Двухлетняя проблема города-спутника: уехать на работу — сложно, вернуться домой не всегда получается
В ноябре исполнится два года с тех пор, как получили ключи от долгожданного жилья жители первого экспериментального дома для минчан-очередников по новой улице Гавриила Тихова в городе-спутнике Смолевичи. С тех пор многое изменилось. Работает прекрасный сад, на подходе — второй, дети ходят в красивую новую школу, появились хорошие дороги, пешеходные связи, оборудована стильная набережная, созданы уютные скверы. 1 сентября, в день открытия новой школы, новоселами двух новых «минских» домов стали жители-очередники из Смолевичского района. И вроде бы внешне все очень неплохо. Картинка, прямо скажем, впечатляет. Но это на первый взгляд.
Хорошо приехать в Смолевичи личным транспортом днем в будни или в выходной день и не спеша прогуляться по новым местным достопримечательностям, взять кофе, а потом уединиться на стильной скамейке с видом на водохранилище. Но есть и «нехорошо». Это когда утром, отведя ребенка в сад или школу, бежишь на остановку и не знаешь, успеешь ты сегодня на работу или нет. Потому что там уже стоят 20 таких же человек, как и ты. И они тоже мечтают влезть в маршрутку или автобус, которые из центра города едут полными. Если год назад люди надеялись сесть, то сейчас за счастье хотя бы стоя доехать до Минска.
За поездку на маршрутном такси, которое курсирует каждые 10-15 минут, надо отдать 4 рубля, в автобусе 447Э — 2 р. 90 к. Но вот ездит он нечасто. И родителям, которые приводят ребенка в сад к 7, на 7:10 успеть сложно, а в 8:30 ехать — поздно. Но и без них на остановке тесно. Кому повезет, тот уедет на автобусе, кто не влезет — придется на маршрутке. Но и они часто проезжают мимо остановки, не останавливаясь, потому что переполненные. Теоретически, можно добраться на электричке, благо утром они ходят исправно. Для смолевичан, которые живут в центре или в районе Орджоникидзе недалеко от станции «Смолевичи», — это самый удобный и бюджетный транспорт, стоимость которого не превышает 1р. 50 копеек. Но жителям нового микрорайона этот вариант не очень подходит. До электрички утром можно добраться на первом автобусе, который ходит в 05:00, 05:54, 06:46. Люди, которые работают на заводах, а таких немало, идут пешком (2 800 м и 30 минут в пути) или доезжают до железнодорожной станции на машине. Говорят, ранний автобус может и не прийти.
Маршрутное такси 470, которое с утра подвозит людей в Минск, в обратном направлении начинает ходить только с 7 утра и не успевает к последней удобной электричке — она отправляется в 7:24.
Илона Мирошникова живет здесь не более месяца, но за ситуацией с транспортом наблюдает с тех пор, как начали строиться.
— Неудобно, что на маршруте 447Э работает только один водитель, а потому перерывы между автобусами в утренние часы составляют 1:20 — 1:40. А когда приходит, так он уже битком набит. Мы садимся на улице Гавриила Тихова, и утром часто уже не вбиться ни в автобус, ни в маршрутку — приходится пропускать, опаздывать. Конечно, по деньгам тоже выходит дорого. Доехать автобусом от Минска стоит 2р. 90 к., а маршруткой на 1р. 10коп. дороже. Если в семье маршрутным такси пользуется 1 человек, то поездка в Минск и обратно обойдется 8 рублей в день, плюс общественный транспорт. А если 4 человека? В день на поездки уходит 40 рублей, а за 20 рабочих дней — 800. Значит, половину зарплаты надо отдать на транспорт? Электричкой, конечно, дешевле. Но по времени самый лучший вариант — это автобус. Ну, пустите его каждые полчаса, чтобы можно было на работу попасть. Это дешевле, чем маршрутка, — говорит жительница Илона.
— Сейчас наши сдавшиеся три дома заселены примерно на треть, а что будет, когда все переедут и сдастся еще один? Личный автомобиль проблему не решит — добираться на своей машине еще дороже.
— Вечером проблема другая — сложно уехать из Минска. Последний автобус идет в 21:15, но желающих гораздо больше, чем она может вместить. Моя дочь учится в колледже, где три раза в неделю дополнительные занятия заканчиваются в 21:25. Добраться до «Востока» не успевает. Получается, ей надо ждать электричку до полуночи, либо проситься ночевать к друзьям…
Соседка Илоны Анна Сакович рассказывает, как выехала с коляской в Минск — надо было к врачу.
Когда ехали в Минск, место в 447-м «Немане» было, а назад нас просто не взяли. Водитель сказал, что с коляской не влезу, а багажное отделение не открыл. Пришлось с младшим ребенком оставаться в Минске — поехали к родителям.
