Минобразования о целевиках: предприятие должно растить специалиста, вуз — дать знания
Близится вступительная кампания. «Удержать» выпускника в выбранной профессии — на это направлен набор 2024. В некоторых вузах 60% и более абитуриентов сядут за скамьи университетов с целевыми договорами от предприятий и будут уже заранее «пристроены» на рабочее место. Не имеет ли данное новшество о целевом наборе недостатков на практике? О тонкостях нынешней вступительной кампании мы попросили рассказать начальника Главного управления профессионального образования Министерства образования Сергея Пищева.
— Указом Президента взят курс на расширенный прием в вузы абитуриентов с целевыми направлениями от предприятий и организаций, в том числе частных компаний. Эти и иные изменения, расскажите о них?
— Практика целевого набора не нова — вузы сельскохозяйственного, технологического образования, некоторые категории подготовки производственных специалистов всегда имели квоты обучения на бюджетной основе студентов, заключивших заранее договора с предприятиями, где они будут работать в будущем не менее пяти лет. Теперь эти возможности приема целевиков предоставлены всем вузам. А по тем специальностям, в которых рынок труда нуждается особенно остро, расширен прием целевиков до 80%.
Абитуриенты с целевым договором должны сдавать экзамен по профилирующему предмету, либо собеседование с членами экзаменационной комиссии. Также оценивается средний балл аттестата о среднем и специальном образовании. Он должен быть не менее 7. Без вступительных экзаменов на особо востребованные специальности, оговоренные вузами отдельно, принимаются победители республиканских олимпиад (проведенные Министерством образования в учебном году, который завершился в год приема). На этих условиях принимаются и выпускники, окончившие школу с золотой (серебряной) медалями либо профессионально-технический колледж с дипломом с отличием.
— Вузы только приветствуют такие программы, так как выпускников не надо обеспечивать «случайными» вакансиями, на которые они соглашаются с неохотой.
Поступление по упрощенной экзаменационной программе — это большой стимул для молодого человека подать документы на так называемые «востребованные» специальности. Как правило, заниженные требования приема выливаются и низкой успеваемостью в вузах у тех же целевиков. Есть примеры, когда работодатель высказывал недовольства подготовкой того молодого специалиста, которого он «заказал» четыре года назад в вузе. Доучивать немотивированного инженера, технолога очень сложно.
— Если такие факты есть, то спрос за неподходящего выпускника-целевика также лежит и на предприятии-заказчике. Формирование адекватной программы по отбору целевых учащихся должно начинаться не на крыльце университета. Если молодой человек или девушка поступили на целевую программу обучения, это не значит, что на четыре-пять лет организация-заказчик о них забыла до того, как они будут направлены на первое место работы. Эти студенты должны проходить все практики, писать курсовые, посещать «свои» предприятия и по собственной инициативе, чтобы было положено начало мотивации тут работать, овладевать навыками и компетенциями, которые нужны данному работодателю. Чем больше будет возможностей контакта у студента с нанимателем во время учебы, тем результативней будет подготовка.
Конкурс на свое рабочее место и на свою специальность в вузе должен сформировать заказчик в том числе (наряду с вузом), когда он серьезно и требовательно будет относиться к закрепленным целевикам. Наглядный пример — медицинские вузы, в которых целевики также участвуют в конкурсном отборе, потому что много желающих. В прошлом году по одной из областей на поступление в медицинский не состоялся конкурс целевиков, так как не подписали нужное количество договоров с работодателями и сложилась ситуация, когда на 50 возможных целевых мест пришло 40 поступающих. Медвуз отменил льготы целевиков при поступлении, и все 40 претендентов пошли сдавать экзаменационные предметы по общему конкурсу. По инженерным и педагогическим специальностям также существует серьезная конкуренция при поступлении абитуриентов-целевиков.
— Наверное, еще многое зависит от своевременного информирования молодежи в школах и колледжах. Редко когда 17-18 летний человек твердо уверен, что хочет быть кем-то. Скорей он хочет попробовать. Зачастую пять лет обязательной отработки по целевому контракту — это уже «не попробовать».
— Заинтересованность молодого человека в своей будущей профессии должна начинаться в 10-11 классах с профориентационных мероприятий, экскурсий на предприятия, встреч с работодателями, участия школьников в Днях открытых дверей в вузах. Такая работа активизировалась в последние годы. Например, в недавно у нас прошла яркая и результативная выставка вакансий «Образование и карьера», где присутствовала целая аллея заказчиков кадров — и Минпром, и Министерство архитектуры и строительства, и концерн «Беллегпром», и многие другие. А также в конце марта проведен Единый день открытых дверей в вузах и колледжах, которые посетило более 25 тысяч абитуриентов, где встретилось с 900 различными организациями-заказчиками.
Это задача не одного года — формировать заинтересованность в разных профессиях, налаживать связи заказчик кадров-абитуриент или студент. Это обязательная программа ежегодной кропотливой работы именно заинтересованных организаций и предприятий.
— Беларусь — молодежная страна, и здесь очень следят за повесткой дня на IT-специальности или всем, что связано с робототехникой, БПЛА, информационными технологиями. Как с такой категорией абитуриентов?
— Есть программа приема и для одаренной молодежи. Например, в этом году отличники обучения в детском технопарке Минска, а их немало, могут также поступать без экзаменов на выбранные специальности. Это желательные студенты для многих вузов, и для них открыты двери.
Преподавание в вузах по классическим дисциплинам технических специальностей не стоит на месте. Преподаватели, основная часть из которых научные работники, следят за появлением новых направлений развития специальности и современных технологий.