Меню
Мядельский райисполком

Как клетки спасают жизнь. Стволовые технологии: донорская активность и медицинские возможности

Фото: автора и из архива «Минской правды»

Лаборатория HLA-типирования на базе Республиканского центра трансфузиологии и медицинских биотехнологий — самая первая и обширная в Беларуси. Здесь осуществляется сбор проб донорской крови со всей республики, определяется фенотип, составляется Единый реестр данных доноров гемопоэтических стволовых клеток, включающий не только жителей Беларуси, но и доноров из-за рубежа.

Каковы сейчас возможности гематологической лабораторной службы Беларуси? На эту тему поговорили с заведующей лабораторией HLA-типирования Ириной Сивец.

Кто может помочь

— Что касается Беларуси, мы шагнули в эру стволовых технологий очень осторожно по сравнению даже с Россией. Как выглядит эта помощь у нас?

 — Все, на чем основаны возможности пересадки как солидных органов — почек, печени, сердца, так и стволовых клеток крови (гемопоэтических клеток), — это HLA-совместимость донора — реципиента. HLA — это лейкоцитарный антиген, который уникален для каждого человека. Анализ на генетическую совместимость определяет, какой донор может подойти реципиенту.

Первые операции по пересадке костного мозга, сначала аутологические (трансплантации от себя — себе), начали осуществляться в Беларуси 30 лет назад. Это небольшой возраст для генетических технологий. А первая трансплантация, когда белорус стал донором, была произведена в 2013 году. Это стало возможно благодаря формированию годом ранее, в 2012-м, базы Национального реестра доноров гемопоэтических (стволовых) клеток. Сейчас он содержит 99 074 человека.

— Этот реестр пополняют и другие аналогичные лаборатории, например, в РНПЦ трансплантологии и гематологии?

— Да, из общей базы данных доноры нашего центра составляют 25 288 человек. Для страны в целом это небольшая цифра. Поэтому каждый донор стволовых клеток для нас на вес золота. За прошлый год реестр пополнился на 6347 человек (1646 — из РНПЦ ТиМБ), а уже в этом году появилось 278 новых доноров нашего РНПЦ. Нужно понимать, что если не удалось найти сразу донора для пациента, то шансов, что он появится через непродолжительное время мало. Именно в этом состоит важность регулярного пополнения реестра.

— Есть мнение, что близкие родственники могут стать идеальными донорами для лечения стволовыми клетками?

— Да. Это первое условие успешных пересадок. Но довольно часто близкие родственники, родители могут существенно отличаться по ДНК-показателям. В этом случае необходимо искать иных доноров в реестре.

— Вы пользуетесь услугами зарубежных реестров доноров?

— Да. Использование международного банка данных доноров гемопоэтических клеток крови расширяет возможности поиска лишь в некоторых особых случаях, поскольку существует ощутимое отличие фенотипа ДНК белорусов от других популяций. Все же несколько раз мы приглашали доноров из Украины, Сербии, Чехии и других западнославянских стран с успешным результатом. Именно потому, что донорские технологии могут предложить очень многое, на них обратили внимание во всем мире.

Братья по крови

— Центр и лаборатория способствуют поиску потенциальных доноров. Вы привлекаете новых из числа доноров крови?

— Новый донор — это возможность излечить чье-то тяжкое заболевание. Лист ожидания донорских как стволовых клеток, так и солидных органов (печень, почки, сердце) очень медленно двигается.

Именно из доноров крови изначально подбираются доноры стволовых клеток. Они мотивированы, здоровы, обследованы и морально настроены на возможность помогать постороннему человеку. Процедура сдачи стволовых клеток крови безболезненна, это как обычная донация. Все делается на добровольной основе, и человек, даже если подписал согласие на донорство стволовых клеток, может отказаться позже, когда на его фенотип пришел запрос от реципиента.

 — Но эта донация не сказывается на здоровье?

 — Донорам гемопоэтических стволовых клеток может стать не всякий желающий, а только если он здоров и находится в возрасте от 18 до 35 лет. У таких доноров кровь восстанавливается через несколько недель — месяц. Сам же забор крови безболезнен. Если же мы прибегаем к методу взятия стволовых клеток из тазобедренной кости — донорству костного мозга — это делается под общим наркозом.

Дефицита нет?

— У вас однажды получилось в нулевые годы впервые в Беларуси ликвидировать дефицит донорской крови в стране, и начали развиваться гемотехнологии. Может, и в этот раз получится пополнить реестр?

— Высокий статус гемотрансфузиологии сегодня — это заслуга бывшего директора центра Михаила Потапнева и нынешнего — Федора Карпенко. Служба проверки крови в РНПЦ очень серьезная.

За счет внедрения карантинного хранения плазмы, молекулярно-генетического тестирования компонентов крови на гемотрансмиссивные инфекции (гепатит В, гепатит С, ВИЧ) и других технологий абсолютно безопасно пользоваться донорскими услугами. 

На вес золота

— Есть ли какие-то особенные доноры?

— Есть. Это постоянные доноры, которые очень нужны для деток из Детского онкологического и гематологического центра. Если донор согласен постоянно помогать одному маленькому пациенту, его приглашают.

— Какие заболевания лечат стволовыми клетками крови?

— Из самых распространенных заболеваний назову онкологические наследственной этиологии, терапию при ожоговых поражениях. Даже болезни Крона и Бехтерева, которые были в разряде редких, сегодня лечатся при помощи стволовых технологий.

Надо отметить, что наш центр специализируется на одной из видов помощи — исследовании совместимости при невынашиваемости матерью плода и трудностях зачатия супружеской парой. Мы проводим консультации пар и мам, исследование ДНК-совместимости. В этом случае супруги должны иметь разные HLA-антигены. Если несколько антигенов у них похожи, то это может быть причиной привычного прерывания беременности или ненаступления беременности.

В норме антигены эмбриона отличаются от материнского набора присутствием антигенов отца. Именно это различие является ключом к принятию беременности матерью. Около 35% пар с повторяющимися случаями выкидышей имеют 2-3 ДНК-совпадения. Если обнаружены четыре и более совпадений, то невынашиваемость и безуспешные попытки ЭКО будут частыми.

Самым распространенным методом сохранения беременности для таких супругов является иммунизация, и дети после нее рождаются полноценными.

 — Какие еще исследования вы проводите?

— Ни одна операция по пересадке не только костного мозга от доноров, но и солидных органов — донорских сердца, печени, почек — не проходит также без определения фенотипа стволовых клеток (генетической совместимости), что также делает, в том числе наша лаборатория.

Если есть доноры органов, в том числе умершие, которых медкомиссия посчитала годными для пересадки, их ДНК-совместимость тоже тестирует ваша лаборатория?

 — Да, анализы умерших делаются в любое время суток. Дежурный врач выезжает по вызову, и в максимально сжатые сроки выдается результат.

 — Какие методы и оборудование использует лаборатория?

— Наша опора — это точнейшее современное оборудование и тест-системы, которые на 100 % дают точные результаты, а также очень мотивированные, квалифицированные кадры.

Лаборатория применяет типирование доноров по 1-му классу серологическим методом и по 2-му классу, дающему 100% гарантию, — молекулярно-генетического анализа SSO и SSP. Метод секвентирования нового поколения NGS существенно снижает затраты на проведение исследования, поскольку аппарат работает в автоматическом режиме и дает одновременную обработку 6 локусов (А,B, C, DRBI,DQBI, DPBI) и нескольких образцов донорской крови.

Думаю, если в науке и технологиях лабораторного анализа появится что-то новое, мы будем в числе первых, кто получит это оборудование.

Лариса Каштанова

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59