Люди в местных чатах жалуются, что на работу опаздывают просто потому, что не могут влезть в автобус или маршрутку.
Иван Адамович автобус и маршрутку не рассматривает: для молодой семьи с тремя малолетними детьми и кредитами каждый день отдавать на дорогу 10 рублей, с учетом метро, дорого. Его супруга пользуется электричкой. Но и здесь проблемы.
— Жена поздно вечером возвращается на электричке и добраться домой с вокзала уже нечем: ни маршруток, ни автобусов. У нас по Комсомольской идет ремонт дороги, освещения нет — идти опасно. Приходится оставлять детей дома, чтобы ее встретить, — сообщает Иван.
Переселенцы из Минска — обычные люди — с кредитами на жилье, часто взятой в рассрочку мебелью и телефонами. У многих трое и более подрастающих детей, которым помимо полноценного питания, каждый сезон нужна новая одежда, нужно оплачивать развивающие кружки и так далее.
— И при этом в любое время из школы и сада ко мне может прийти проверка и попросить показать холодильник, — говорит Илона Мирошникова, — и вряд ли я смогу объяснить кому-то, что ползарплаты у нас уходит на проезд. Нам в письмах отвечают, что нерентабельно пускать дополнительный автобус, потому что они не окупаются… Но как же не окупаются, если в битком набитом транспорте едут стоя 10 человек, и каждый из пассажиров платит по 2.90?
Вероника Беляева минчанка в 4-м поколении, но при этом решилась строиться в городе-спутнике.
Девушка проблемой транспорта озаботилась еще задолго до заселения, поговорила с местными, изучила расписание. Затем составила обращение в ответственные инстанции, опубликовала текст в чатах и выяснила, что его готовы подписать будущие соседи.
— Конечно, этот вопрос волновал большинство тех, кто не планировал менять работу и собирался по-прежнему работать в столице, — говорит Вероника. — Мы с сестрой, которая тоже здесь строится, составили обращение, разместили его в телеграмм-канале новых жильцов, люди стали отзываться. Первые подписи мы собрали 25 июля. Я стала с обращением прямо возле УКСа, куда жильцы нашего дома пришли за справками. В первый день мы собрали около 90 подписей. Потом люди нас искали в Минске, поскольку ключи тогда еще никто не получил. Вскоре о нашей инициативе узнали другие смолевичане из нашего микрорайона, у которых такая же проблема. Через месяц подписей было уже 189, и вместе с обращением мы отправили их по инстанциям: в Миноблисполком, в Минсктранс, в Минскоблтранс и в Смолевичский райисполком. Мы просили увеличить количество рейсов экспрессного маршрута 447Э и снизить стоимость хотя бы на поездку в маршрутном такси. Вскоре нам стали приходить ответы, из которых было понятно, что наши проблемы никого не интересуют.
Такое ощущение, что нас просто выбросили на обочину. Минск от нас открестился: «уезжаете — скатертью дорога», а здесь мы никому не нужны.
Так какие ответы получила инициативная группа?
От Смолевичского районного комитета в ответ на электронное обращение граждан пришел следующий ответ:
«Социальные стандарты в сфере транспортного обслуживания в г. Смолевичи выполняются в полном объеме. Перевозка пассажиров с ул. Белореченская (ост. Пункт «Белореченская») до железнодорожной станции «Заречное» осуществляется автобусом по маршруту №1 «Белореченская — жд. оп. «Заречное» по будням в 05:00, 05654, 06:45, при этом время отправления откорректировано под расписание движения электропоездов от станции «Заречное» до станций «Минск-Пассажирский» и «Минск-Восточный». <…>
Исходя из этого, перевозка пассажиров по вышеуказанному маршруту осуществляется своевременно и в полном объеме.
«Кроме того, перевозка пассажиров в прямом сообщении из г. Смолевичи осуществляется автобусом по маршруту 447Э «Смолевичи-Минск» со временем отправления от железнодорожной станции «Заречное» в 06:20, 7:00, 08:50, 10:35, 14:30, 17:00, 18:50, 20:30, и в обратном направлении от ост. пункта «ст. метро «Восток» в 07:10, 07:55, 09:45, 11:30, 15:25, 17:55, 19:45, 21:15.
Дополнительно сообщаем о том, что в городе Смолевичи также осуществляется перевозки пассажиров маршрутным такси 470 «Смолевичи-Минск» по маршруту от железнодорожной станции «Заречное» до ост. Пункта «ст. метро «Восток» и в обратном направлении в часы пик — каждые 8 минут, в остальной период времени каждые 15 минут».
