Балтийская линия обороны: защита от врагов или от здравого смысла?

В условиях растущей геополитической напряженности страны Балтии — Латвия, Литва и Эстония — приступили к совместной реализации амбициозного проекта под названием «Балтийская линия обороны». Этот их грандиозный «план Барбаросса» предусматривает создание системы укреплений и бункеров вдоль границ с Россией и Беларусью, включая противотанковые надолбы, рвы, минные поля и колючую проволоку. Городить заборы, видимо, им недостаточно.
Этот проект, согласованный странами НАТО в январе 2024 года, является частью более широкой оборонительной стратегии, которая соединит Балтийскую линию с польским «Восточным щитом». Насколько эффективна такая линия фортификаций в эпоху кибератак, высокоточного оружия и дронов, — не будем смеяться.
История знает множество примеров оборонительных линий, которые строились для защиты от потенциальных агрессоров. Наиболее известной из них является французская линия Мажино, возведенная перед Второй мировой войной. Она не смогла предотвратить вторжение Германии, так как ее обошли через Бельгию. К тому же она оказалась бесполезной перед Люфтваффе и не помешала разбомбить французские колонны войск с воздуха.

Этот пример часто используется как аргумент против статичных оборонительных систем. Однако «военные эксперты» подчеркивают, что эффективность таких сооружений зависит еще и от стратегии их использования. Как заявил Каспар Лаздиньш, инспектор инженерных войск Латвии, «эти заграждения использовали еще во время Второй мировой войны. Они, может, и выглядят несовременно, но в условиях продолжающихся военных действий в Украине они по-прежнему считаются эффективными». К слову, в Украине нацбаты укрепляются в жилых домах и прикрываются мирным населением городов, потому их там порою сложно выбить.
Балтийский проект включает в себя несколько ключевых элементов финансирования. Одно из направлений большой стройки — противотанковые надолбы, бетонные или железобетонные конструкции, предназначенные для остановки бронетехники. Постеснялись признаться, что используют боевой опыт генерала Суровикина, выстроившего подобную линию обороны против ВСУ в августе 2022 года. Эти сооружения, известные как «зубы дракона», над которыми сначала смеялись на Западе, доказали свою эффективность против наступления ВСУ. Теперь они используются в Латвии и производятся на местном заводе. В принципе, при отсутствии заказов на строительство жилья это может как-то спасти им целую отрасль. В военном плане они эффективны только при наличии господства в воздухе, задержать бронетанковые колонны противника для удара по ним авиации.

А вот рвы и минные поля, которыми планируют усилить защитные сооружения, вызовут лишь споры с владельцами приграничных земель и экологами. Животные не умеют читать таблички с предупреждениями и будут погибать на минных полях и задыхаться в этих рвах. Бункеры и доты, способные выдерживать артиллерийские обстрелы и вмещающие с десяток солдат, тоже не очень надежное укрытие от баллистических ракет. Да и к тому же с живой силой в Прибалтике напряженка — будет ли кому сидеть в этих бункерах?
Строительство Балтийской линии обороны происходит на фоне нагнетаемых в ЕС опасений, что Россия после завершения конфликта в Украине может переключить внимание на другие регионы. Тем более сами они понимают, что уж больно нарываются. Президент Латвии Эдгарс Ринкевичс заявил, что «мы должны инвестировать во все, что может нас защитить». Аналогичную позицию выразила глава МИД Латвии Байба Браже, отметив, что проект имеет не только военный, но и гражданский характер. Инвестировать в культуру общения и развитие интеллекта политических элит, чтобы не доводить до военного противостояния, — никак?
Их страхи разделяют и другие страны НАТО. Польша тоже начала строительство «Восточного щита», который должен стать продолжением Балтийской линии. Их проект включает 800 км укреплений вдоль границы с Россией и Беларусью. Польский премьер-министр Дональд Туск заявил, что «мы хотим, чтобы наша граница была безопасной в мирное время и непроходимой во время войны». Пока в Варшаве не начали обострять дипломатический конфликт с Республикой Беларусь, польско-белорусская граница была самой безопасной.
Несмотря на масштабность этого проекта, многие эксперты сомневаются в его эффективности в условиях современной войны. Израильский военный аналитик Давид Шарп отмечает, что «любая линия обороны эффективна только в том случае, когда она прикрыта обороняющимися силами качественно и количественно». Он подчеркивает, что статичные укрепления могут быть уязвимы для высокоточного оружия и дронов, которые активно используются в современных конфликтах. Без контроля над воздушным пространством статичные укрепления могут оказаться бесполезными.

