Меню
Мядельский райисполком

Репрессии. Бельгия — страна ЧВК и отрубленных рук

Если вы думаете, что Бельгия — страна комнатных собачек, пряничных домиков, пива и пирожных, это не совсем так. Кукольная держава организовала геноцид в Центральной Африке, истребив примерно 15 миллионов человек, и еще 15 миллионов негров числилось рабами в Свободном государстве Конго. Пряничные домики строили на деньги, полученные от грабежа алмазов, каучука и слоновой кости, а сама схема работает до сих пор.

Раньше колониальные войны ограничивала логистика. Морские державы 500 лет подряд создавали береговые базы для работорговли и накопления местных ресурсов, и выгребли из прибрежных зон Африки все живое. Вглубь континента европейцы не лезли и нанимали местные племена для угона рабов, которые, в свою очередь, убегали еще дальше от побережья. Это привело к тому, что в Центральной Африке постепенно образовался самый жирный кусок природных и трудовых ресурсов, которые до поры до времени защищал климат и рельеф. Однако уже к концу XIX  века появляются пулемет, пароход, паровоз и хинин от малярии, что позволило белым проложить транзитный путь по реке Конго через центр Африки и не умереть по дороге.

Черные мыши, давайте жить дружно

Когда современник листает пособия по географии, сей предмет не вызывает у него особых чувств. Вот есть топография, а есть какая-нибудь геоморфология. Однако 150 лет назад география была передовой отраслью, почти как нынешнее айти. В разведку ресурсов и экспедиции вкладывали пиар и огромные деньги, чтобы получить еще больше прибыли. А сильные мира сего проводили географические конференции (на манер Давосского клуба в Швейцарии), где рассказывали, что инвестиции в пулеметы и хинин нужны для свободной торговли, просвещения народов и прекращения племенной вражды.

Так лучшим другом негров стал бельгийский король Леопольд II. К тому моменту западный капитализм окончательно взял за горло правящие династии в Европе, и те по факту являлись рядовыми, хоть и крупными капиталистами, но уже не единоличными хозяевами своих держав. Таким неприкаянным собственником был и Леопольд, которому очень хотелось выкупить какие-нибудь территории в личное управление. Сейчас мы бы назвали его инвестором: у него было несколько проектов купить Тайвань и Филиппины, вложиться в строительство Суэцкого канала и железных дорог в Китае, но эти рынки были давно поделены и бельгийцев там не ждали.

Как Леопольду удалось откусить жирную собственность в Африке (более двух миллионов квадратных километров, что примерно в 76 раз больше Бельгии)? ООН тогда не было, однако требовалось согласие основных мировых держав на оккупацию заявленной территории. На Центральную Африку претендовали все, но отдать ее кому-то из крупных хищников означало слишком его усилить. Леопольд, как слабый игрок, всех устраивал, плюс он обещал равные условия всем иностранным компаниям и беспошлинную торговлю (статус эдакой международной колонии).

Под эту идею мировые игроки провели красивую Берлинскую конференцию в 1884 году, где рассказали, что надо срочно бороться с арабской работорговлей в регионе, прекратить племенные распри и открыть неграм блага свободной торговли и доступ к западным товарам. Знакомо? Эдакий прообраз ВТО. Сейчас принято считать, что Леопольд как-то особенно хитро прикинулся меценатом и всех обманул, а история с Конго была большой пиар-акцией. Но современники дураками точно не были и просто закрывали глаза на маленькие бельгийские хитрости.

ЧВК — спецы на все руки

Дальше в Конго начался ад, территорию полностью вывели из правового поля. По договорам, которые подписали с туземцами, земля считалась личным владением короля, то есть никакие законы, даже бельгийские, там не действовали. Типичный договор о передаче земли предусматривал, что за один кусок ткани в месяц вожди и их наследники добровольно отказывались от суверенитета, передавая управление над их землями лично Леопольду II. Вожди, к слову, искренне не понимали, как можно продать реки, леса и землю за что-то, они же ничьи, и считали происходящее выгодной сделкой. Так было заключено более 200 договоров, которые западные державы вполне себе признали. Ну а что такого? Любой французский дворянин тоже может за кусок ткани продать кусок Франции. Или нет?