От Миноблавтотранса пришел более подробный ответ:
«ОАО Миноблавтотранс» не является ни оператором, ни заказчикам по маршрутам, указанным в обращении. Соответственно Ваше обращение не содержит вопросов, находящихся в компетенции ОАО «Миноблавтотранс». В соответствии с Решением Смолевичского районного исполнительного комитета №839 от 02.04.2018 года заказчиком автомобильных перевозок в регулярном сообщении по пригородному автобусному маршруту №447Э «Минск-Смолевичи» является Минский областной исполнительный комитет, а оператором — Минское областное коммунальное транспортное унитарное предприятие «Миноблпассажиртранс».
«Справочно: информируем, что в настоящее время организована работа пригородного экспрессного автобусного маршрута в № 447Э «Смолевичи-Минск», схема движения которого включает в себя выполнение остановочных пунктов «ж/д о.п. Заречное», «Гавриила Тихого», ст. метро «Восток» в прямом и обратном направлении.
При этом работа автобусов по вышеуказанному маршруту сформирована с максимальным их задействованием в течение рабочей смены, а также с учетом действующего законодательства, касающегося труда и отдыха водителей.
Соответственно, учитывая ограниченное число подвижного состава, имеющихся в филиале «Автомобильный парк № 18» ОАО «Миноблавтотранс», организация работы пригородного экспрессного автобусного маршрута №447Э «Смолевичи-Минск» в период с 5:00 до 9:00 и с 16:30 до 20:00 с интервалом движения не более 15 минут в настоящее время не представляется возможным. Предлагаем планировать ваши поездки с учетом действующего расписания движения автомобильного и железнодорожного транспорта».
«Дополнительно информируем вас, что по мере поступления на баланс филиала «Автомобильный парк 18 ОАО «Миноблавтотранс» большего числа автобусов, их работа может быть реорганизована с учетом Ваших предложений».
А вот представители коммунального унитарного предприятия «Столичный транспорт и связь» приехали разбираться лично и встретились с инициативной группой прямо у дома. Поговорили, посмотрели и прислали свое заключение:
«Информируем Вас, что 05.10.2022 была проведена рабочая встреча с Вашим участием и другими заинтересованными жителями г. Смолевичи по вопросу организации транспортного обслуживания города-спутника Смолевичи. По итогам рабочей встречи было принято решение о проработке вопроса организации городского экспрессного маршрута Минск-Смолевичи автобусами категории М-2 (маршрутное такси) с конечным остановочным пунктом в г. Минске около станции метрополитена».
То есть, проблему увидели и есть надежда, что транспорта станет больше. Но опять же, восполнить недостаток планируется за счет маршрутных такси, которое, как выяснилось, не всем по карману.
В Минском областном исполнительном комитете Веронике Беляевой ответили так:
«В настоящее время транспортное обслуживание населенных пунктов Республики Беларусь осуществляется в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2003 г. №724 «О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики» (далее — система).
Согласно пункту 29 системы нормативы обслуживания населения в рамках городских перевозок для городов и городских поселков с численностью населения от 10 до 30 тысяч человек — один автобус на 8 тыс. человек.
По состоянию на 1 января 2022 г. численность населения в г. Смолевичи составляла 20 548 человек».
«В настоящее время перевозка пассажиров по городским маршрутам в вышеуказанном населенном пункте выполняется тремя автобусами, ввиду чего требования системы выполняются в полном объеме.
Транспортная связь квартала №2 г. Смолевичи с железнодорожными станциями «Смолевичи», «Заречное» и центром города обеспечивается городскими маршрутами №1 железнодорожной станции «Заречное-Белореченская» с выполнением 10 рейсов в прямом и обратном направлении еженедельно, №3 «Орджоникидзе-Липки» с выполнением 58 рейсов в прямом и обратном направлении еженедельно.
Транспортное сообщение между г. Смолевичи и г. Минском обеспечивается пригородным маршрутом в экспрессном сообщении №447Э «Минск-Смолевичи» с выполнением 50 рейсов в прямом и обратном направлении еженедельно. Перевозка пассажиров по вышеуказанным городским и пригородным маршрутам выполняется автобусами, работа которых сформирована с максимальным задействованием их на выполнение рейсов, предусмотренных расписаниями движения на определенный день недели. Уменьшение интервалов времени между рейсами потребует задействования дополнительных автобусов. В соответствии с информацией, полученной от автомобильного перевозчика «ОАО «Миноблавтотранс», техническая возможность увеличения подвижного состава в настоящее время отсутствует. Таким образом, организация дополнительных рейсов по вышеуказанным маршрутам не представляется возможной».
В письме также отмечается, что более 100 регулярных рейсов по указанному маршруту выполняются маршрутным такси, а относительно стоимости сказано следующее.
«В части, касающейся стоимости услуг автомобильных перевозчиков, сообщаем, что в соответствии с решением Минского областного исполнительного комитета от 14 декабря 2016 года №1153 «О тарифах на пригородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении» (далее — решение) тарифы на автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или) ручной клади в регулярном сообщении устанавливаются автомобильным перевозчиком исходя из предельных максимальных тарифов на пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении за один километр проезда. В соответствии с вступившим в силу постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 12 июля 2010 г. №114 тарифы на междугородные автомобильные перевозки пассажиров, багажа и (или ручной клади) в регулярном сообщении самостоятельно устанавливаются субъектами предпринимательской деятельности.
