Боевой путь Виктора Обухова — от красноармейца до Героя Советского Союза

В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны находится портрет Виктора Обухова и ряд экспонатов, свидетельствующих о том, что Герой Советского Союза, генерал Виктор Обухов, был тесно связан с Беларусью. Он мужественно защищал её в грозном, трагическом 1941 году и освобождал в победном 1944-м.
Привлекают внимание посетителей танковые часы, которые Виктор Тимофеевич передал в музей. Генерал снял их со своей подбитой боевой машины в оборонительных боях под Могилёвом, и они прошли с ним всю Великую Отечественную войну — как своеобразный оберег.

Обухов также передал в музей свою книгу воспоминаний «Ради нашего счастья», оставив дарственную надпись:
«Трудящимся города Минска, тем, кто посетит Музей Великой Отечественной войны — музей подвигов и боевой славы нашего многострадального государства. На земле Беларуси я начал громить фашистов в 1941 году и добил их здесь в 1944 году».
Боевая молодость, напутствие Ленина и становление как военачальника
Весна 1918 года. На земле Оренбуржья, родине Виктора Обухова, шли бои с белоказаками. Командиром 1-го Оренбургского казачьего полка в составе молодой Красной Армии воюет старший брат Виктора — Василий Обухов. Другой брат, Пётр, командует сотней. Вскоре командиром сотни в этом же полку становится и сам Виктор.
Спустя год Виктор Обухов — уже заместитель комиссара Новосергиевской группы войск. Позже он участвует в освобождении Уфы и в разгроме армии белых в Оренбургских и Тургайских степях.
Осенью 1919 года перспективный красный командир Виктор Обухов совершенствует свои знания на командных кавалерийских курсах в Москве. Тогда и происходит незабываемое событие в его жизни: встреча и личное общение с Лениным.
Вот как Виктор Обухов вспоминал об этом:
«И вот я в Москве. Она ошеломила меня своим величием… Кремль. Обошёл дважды, не отрывая глаз от древних его стен. Моросил дождь, но это не имело значения… Вошёл в Кремль… Там я ещё больше оказался изумлён его сказочностью… Впечатление от всего виденного сохранилось до сих пор.
Незаметно минули месяцы напряжённого обучения на курсах. На выпускной вечер приехал Владимир Ильич Ленин. Долго длились овации, гремело: «Ура!», «Да здравствует Ленин — вождь мировой революции!».
Мне было поручено выступить от имени выпускников. На трибуне сильно волновался, куда девались заготовленные слова. Комкал конспект… Взглянул в сторону Владимира Ильича, а он внимательно смотрит на меня… «Смелее, смелее!», — выражал его взгляд. Я осмелел, начал выступление… Но когда перешёл к рассказу о том, что было в станице в 1918 году, и увидел, как внимательно слушает меня Владимир Ильич, запнулся и замолчал.
«Правильно говорите, товарищ Обухов! Хорошо говорите, продолжайте», — сказал Ленин. Я воспрянул духом, закончил выступление и подошёл к столу президиума. В. И. Ленин пожал мне руку и тепло улыбнулся».
Виктору Обухову довелось воевать на разных фронтах Гражданской войны: против войск адмирала Колчака и генерала Юденича, с басмачами в Средней Азии. За умелые действия во время Бухарской операции командир кавалерийского полка Обухов был награждён именным оружием лично командующим Туркестанским фронтом Михаилом Фрунзе.
В 1939 году Виктор Тимофеевич был назначен на должность инспектора кавалерии фронтовой группы Дальнего Востока и участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе. Затем военная судьба связала Виктора Обухова с советской Белоруссией, куда он прибыл как начальник военного кавалерийского училища в Борисове. Вскоре училище было преобразовано в танковое.
В июне 1940 года Виктору Обухову присвоено звание генерал-майора танковых войск, а в марте следующего года он назначен командиром 26-й танковой дивизии Западного особого военного округа.
Отступая из Белоруссии, вернулся освободить её
В первый же день Великой Отечественной войны 26-я танковая дивизия генерала Обухова выдвинулась в направлении западнобелорусских городов Волковыск — Белосток, где в течение четырёх дней вела тяжёлые оборонительные бои, прикрывая Минское направление.
На стороне немецко-фашистских войск была лучшая боевая техника и опыт боевых действий в Европе, и дивизия Обухова была вынуждена отступить, заняв оборону на рубеже реки Березина.

