий пошёл по стопам отца. Посмотрим, как формировалась учительская династия.
— Мне еще с начальных классов очень нравилась история, — рассказывает директор Кривичской школы Андрей Дубаневич. — Так уж вышло, что в семье все «технари», а я оказался гуманитарием. Правда, и сам сначала пробовал технический вуз, решив стать менеджером-строителем, но все-таки поменял направление и пошел по стопам мамы в педагогический университет. Сначала работал в деревне Язни Вилейского района, а в 1998 году пришел работать в Кривичи, когда здесь еще была школа для детей с особенностями психофизического развития.
В Кривичской школе учатся ребята из всех уголков республики, большинство из них состоят на учете у нарколога. Это дети, о которых в обычной школе принято говорить «трудные». Но вот для директора и педагогов этого учебного заведения они обычные.
— У большинства из них очень сложные отношения с родителями, и мы видим свою задачу в том, чтобы их наладить. Это важно. Это семья, это любовь, это поддержка. Человек, который вырос в нормальной крепкой семье, эту необходимость понимает и ощущает. Наши дети добрые, и по большому счету нет никакой разницы между учениками обычной школы и нашими. У нас учатся ребята 16-17 лет. Им, как и всем, свойствен юношеский максимализм, который требует героизма. И когда некому эту потребность направить в нужное русло, дети попадают в негативные ситуации. Родители должного внимания не уделяют, а хочется бравады, показать свою независимость, отсюда и увлечение алкоголем, и неадекватное поведение.
Андрей Марьянович с радостью и гордостью за своих ребят рассказывает о том, то и они идут в армию, что их берут и в ВДВ, и в погранвойска — туда, где важны выдержка и особая ответственность.
— Вы знаете, они получают профессию, создают семьи, приезжают, пишут. Вот совсем недавно навещали нас двое бывших воспитанников — минчане. Все у ребят складывается нормально. Один из парней приезжал в составе волонтерского отряда. Воспитывался у нас, понял, как может помочь, и сейчас участвует в реализации проектов по социализации. Ребят, которые впоследствии идут по наклонной, мало. Обычно они возвращаются к нормальной жизни. Если один человек из выпуска попадает в исправительное учреждение, для нас это трагедия. Как и для него. Не так давно один парень прислал письмо из тюрьмы. Он попросил прочесть его всем нашим ребятам. Там он написал мне: как жаль, что не услышал вас вовремя, а ребятам советовал довериться взрослым, которые здесь работают.
В этой школе стараются создать доверительную атмосферу, и ребята из числа сирот, согретые вниманием, получившие поддержку, порой уходят со слезами.
— За год-полтора, пока здесь находятся, привыкают к вниманию, — говорит директор, — ведь коллектив большой, ребят у нас немного, а потому подход практически индивидуальный. Конечно. Пока привыкнут, всякое бывает, но в целом, когда они доверятся, и вольются в процесс, отношения складываются практически родственные. Особенно с воспитателями и социальными педагогами.
Здесь учатся ребята 16-17 лет, проводят здесь от года до полутора лет. В разное время их здесь было разное количество: от 25 до 97. Помимо продолжения среднего образования, они приобретают и рабочую специальность.
— Растим из них штукатуров, моляров, техников по ремонту автомобиля, — говорит директор. — Им нравится, и я сам, как время есть, с удовольствием присоединяюсь, и что-то делаем вместе. Им учеба — мне отдушина. Вот скоро в Могилеве пройдет конкурс профессионального мастерства, мы туда отправим одного нашего штукатура. И я обязательно поеду — посмотреть, поддержать и поучиться».
Андрею Марьяновичу приятно осознавать, что выпускники искренне благодарны за труд всего коллектива, что удалось создать и условия и атмосферу, хотя, конечно, все не так просто. Порой приходится бежать на работу и ночью, и решать пошагово вопросы с социализацией, помогать делать и оформлять документы. Он на связи 24 часа в сутки, особенно, когда речь идет о сиротах. Ведь для него они уже не люди с особым статусом, а дети, за которых берешь ответственность и очень хочешь, чтобы все получилось.
— Все дети без исключения нуждаются во внимании и индивидуальном подходе. И в благополучной семье можно упустить ребенка, — говорит директор школы. — Моим ребятам нужна более серьезная степень подготовки, потому что они негатива видели больше, чем другие. И сейчас им нужна более сильная и уверенная рука, чем та, которая привела их сюда. Главная цель — вернуть их в общество. Сложности есть у всех, проблемы бывают у всех, но все зависит от нашего отношения к ним.
