Евгений Пустовой о том, почему Родина всегда должна быть в приоритете
Беларусь — социально государство. Это нам напоминает не только общественная реклама и сюжеты с участием социальных служб. В стране создана вертикаль социальной помощи. Если в 90-е мы были в основном одинаково бедны, в начале 21 века богатели почти с одинаковой скоростью, то сейчас уже далеко не одинаково относимся ко всеобщему благосостоянию. Конечно, в любом обществе будут как очень богатые, так и очень бедные. Все зависит от стартовой площадки, воспитания, поведения, здоровья и так далее.
Беларусь — на уровне
Уровень неравенства доходов — важный макроэкономический фактор. Если между богатыми и бедными пропасть, это представляет риск для экономики и чревато социальными катаклизмами. Сильное неравенство демотивирует людей, снижает производительность труда и предпринимательскую активность, что в конечном итоге замедляет рост ВВП. Люди с низкими доходами не могут реализовать свой потенциал, у них слабая покупательная активность, что отражается на общем спросе в экономике.
Например, в нашей стране доходы 10% самых богатых в среднем в 6 раз превышают доходы 10% самых бедных. Для сравнения: в Польше или Швеции — в 7,3 раза, в Латвии и Литве — в 11 раз, в России — в 15,4 раза
Успешность социальной политики государства определяется именно дельтой между самыми богатыми и самыми бедными гражданами. Индексом Джини. Так что чем меньше будет разница между обитателями элитных районов и спальников, между сельчанами и жителями столицы тем эффективнее социальная политика государства. Это ведь не только пенсии и пособия, это еще и похожие возможности реализации человека в разных регионах страны. Страна развивается, поэтому мы уже переросли раздачу «секонд-хенда» и продуктовых наборов. Хотя в советское время фронтовикам всегда пологался к 9-му Мая паек.
Теперь время адресной помощи. И было бы хорошо, когда не социально незащищённые слои населения шли за помощью в соцслужбы. А работники территориальных центров искали таких беззащитных белорусов. Одиноко проживающим, особенно женщинам в возрасте, помочь с топливом, матерям — одиночкам, собрать портфель. Ведь все эти инструменты есть в арсенале, но лучше, чтобы он работали не по заявительному принципу. Но с другой стороны не перегнуть бы палку.
Золотая середина социальной политики
Лучше всего и цивилизованнее, это когда начисляют до определенного уровня доходов. Но для этого нужны резервы. Где брать? С повышенного налога на роскошь. Так у нас нет владельцев транскорпораций и олигархата. В Беларуси вообще нет моды на вычурность богатства. Молодые или глупые обладатели авто — не в счет. Их мизер.
А вот вопрос к иждивенчеству есть. Где эти границы. Социальноориентированая страна и иждивенчество. Например, одна семья получает льготы и в поте лица сама трудится. На работе, на огороде, а затем еще мама — на кухне, отец — в гараже мастерит. А другая — декрет превращает в бизнес. Причем в первом варианте, у детей грамоты и благодарности, а в другом — покалеченная психика и перспективы общения с ИДН. Кто только не занимается воспитанием этих детей: учителя, милиционеры и даже военно-патриотические классы. И что делать? Подходить индивидуально.
Отдельная тема — отношение горожан к своими подъездам и площадкам. Владельцы личных подворий не ждут, когда им снег почистят или фасад покрасят. Да у них жировки полегче будут. Но если подбить калькуляцию, многим жителям «спальников» захочется не критиковать, а сказать «спасибо» городскому ЖКХ. Хотя все зависит от воспитания. В том числе комок бумаги мимо или прямо в урну.
Зрелость общества определяется по тому моменту, как оно относится к старикам и детям.