Из воспоминаний самого Виктора Тимофеевича:
«Дивизия участвовала в сражении против немецкого 47-го моторизованного корпуса. Заняв оборонительные сооружения на старой советско-польской границе, мы отбивали вражеские атаки. Но силы были далеко не равные. Управление войсками, связь, взаимодействие частей фронта — всё было нарушено. Пришлось действовать самостоятельно.
28 июня, тесняя наши войска, гитлеровцы пытались с ходу прорвать оборону, захватить Минск и затем совершить бросок на Москву. Но дивизии удалось на своём участке не только отбить атаки противника, но и контратаками отбросить его на 10—12 километров на запад, нанеся большие потери в людях и технике».
В районе Могилёва танковая дивизия Обухова, несмотря на превосходство вражеских сил, успешно отбивала атаки. Командир не раз лично поднимал свои части в контратаки. В августе 1941 года дивизия несколько раз попадала в окружение. Из третьего, самого тяжёлого, когда уже не было ни боеприпасов, ни топлива, выходили пешим порядком. Тогда комдив Обухов принял решение уничтожить боевую технику, чтобы она не досталась врагу.
Сам Обухов был контужен, но, как всегда, сохранял боевой вид, показывая подчинённым пример стойкости и личного мужества.
Маршал Советского Союза И. И. Якубовский в своих воспоминаниях писал о комдиве Викторе Обухове:
«Военная судьба свела нас ещё в самом начале Великой Отечественной войны на полях Белоруссии. В. Т. Обухов командовал 26-й танковой дивизией, а я — её 51-м полком. В тех труднейших условиях комдив Виктор Тимофеевич Обухов сумел показать себя умелым, волевым организатором боя, находил разумный выход из самых критических ситуаций, которых тогда было немало».
Наш земляк, Маршал Советского Союза Иван Якубовский, также отмечал, что Обухов был образованным, культурным командиром, и людей, его знавших, «всегда восхищали его непреклонная воля и душевность».
В январе 1942 года Обухов выписался из госпиталя. И хотя после сложной операции он был вынужден ходить с тростью, тем не менее неоднократно выполнял ответственные поручения Ставки Верховного Главного Командования.
В ноябре 1942 года генерала назначают заместителем командующего гвардейской танковой армией. В апреле 1943 года он принял под своё командование танковый корпус, а 17 июля того же года генерал Обухов перед строем принял гвардейское Красное знамя, врученное корпусу.
В наступательных боях корпус генерала Обухова действовал в центре ударной группы, а с 15 августа 1943 года во взаимодействии со стрелковыми соединениями успешно совершал прорывы фронта противника. Важно подчеркнуть, что комкора Обухова в частях корпуса уважали, называли его Батей.
В одном из боёв осколок авиационной бомбы ранил Обухова. В Центральном госпитале ему сделали сложнейшую операцию. Но, горя желанием вернуться на фронт, как только встал на костыли, генерал Обухов потребовал, чтобы его выписали как можно скорее — ведь его ждали в родном корпусе. Когда ему, ещё не выздоровевшему, отказали, он покинул госпиталь тайком, вылетел на фронт и вновь вступил в командование корпусом — хотя всё ещё ходил на костылях, а раны его кровоточили.
В сентябре 1943 года корпус успешно воевал западнее и юго-западнее Харькова, затем — на Миргородско-Ромодановском, Прилукском и Киевском направлениях. Со взятием населённого пункта Золотоноша корпус вышел к Днепру в районе Канева.
Гитлеровское командование было уверено, что форсирование Днепра советскими войсками в районе Канева невозможно. Такая уверенность основывалась на том, что река здесь имеет большую ширину, низкий левый и высокий, крутой правый берег, на котором немцы возвели мощные укрепления и сосредоточили значительные силы.
Но генерал Виктор Обухов решил форсировать Днепр именно в этом районе. К вечеру 29 сентября 1943 года здесь были сосредоточены все силы корпуса.
Во время одной из атак генерал Обухов был вновь контужен и отправлен в полевой госпиталь. Находясь на излечении, он сначала требовал от подчинённых командиров полной информации о ходе боевых действий, а затем и вовсе самовольно покинул госпиталь. Вернувшись на свой командный пункт, продолжил руководить боевыми действиями.
Его корпус форсировал Днепр в районе Канева и захватил небольшой участок на правом берегу. Начались упорные и ожесточённые бои. Когда боевая ситуация стала критической, на плацдарм прибыл сам Обухов — и несколько раз лично поднимал воинов в контратаки, чтобы удержать занятые позиции.
За умелое руководство войсками при форсировании Днепра генерал Виктор Обухов был награждён орденом Ленина, а вскоре ему присвоили звание генерал-лейтенанта.
В июне 1944 года корпус генерала Обухова был введён в прорыв глубоко эшелонированных вражеских позиций в Белоруссии, в районе Витебска — Орши. За трое суток корпус продвинулся более чем на 100 километров.
28 июня 1944 года корпусом Обухова были разгромлены части четырёх вражеских дивизий, штурмом освобождён город Лепель Витебской области. На следующий день корпус, преодолев сопротивление немцев, с ходу форсировал Березину и захватил плацдарм на её западном берегу. Одновременно, совершив глубокий обходной манёвр, части корпуса Обухова освободили местечко Зембин, что сыграло важную роль в освобождении города Борисова.
1 июля 1944 года в приказе Верховного Главнокомандующего войска генерала Обухова были названы как отличившиеся при форсировании Березины и овладении Борисовом.
Крупные успехи были достигнуты и в последующие дни. В ночь на 2 июля 1944 года корпус Обухова штурмом овладел городом Вилейка, затем освободил города Молодечно и Сморгонь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство генерал-лейтенанту Виктору Тимофеевичу Обухову было присвоено звание Героя Советского Союза.