И хочется отметить еще одну интересную деталь. В последние годы Валентина Григорьевна Дубаневич работала под руководством своего сына. И если раньше мама не делала разницы между своими детьми и другими учениками, то здесь сын одинаково относится и к ней и к другим коллегам.
— Дома мама, а на работе только Валентина Григорьевна, и никаких бонусов в расписании. А другого отношения она бы и не позволила. Для нее всегда были и остаются в приоритете строгость, честность и справедливость. Когда был маленьким, она из нас растила тимуровцев — учила отодвигать свои интересы на второй план, помогать пожилым, заступаться за тех, кто слабее, вникать в проблему, разбираться индивидуально. Так было с раннего детства, и очень тяжело было следовать этому в 90-е годы, но все-таки мы это пронесли и детям своим передаем. А сейчас это помогает и в коллективе и при работе с детьми, — говорит сын.
Задачи по наследству
Как мы уже говорили, средний сын Валентины Дубаневич, Дмитрий, пошел по стопам отца, занимается ремонтов машин. А вот младший — Денис Марьянович — тоже стал учителем. Он, как и мама, преподает математику. Как рассказала Валентина Григорьевна, еще маленьким ходил с ней на уроки, высиживал академические часы на последней парте. Дети учителей поймут…
Денис Дубаневич работает директором Смолевичской гимназии. Только вот нетипичным. Оставил за собой любимый профильный предмет, сам готовит ребят к олимпиадам, занимается со школьниками на повышенном уровне, сам возит группы одаренных мальчиков и девочек на математические соревнования.
Кстати, директор-математик рассказал нам интересную вещь: — Любой ребенок без психофизических особенностей может знать математику на 8. Все зависит от самоорганизации, контроля со стороны и родителей и учителя, и работы на уроке. По-настоящему заслужить восьмерку, по моему убеждению, могут даже «чистые филологи». Ну, а талантливых в математике ребят здесь выделяют особо: работать им приходится усиленно и при всем добром расположении к ним директора-единомышленника, спрашивают с них строже, с чем остальных. Но зато и результат хороший. Ребята поступают на престижные специальности, хорошо устраиваются в жизни.
Самое важное в образовательном процессе-воспитать человека, — считает Денис Марьянович. — Чтобы выходили хорошие люди. И неважно, кем они станут.
Супруга Дениса Марьяновича Дарья тоже педагог. Преподавала белорусский язык и литературу, работала завучем, а сейчас заведует районным учебно-педагогическим кабинетом. Конечно, когда в одной семье такое средоточие педагогов, интересно узнать, можно ли надеяться на продолжение династии.
В семье у Дениса двое мальчишек. Нынешний девятиклассник Захар в позапрошлом году занял четвертое место в интеллектуальной викторине «Я знаю», он настоящий знаток географии. А третьеклассник Игнат пока идет по стопам бабушки и папы: очень любит математику. — Ему читать сложнее, чем решать, — смеется отец.
У Андрея Марьяновича тоже двое сыновей. Один служит в МЧС, другой в милиции. Есть у Валентины Григорьевны уже и маленький правнук Роман. А средней Дмитрий подарил семье единственную девочку Алину — настоящую любимицу деда.
Валентина Григорьевна говорит, что с внуками строгость куда-то уходит и хочется подарить им как можно больше тепла. Одним словом, бабушка. Добрая, любящая, понимающая.
В этой семье дважды празднуют Пасху и Рождество, так как сама Валентина Григорьевна православная, а вот Марьян Тадеушевич католик. Поэтому поводов собраться вместе здесь немало. Но у каждого сына свои семьи, и приходится посещать родственников по очереди. Но есть один праздник, на который семья старается собраться в полном составе. Это, конечно, День учителя. Все собираются в доме у бабушки, в тесном кругу за большим заботливо накрытым столом, с цветами и подарками. Кстати, приходят и соседи. Ведь Валентина Григорьевна приложила руку и сердце к воспитанию троих поколений этой семьи.
Те, у кого работают учителями родители, жены, мужья, дети, прекрасно знают, что это не просто профессия. Это большое, ответственное, забирающее силы и время служение. Часто — в ущерб близким. И все-таки в семье Дубаневичей двое сыновей пошли по стопам мамы, выбрав такое непростое поприще, но при этом им удалось создать свои крепкие и красивые семьи, основанные на уважении и любви.
— В чем секрет, Валентина Григорьевна, что помогает Вашим детям строить крепкие семьи, сохранять семейные традиции?
— Просто мы с мужем всегда очень любили и уважали друг друга, и сыновья это видели и ценили. И я рада, что они переняли эти отношения, и надеюсь, что и мои внуки их унаследует. А уже какую профессию выберут, не так и важно. Главное, чтобы были порядочными людьми.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!