Беларусь попрощалась с Занковичем: Азарёнок о мастере, стоявшем за Батьку
Беларусь попрощалась со скульптором Валентином Павловичем Занковичем. Мастер ушёл в Небесную Мастерскую. Век Двадцатый, свирепый, могучий, гигантский, железный, эпохальный — всё дальше от нас.
Достаточно лишь перечислить работы, где Валентин Павлович выступал или в группе авторов, или создавал сам. «Хатынь». «Брестская Крепость — Герой», «Беларусь Партизанская», Оршанская «Катюша», скульптурные композиции у Стеллы «Минск-Город-Герой», «Пограничники Брестской Крепости». Важнейшие точки истории нашей страны, те места, где шла битва, где лилась кровь, где вставали в полный рост — там ныне его скульптуры, его образы, его монументальные шедевры.
Валентин Павлович — яростный сторонник Президента нашей страны. Он из той плеяды творцов, что распознали всю мерзость развала Советского Союза и воспротивились ей. И увидели в Александре Лукашенко того, кто спасёт Отечество, кто сохранит нашу землю от порабощения, от угнетения, от участи международной панели. Среди них — имена первой величины. Это Иван Шамякин, Михаил Савицкий, Виктор Туров, Владимир Гостюхин, Максим Танк и многие другие. Они встали рядом с Президентом. Это разбивает вековечный миф и бред наших заграничных деятелей антикультуры о том, что «интеллигенция не приняла Лукашенко». Лучшие умы, гении — встали за Батьку.

И этого образованцы им не простили. Они, отступившие после политического разгрома в сферы культуры и образования, засевшие на многих постах, захватившие культурные высоты, стали травить и оттеснять тех творцов, что имели смелость идти против мейнстрима, имели своё твёрдое мнение, тех, кто бился за Батьку словом и образом не по должностной инструкции, а по зову сердца. Таких — не любят. Таким — завидуют. Испокон веков ведь у нас в творческой среде слава и успех «коллеги» — почти смертное непростительное оскорбление. Этих людей — выковыривали, прятали, оттесняли. Тем более, что они не сильны в аппаратных играх и интригах, в чём преуспели те, кого Пушкин называет «чернь», а Лермонтов ещё жёстче — «свободы, гения и славы палачи».
Нас пытались отучить от монументального духа в искусстве. Нас хотели уменьшить и сузить. Сделать «чижиками-пыжиками». Мелкими тутэйшими хитрыми лавочниками. Кривой авангард, который зачастую просто маскирует бездарность, хотели представить как некий уже почти святой канон, как великое открытие. Потому и не любят подлинных великих мастеров — рядом с их шедеврами уродство и есть уродство, и его по-другому не назовёшь. Но не вышел этот великий обман. Ибо великая наша история — она наполнена и гигантской болью, и гигантскими подвигами, поступками ростом в шар земной, а потому требует воплощения в могучих полотнах, в великих образах, требует большого размаха и простора. Таковы работы Валентина Павловича Занковича.
Партизанская страда и горе матери, мощь советского оружия и воля народа-победителя — всё это навсегда в граните, стали и мраморе, в бронзе. А Валентина Павловича проводили в Небесную Мастерскую военный оркестр, Государственный Стяг, рота почётного караула. Мастер изваяет на небесах образ Беларуси — великой молитвенницы и подвижницы. Господь его благословил на это.
Рекомендуем