На завершающем этапе Великой Отечественной войны
За умело проведённые боевые операции в Прибалтике комкор Виктор Обухов был награждён орденом Суворова I степени.
О его таланте военачальника писал даже известный английский военный писатель и историк Джон Ф. С. Фуллер в своей книге «Вторая мировая война. 1939—1945 годы»:
«Занятие Шауляя, который находился почти в 150 милях западнее Даугавпилса, было осуществлено подвижной танковой колонной генерала Обухова, который сразу после занятия города двинулся прямо на север и 31 июля, застигнув в Елгаве немцев врасплох, выбил их из этого важнейшего железнодорожного узла. Продолжая двигаться с боями далее на север, он занял Тукумс и таким образом перерезал единственную оставшуюся у Линдермана (командующего немецкими войсками в Прибалтике. — Прим.) железную дорогу в Германию. Танковая колонна генерала Обухова застала врасплох генерала Линдермана, за что последний был снят с должности и заменён Шернером. Но Шернер не сумел выправить положение к лучшему».
Однако враг по-прежнему оставался сильным. Когда боевая обстановка резко осложнилась в результате мощной контратаки немцев, генерал Обухов не потерял самообладания. Его части достойно встретили врага.
Вот что говорится об этом в книге А. Самсонова «От Волги до Балтики»:
«В. Т. Обухов в эти августовские тяжёлые дни был, как всегда, спокоен. От всего облика генерала — его невысокой, подтянутой фигуры, твёрдого взгляда, негромкого голоса, в котором выражалась непреклонная воля, от того, как он выслушивал тревожные сведения, — каждому становилось ясно, что генерал даже в мыслях не позволял сомневаться в благоприятном исходе развернувшегося грандиозного сражения.
И эта воля к победе, эта уверенность и спокойствие в сложной обстановке передавались всем подчинённым. Он особенно часто появлялся в боевых порядках частей, где складывалось угрожающее положение. Здесь, под огнём, он выслушивал доклады командиров, тут же отдавал приказания, награждал, беседовал с солдатами и офицерами.
Возвращаясь в штаб корпуса, генерал проверял чёткость, оперативность его работы, давал указания, а затем снова ехал в боевые порядки, имея при себе радиостанцию и оперативную подвижную группу, чтобы в любой момент и в любом месте быть в курсе событий и влиять на них».

После победы над фашистской Германией 3-й гвардейский механизированный корпус генерала Обухова был передислоцирован на Дальний Восток, где участвовал в разгроме войск милитаристской Японии.
Рекомендуем