Больно по зубам
Зато приспосабливаются те, кто в погоне за длинным рублем, вкладывают свои силы в экономику других государств, а зубы лечить приезжают к нам в страну. Дешевле и качественнее. Порой, доходит до смешного, когда противники «режима» приезжают поправить здоровье за счет казны и страны, которую они хотели разрушить. Прости, но мы заелись настолько, что это становится вредной общественной привычкой, когда, уезжая заграницу, открыто говорим: «не скучайте, буду приезжать лечится». Так что иждивенчество — это не только маргинал, сидящий на шее у государства. Это и утаенные налоги, и неучастие в формирование бюджета. Помните эти марши тунеядцев. Мол, много их было! А потом многие продолжили «гулять» в 2020 году. Так вот, когда вам будет интересно, почему на вашем маршруте автобус, а не электробус (а ведь если не решение Первого о суверенной промышленной политике, то… все бы — приехали), то обратитесь к незанятым в экономике страны. Блага потребляем все, а вкладываемся не все. Это как улей, в котором часть трутни. Нет, на себя они работают, а в госбюджет и копейки не перечислят. Получается, богатейших предприниматель, который честно и исправно платит налоги ближе социальному государству, тем кто лишь пользуется благами, не платя налоги.
Зарплаты можно поднять и строителям, и кондитерам, но цены заметно вырастут. А все готовы ли к таким переменам?
Кстати, если раньше иждивенчество было характерно для определенной части общества, то сейчас «прошаренность» становится приметой поколений.
Диагноз для иждивенчества
Особенно остро это ощущается в здравоохранении, образовании и науке. Элита и опора. Должны вести общество за собой. Есть такие. А есть те, кто разбегается как известные насекомые при включенном свете.
— Должны быть исключительно профессионалы. Преданные своему делу и государству люди. Это важнейший элемент. И я очень рассчитываю на это. Знаю, что вы человек внеклановый. Хотя в Минздраве у нас там и семейные династии так называемые, и кланы, и прочее. Чего только не хватает… Этого быть не должно. Я очень рассчитываю, что вы положите конец этому. Преданный делу человек, профессионал, государственник. Чтобы он не сидел на должности и не смотрел куда-то там на соседнюю страну, как бы быстрее сбежать — не то денег больше, не то еще чего-то. С этим мы тоже разбираться начали, — сказал глава государства. — А то у нас некоторые беглые на Западе сидят, а тут родственнички и прочие творят то, что творили раньше. Только втихую. Мы это видим и принимаем меры противодействия. Ситуация непростая. Потерять страну мы не можем. Беларусь должна быть суверенным, независимым государством, не создавать проблем соседям. И это страна, где должны жить и дети наши, и внуки и так далее, — подчеркнул белорусский лидер.
Вот в чем катастрофа иждивения — в том, что так мы сами себя погубим. Нельзя хамски относится к родителям и Родине. Нельзя плевать в колодец из которого пьем.
Минздрав — это лицо и социальной политики государства и барометр, по которому общество оценивает декларируемые нашей страной справедливость и равные возможности. А порой и всю систему работы государства. А опора политики Лукашенко — учителя и врачи. И не надо примитивно думать, что специалиста растят в университете. А все годы до этого, а среда — это все тоже инвестиции государства. А когда инвестиции не приносят дивидендов — все истощается. Мы же этого не хотим. Мы же любим страну. Любить только по частям нельзя.
Отвечая на вопрос закрепления кадров на местах и комментируя ремарку журналиста, мол, отдельные молодые врачи не хотят оставаться в регионах, потому что, как признаются сами, «скучают по Зыбицкой», Александр Ходжаев подчеркнул:
— Врач — это призвание в первую очередь, и Зыбицкая не является тем аргументом, который требует какого-то обсуждения для качества работы и нахождения на рабочем месте. Если человек после окончания университета должен работать на селе, в районе, значит он там должен работать. Значит, сегодня потребность данной территории является приоритетом.
Иждивенчество — это ведь побочный продукт неправильного воспитания и в семье, и в государстве. Правильное отношение — стал на ноги, не забывай о родителях и Родине. Протяни руку помощи, стань опорой, как некогда ты уже это получил.