Чтобы никто не догадался, что за прекрасную систему построил Леопольд II, ее назвали «Свободное государство Конго», хотя ни свободным, ни тем более государством оно не являлось. А свобода, как известно, стоит дорого — за первые 10 лет бельгийского контроля население Конго сократилось в два раза, с 20 до 10 миллионов человек. Для сравнения: немцы в БССР более современными средствами поражения уничтожили 2,2 миллиона населения за три года. То есть темпы геноцида были выше, чем при немцах. Вот вам вафли и комнатные собачки.

Разумеется, в Конго были и свои полицаи. Для удешевления контроля была создана ЧВК из местных, которыми руководили иностранные военные специалисты. Впоследствии по такому лекалу будет организован Французский легион и вообще любые мутные армии третьего мира, где войны ведутся чужими руками. Фирменным почерком ЧВК стало отрубание рук у трупов для подтверждения расхода патронов.

Колеса любви едут прямо по нам

Однако картина была плюс-минус похожа на то, что творилось в других колониях. Что же сделало Конго символом террора? Подойдите к любой машине и посмотрите на колесо. 100 лет назад рынок каучука только начал формироваться, и западные компании получали сверхприбыли, загоняя дармовую силу на плантации, где производили сырье для резины.

Как заставить негра работать в 2, 10, 100 раз больше? Первое — взять заложников (семьи забирали от рабочих на сезон сбора каучука), второе — отрубать руки и вешать тех, кто портит каучуковые деревья (негры сразу начали уничтожать источник сырья, чтобы уменьшить объем работ), третье — подавлять любые выступления, уничтожая целые районы. Такими методами за 15 лет объем сбора каучука увеличили в 200 (!) раз, финансовые вложения в Конго давали порядка 700% прибыли, а король Леопольд II имел 50% прибыли от каждой иностранной концессии. Собственно, территорию он и не контролировал, ее раздали западным фирмам, а те уже выжимали все соки из местных.

Однако мировым игрокам, особенно Британии, сильно не понравилось, что под видом средненького актива Леопольду случайно отдали золотую жилу. Британские и американские источники вдруг увидели, что в Конго происходит геноцид, неграм отрубают руки, а король ведет кровавый бизнес с трудовыми лагерями и карателями, и начали сочинять про него памфлеты. Тот, не будь дурак, сопротивлялся до последнего, но под давлением общественности колонию пришлось продать: формально — бельгийскому парламенту, а реально — перевести сбыт ресурсов под контроль Британии и США, которые начали там разработку полезных ископаемых.

Если кто не знает, в Центральной Африке до сих пор все очень плохо. Только в XXI веке конголезские войны унесли 5 миллионов жизней — никакая Югославия, Ирак, Сирия и Украина близко не стоят. Регион, как и 150 лет назад, разделен на зоны контроля, а за право добычи ресурсов коллективный Запад платит местным полевым командирам (это выгоднее, чем создавать государство, пусть и марионеточное).

Что нам с того?

Белорусский зритель наверняка видел фильм про Вьетнам «Апокалипсис сегодня», где спятивший американский военный хвастается, как он любит запах напалма по утрам. Можно провести параллели и с Африкой, Конго заменить на Вьетнам, реку Конго — на реку Меконг, бельгийцев — на американцев, но суть та же: чудовищные реалии колониальной войны и оккупации.

Откуда на Западе берутся такие приступы правды? Возникают они тогда, когда надо утопить конкурента по опасному бизнесу в помоях и создать «черную легенду». Так что ситуация, когда они хором молятся на Зеленского и ВСУ, временная. Как уже было после Вьетнама, после Пиночета, после короля Леопольда, там резко поднимут веки (вспомним гоголевского «Вия») и начнут обличать местный отмороженный режим. Но пока что Запад находится в фазе «мы помогаем неграм в племенной вражде», и поэтому с удовольствием продает оружие в обмен на сырье.

Кстати, о сырье. В 2021 году Бельгия требовала, чтобы против «Беларуськалия» был смягчен режим санкций (раньше бельгийцы были вторым покупателем нашего калия в ЕС). Но только американцы решают, где и какое сырье будут покупать их союзники по НАТО. Так что даже в условно свободном мире никакой свободы нет. Мы же, с точки зрения бельгийцев и американцев, находимся примерно там же, где и Свободное государство Конго. В отношении нас не действует международное право, значит, на нашей территории можно вести войну, и набирать на нее полицаев и работорговцев из местных, как во время колониальных конфликтов.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59