Меню

Почему День народного единства стал любимым праздником белорусов

Почему День народного единства стал любимым праздником белорусов
Фото: из открытых источников

Неделю назад в Беларуси в третий раз отметили День народного единства.  Как известно, праздник учрежден в позапрошлом году указом Главы государства. Давайте будем честны — наши люди обладают определенной консервативностью. Тут можно ставить и знак плюса, и минуса. Но по большей части белорусский консерватизм — синоним слова мудрость и осторожность. Поэтому не все новшества в нашем социуме воспринимаются на ура. Но День народного единства стал редким и удивительным исключением. Уверен, что праздник займет достойное место среди всенародно любимых: Нового года, 8 марта, Пасхи и Рождества.

И это отнюдь не пафосное преувеличение пропагандиста. Я понял это по глазам, по искренности слов людей. Царила какая-то небывалая атмосфера любви и открытости, братства и подлинного единения. На мой взгляд, это произошло потому, что социальный запрос на этот праздник созрел давно. А события 2020 года уже в экстремальных условиях возможного начала хаоса в стране заставили многих понять цену единства народа, реальную значимость мира.

Но здесь сыграли роль не только вышеупомянутые события. Генетическая и историческая память дает о себе знать.

Многолетнее противостояние

Змагары и отравленные змагаризмом историки любят ностальгировать по временам Речи Посполитой или «райской» жизни Западной Беларуси в составе Польши. Это обрастает разного рода небылицами. Есть даже «научные труды» на эту тему. Как это происходит? Один невежда пишет чушь, другой ссылается на него, потом на двоих ссылается третий, они пишут научные статьи, защищают диссертации, могут написать даже книги. В итоге вся эта псевдонаучная ахинея начинает называться авторитетным мнением ученых.

На самом деле никакой идиллии в Речи Посполитой не было. И белорусы были самым угнетенным народом. По сути, шел многовековой геноцид. Огнем и мечом шло окатоличивание и ополячивание белорусского народа. Одной из самых жутких иллюстраций этого является история униатского епископа Иосафата Кунцевича. Сколько крови невинных пролилось в Беларуси «молитвами» этого «святоши»! Из-за его желания насадить униатство! В своем бесновании он доходил даже до того, что приказывал выкапывать тела православных из могил и отдавать их на съедение псам. В итоге после многолетних издевательств белорусы убили этого кровавого упыря. И это был, насколько я помню, единственный случай такой реакции. Веками белорусы терпели унижения по национальному и религиозному признаку.

Почему-то Польше не давало покоя обстоятельство, что в стране проживают православные граждане. И объяснить это несложно. Польша всегда была форпостом западного мира. И в формировании национального менталитета огромную, возможно, наиважнейшую роль играет религиозный выбор. Именно поэтому поляки так рьяно пытались окатоличить белорусов.

Прошлый век. Агония

Польская агония на западнобелорусских землях была бесчеловечной. В 30-е годы минувшего столетия, вероятно, предчувствуя скорый конец, польские оккупанты зверствовали изощренно. С 1926 года на всей территории Польши действовала так называемая санация. Все несогласные с идеями Пилсудского и культом польского превосходства отправлялись на «перевоспитание». В Березе-Картузской на территории Западной Беларуси для этого «перевоспитания» был создан концентрационный лагерь. Унижения по национальному признаку были повсеместно. Например, если полька входила в магазин, то белорусы не имели права входа, должны были смиренно ждать, пока пани выйдет. За нарушение — жесткое наказание. В своих усадьбах поляки обращались с белорусами хуже, чем с рабами. Например, у молодых паненок в те годы было популярно изуверское развлечение: в повозку запрягали крестьянок вместо животных и катались часами, стегая кнутом бедных женщин и девушек. Иногда среди запряженных оказывались и беременные.

А по отношению к евреям польские оккупанты значительно превосходили немецких фашистов. Убивали даже грудных детей. Особую жесткость проявляли к коммунистам. Вот описание убийства коммуниста-еврея:

«Привели в больницу, уже потерявшим человеческий вид… На лице нельзя было разобрать его частей. В ноздрях были протянуты проволоки, также в кончиках ушей… Через несколько дней… явились агенты контрразведки и после многих пыток задушили его…».

Освобождение

Исторический контекст последнего времени привил мне устойчивую нелюбовь к слову «независимость». Как только где-нибудь на постсоветском пространстве начинают горланить о независимости — жди беды. Но освобождение Западной Беларуси от польского ига — не только исторический факт воссоединения белорусского народа, но и обретение подлинной независимости. В самом лучшем, справедливом смысле этого слова. Впервые в истории.

Как известно, дата праздника приурочена к началу похода Красной Армии в 1939 году для освобождения Западной Беларуси. И чтобы не говорили змагарские псевдоисторики, это было подлинное освобождение белорусского народа. Именно поэтому красноармейцев встречали по всей Западной Беларуси с цветами и хлебом-солью. А жители Гродно вышли на окраину города с цветами, рискуя собственной жизнью, ведь в это время в городе еще шли бои.

Мультикультурность в условиях цивилизационной войны

Годы прошли. Многое забылось. У белорусов есть хорошая национальная черта — незлопамятность. Сегодня на белорусской земле в мире и взаимном уважении проживают разные народы. И наше государство не только не препятствует развитию национальных культур и языков, но и создает для этого все необходимые условия. Это же касается и вероисповедания. Среди топонимов мы встречаем кроме белорусских и польские, и литовские, и русские. Практически все проживающие в Беларуси народы оставили свой след в истории области и ее топонимике.

В Беларуси проживает немалая польская диаспора. Глава государства всегда говорит — «наши поляки», подчеркивая принадлежность таковых к единому народу нашей страны.

Но, к сожалению, в условиях информационной, а точнее цивилизационной войны, мы не можем в прекраснодушии просто восторгаться идиллией. Реалии делают нам новые серьезные вызовы. И сегодня мы должны сохранить и межнациональный мир, и саму страну. Потому что весь коллективный Запад сегодня покушается на нашу независимость.

Поэтому — долой все розовые очки! Наша мультикультурность — это прекрасно. Но я периодически замечаю тенденции холопского преклонения перед западной, в частности, польской культурой. Идет это не от государства. Например, сфера туризма. Она практически вся представлена коммерческими организациями. Пройдитесь в выходной по Советской площади в Гродно. Там всегда есть несколько туристических групп. Ключевые слова гидов: иезуиты, короли, замки, королевские охоты и так далее. Может, для туристов эти байки и сойдут. Но вопрос: почему ни один гид не подвел гостей к памятнику советскому танку? Это ведь на этом танке освобождали Беларусь от фашистов простые советские солдаты, а не Радзивиллы с Сапегами. Забыли о подвиге? Рановато. Примеров таких могу привести предостаточно. Мы стали гордиться шляхетскими жупанами и собольими шапками, стыдливо пряча старую гимнастерку красноармейца.

Хочу отметить, что свой сегодняшний европейский облик Гродно и Брест приобрели только через несколько лет президентства Александра Григорьевича Лукашенко. При шушкевичах и прочих «евроинтеграторах» этим лоском и не пахло.

Вывод прост: в условиях цивилизационной войны, развязанной против нас Западом, сохраняя мультикультурность и межнациональный мир, мы должны в первую очередь помнить о национальной идентичности.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59