Берем не количеством, а качеством: политолог объяснил разницу между СНВ и РСМД

Пока Трамп обсуждает в ООН прививки и неработающий эскалатор, от России поступают по-настоящему важные предложения. Пожалуй, главная новость этой недели, а то и года — продление Россией договора СНВ в одностороннем порядке. Президент Беларуси на Атомном форуме назвал эту инициативу «блестящей».
Но что это — блестящий жест доброй воли или блестящий расчет? Андрей Лазуткин попытался разобраться.
Значение СНВ
Договор СНВ-3 заключался между Медведевым и Обамой в 2010 году. Это время можно назвать высшей точкой российско-американских отношений, потому что дальше дела покатились в пропасть. 15 лет спустя мы имеем прецедент нападения на Курскую область и атаку на стратегические ядерные бомбрадировщики. И то, и то — подпороговые действия, то есть до ядерной войны еще не дошло. Но, согласно новой ядерной доктрине, при угрозе суверенитету Россия может применить ядерное оружие.

Вопрос только в том, по кому его применять. Суть СНВ в том, что Россия и США (только две страны ядерного клуба) добровольно ограничивают количество боеголовок — 1500 для всех типов и 700 — для баллистики. Много это или мало? По американским открытым данным, достаточно около 100 ядерных взрывов, чтобы уничтожить планету, а всего в мире примерно 4000 боеголовок. Считайте сами, сколько раз можно сжечь или отравить нашу планету, даже с учетом соблюдения СНВ.
Поэтому этот договор — не про само оружие, а про отношения, намерения и тенденции между странами. Так Россия показывает США, что готова к разрядке в одностороннем порядке, простите за рифму. Причем если в 2010-м году это была формальность, то сейчас — вполне себе военный фактор.
Так что на фоне Глобального атомного форума Россия сделала, по сути, декларацию намерений: «мы за мирный атом, ядерная война нам не нужна». Но есть одно «но».
Качество важнее количества
Потому что Россия ранее вышла из другого договора — о ракетах малой и средней дальности. Грубо говоря, если СНВ регулирует количество, то РСМД — качество ракет. Малые и средние изделия опасны тем, что их практически невозможно перехватить. И то были старые советские типы, а что уж говорить об «Орешнике» и других новейших гиперзвуковых изделиях. От них практически нет защиты.
При этом «Орешник» даже в неядерном исполнении по силе воздействия равен (а то и превосходит) ядерный взрыв. Потому что цель такого оружия — не убить как можно больше мирных жителей, чего в западных фильмах все время хотят «плохие русские», захватившие ядерную лодку. А точечно поразить бункер или базу, где сидят нехорошие люди. «Орешник» легко решает такую задачу — подчеркнем — на ЕВРОПЕЙСКОМ театре.

То есть для американцев — СНВ и жест доброй воли, а для Европы — выход из РСМД и «Орешник». Разделяй и властвуй, и именно поэтому Александр Лукашенко назвал данный ход «блестящим». Как мы помним, Владимир Владимирович даже предлагал ЕС «дуэль» — пуск в любую точку на европейской территории. Так что для поляков, немцев, британцев и прибалтов гарантирован букет острых ощущений, тем более, что Александр Григорьевич заявил: «”Орешник” уже в пути».
А вот с американцами надо договариваться, потому что они затеяли новую гонку вооружений в космосе. Трамп строит «золотой купол», и чтобы остановить эту инициативу, Россия предлагает новый договор СНВ. Мы не развертываем ракеты — а вы не строите ПРО.

Казалось бы, все логично. Правда, логика работает, только если считать, что американское ПРО нужно для обороны, как заявлено, а не замаскировано для нападения. Потому что самая страшная американская система — это никакой не «золотой купол», которого еще нет, а «Иджис», который уже давно есть. Это что-то типа «Скайнет» из фильма «Терминатор», только развернутый на кораблях и объединенный в сеть вместе с базами противоракетной обороны, например, Редзиково в Польше. А уж что стоит на тех базах и тех ракетах — знают только американцы.


Поэтому от греха подальше все эти «Иджисы» надо убрать из Европы и от наших границ — собственно, для того и начинали СВО. Пока что воз с американским ПРО и ныне там, но «Орешник» очень изменит баланс сил. Так что ждем американской реакции.
Рекомендуем