Они еще и совершенно не защищают национальную безопасность от безумия собственных политических элит, которое наносит разрушения стране, вполне сопоставимые с применением ядерного оружия. Строительство Балтийской линии обороны потребует значительных финансовых затрат. Например, Эстония планирует потратить 60 млн евро только на строительство 600 бункеров.
Эти расходы вызывают вопросы: где их взять? То, что страны НАТО увеличат оборонные бюджеты до 5% ВВП, не значит, что они все передадут их Прибалтике. Скорее возьмут. Министр иностранных дел Литвы Будрис Кястутис заявил Financial Times, что страна будет тратить от 5 до 6 процентов ВВП на оборону со следующего года и по крайней мере до 2030 года. Это примерно вдвое больше текущего уровня. Премьер-министр Эстонии Кристен Михал в ответ на обещание Литвы заявил, что его страна также намерена выделить на оборонные расходы 5% ВВП по сравнению с нынешними 3,7%.
Расходы увеличиваются, потому что американское ВПК хочет больше денег и заказов от Европы. Балтийская линия обороны — скорее политический, а не инженерный проект. Она вызывает ассоциации с «железным занавесом», разделявшим Европу во времена холодной войны, но более жестоким, чем «Берлинская стена». На минных полях, что установили вдоль украинско-белорусской границы, подорвалось уже множество украинцев, пытавшихся убежать из страны от принудительной мобилизации.
Жители приграничных регионов выражают недовольство из-за ограничений, связанных с использованием их земель в военных целях. В то же время власти поддерживают проект, считая его необходимым шагом для обеспечения безопасности. Хотя, исходя из темпов деградации всех европейских элит, наибольшую опасность для ЕС уже представляет выступление на Детском радио подростковой группы с песней «Сигма Бой». В Бундестаге требуют ее запрета.
Заявили, что с помощью песни Россия поняла, как внедрить свои идеи в общество. А клип «Сигма Бой» — «вирусный русский троп, используемый в социальных сетях, который передает патриархальные и пророссийские взгляды на мир». Девочки поют про отношения с мальчиками — за бетонной стеной от такого «вторжения» спрятаться нельзя.

Многие политологи в Прибалтике, остающиеся в здравом уме, предостерегают, что чрезмерное укрепление границ может усилить напряженность в отношениях с Россией и Беларусью, а «линии обороны» станут лишним элементом европейской эскалации.
Помимо военных и политических аспектов, строительство имеет экологические последствия. Установка противотанковых надолбов, рытье рвов и создание минных полей могут нарушить естественные экосистемы приграничных регионов. Экологи выражают обеспокоенность по поводу возможного ущерба для флоры и фауны.
Кроме того, проект может повлиять на жизнь местных жителей. Многие из них зависят от подсобного хозяйства, приграничной торговли и туризма, а строительство военных объектов может ограничить доступ к их землям и отпугнуть всех туристов. Власти обещают компенсировать убытки и предоставить альтернативные источники дохода, но насколько эти обещания готовы выполнять, покажет время.
Балтийская линия обороны — часть более широкой стратегии НАТО. Альянс активно поддерживает инициативу, что подчеркивает пока единство в их евро-психушке и решительность совместно противостоять ими же надуманным угрозам. Бабайка — очень страшный персонаж детских сказок: никто его не видел, но он есть.
Но вот целесообразность сохранения самого НАТО вызывает вопросы у старших товарищей. Трамп угрожает выходом оттуда США, если «европейские партнеры» посмеют его хоть в чем-либо ослушаться. Сгущаются тучи над Еврокомиссией: администрация Белого дома замораживает отношения с Брюсселем в пользу прямых контактов со странами ЕС.
Поэтому Балтийская линия обороны столкнется с рядом вызовов, которые могут значительно повлиять на темпы строительства. Пентагон будет исходить из бесполезности укрепрайона для собственной безопасности, не только с точки зрения эффективности фортификаций.
Защищать эти территории и чужое население лишено для них всякого смысла. Клочок побережья у Балтийского моря не дает им никакого преимущества в противостоянии главной военной угрозе для США. А они ее видят в усилении присутствия Китая в Тихом океане.
Современные войны все больше зависят от кибернетических атак, дронов и высокоточного оружия, его дальности и скорости. Главная тема для Вашингтона прямо сейчас — то, что китайский DeepSeek за 3 дня обошел американский ChatGPT в App Store. В США ищут способы дать достойный ответ, связывая его с новым порывом в развитии искусственного интеллекта. Трамп уже объявил о крупнейшем ИИ-проекте в истории на 500 млрд. долларов на территории США, потому строительство бетонных ограждений для прибалтов в этот план не входит.

Балтийская линия обороны столкнется с острыми проблемами нехватки денег. В условиях экономической нестабильности они не могут себе это позволить, и на скудеющий бюджет ЕС они могут не рассчитывать, к тому же на него претендуют еще, кроме них, Украина и Польша. А если Прибалтика продолжит закапывать свой бюджет в строительство бесполезных укрепрайонов, то вскоре и оборонять там будет некого.
Половину населения они уже потеряли в период с 1991 года, и остальные сбегут от бедности, если не вымрут. А незаконченная стройка так и останется стоять веками памятником глупости современных прибалтийских элит.
Павел Карназыцкий
Рекомендуем