На основании вышеизложенного, вопрос формирования тарифов находятся в компетенции автомобильных перевозчиков, однако размер тарифов на пригородные пассажирские перевозки из расчета на один километр проезда не должен превышать ограничений, установленных решением, в то время как на междугородные пассажирские перевозки не ограничен действующими нормативными актами».
Получается, что перевозчик сам волен назначать цену проезда…
Что увидел журналист
Корреспондент «Минской Правды» наблюдает ситуацию в северо-западном микрорайоне города-спутника на протяжении двух лет. В ноябре 2020-го, когда в Смолевичах сдали первый дом для минчан по ул. Гавриила Тихова, 2, автобусы 447-го экспресс-маршрута — длинные «МАЗы» — действительно ходили полупустыми. Об этом маршруте мало кто знал, и можно было наблюдать картину, когда с одной и той же остановки уходил автобус с 3-5 пассажирами, и битком набитая маршрутка. Неудивительно, что за нерентабельностью количество рейсов сократили, а сами автобусы заменили компактными «Неманами», которых до нынешней осени вполне хватало.
Но с появлением новоселов ситуация изменилась.
Что на остановках?
Ознакомились с ситуацией на остановочных пунктах по ул. Гавриила Тихова и ст. метро «Восток» на протяжении дня. На остановке по ул. Гавриила Тихова больше всего людей собирается до 8 часов: до 20 человек. В 9 утра 447Э-й автобус ждут как минимум 8 счастливчиков, которым на работу к 10. В 3 часа — снова 8. С 10 до 13:00 на остановке было пусто. В обед людей совсем немного — до 5 человек. Но надо подчеркнуть, что этот остановочный пункт предпоследний в городе, и по ходу следования люди подсаживаются еще в трех местах.
А вот на станции метро «Восток» ситуация другая. Там во второй половине дня желающих уехать домой все больше.
После 18:00 в очереди может стоять 40-60 человек. Ближе к 20:00 за переполненными маршрутками выстраиваются известные такси: пассажирам за счет количества выходит дешевле. Это к вопросу о нерентабельности маршрута… Может, все-таки выгоднее вернуть более вместительные МАЗы и добавить хотя бы по одному маршруту утром и вечером?
Еще раз о нормативах
В письме облисполкома отмечается, что на 1 января 2022 г. численность населения в г. Смолевичи составляла 20 548 человек. Но с тех пор в одном только северо-западном микрорайоне сдалось 5 домов (3 из них для минчан), на подходе шестой, в течение 2023 года сдадутся еще как минимум 5 домов. Только за 9 месяцев текущего года население одного этого микрорайона приросло как минимум на 3000 человек. Ведь в каждом многоквартирном доме проживает от 800 до 1500 человек
Только в этой части города-спутника уже живут не менее 8 тысяч граждан. Большая часть взрослого населения работает в Минске, и город Смолевичи не в состоянии обеспечить их всех рабочими местами.
Если в целом по райцентру, то многоэтажки соседствуют с частным сектором и северо-западная часть — это сплошная многоквартирная застройка. Раньше в Смолевичах работало три школы. Согласно генплану, на один только новый микрорайон приходится два таких учреждения. Количество детей в новой СШ 5 уже превышает проектные мощности. А число домов здесь будет расти с каждым годом.
Большинство жителей новой застройки — это переехавшие минчане, у которых рабочие места в столице. Но и люди из центра города тоже ездят в Минск на работу, и маршрутка 470 приходит на остановку по ул. Г. Тихова уже полная, а здесь в нее садится такое же количество человек, которое транспорт собрал на трех остановках по ходу следования с о.п. «Заречное». А совсем скоро, ключи получат очередные новоселы, и ситуация усугубится еще больше.
Каждый раз, когда делаешь материал об общественном транспорте, получая устные комментарии или письменные ответы, как в этой статье, сталкиваешься с тем, что люди, ответственные за решение этих вопросов, к сожалению, этим видом транспорта не пользуются. А достаточно было бы приехать в час пик на остановку по ул. Гавриила Тихова в Смолевичах или на станции метро «Восток»… И тут неудивительно, что у инициативных граждан опускаются руки. Когда люди просят решить вопрос с транспортом, чтобы вовремя добраться на работу в Минск, им перечисляют внутригородские маршруты и отвечают, что социальные нормативы выполняются в полном объеме. Но разве это норма — ехать стоя в маршрутке или автобусе всю дорогу до Минска или обратно, или вовсе не вернуться домой просто потому, что не влез в автобус?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!