Меню

Евросоюз готовится к кризисам: не пора ли собирать «тревожный чемоданчик»

Евросоюз готовится к кризисам: не пора ли собирать «тревожный чемоданчик»
Фото: cinia.fi и из открытых источников

В марте 2025 года Европейская комиссия представила Стратегию готовности Евросоюза (Preparedness Union Strategy) — амбициозный план, направленный на укрепление устойчивости стран-членов ЕС к широкому спектру угроз: от стихийных бедствий и кибератак до военных конфликтов.

Документ, включающий 30 конкретных действий, призван подготовить как граждан, так и государства к чрезвычайным ситуациям. Одним из самых заметных предложений стало требование к жителям ЕС собрать «тревожный чемоданчик» аварийный набор, рассчитанный на 72 часа автономии. Но что стоит за этой стратегией, и как она изменит жизнь европейцев?

«Тревожный чемоданчик»: первый шаг к готовности

Одной из ключевых идей стратегии является повышение уровня подготовки населения. Еврокомиссия призывает граждан иметь под рукой аварийный комплект, который поможет пережить первые трое суток кризиса период, когда доступ к основным ресурсам может быть ограничен. В такой набор рекомендуется включить:

— еду и воду на 72 часа;

— лекарства, особенно для хронических заболеваний;

— копии документов (паспорт, медицинские рецепты);

— фонарик, батарейки, портативное радио;

— наличные деньги, теплую одежду и базовые инструменты, например, хозяйственный нож.

Эта идея не нова. Франция, Швеция и Германия уже имеют схожие рекомендации. Например, в Швеции действует модель «всеобщего участия», где граждане, бизнес и власти совместно готовятся к угрозам. В Германии развита система гражданской обороны, включающая обучение населения. Теперь Еврокомиссия хочет распространить этот опыт на весь ЕС, дополнив его образовательными программами и ежегодным Днем готовности для практической подготовки.

Хаджа Лахбиб

Как пояснила Хаджа Лахбиб, комиссар по гуманитарной помощи, «угрозы множатся и становятся более масштабными», и ЕС должен быть готов к ним заранее. Пандемия COVID-19 стала важным уроком: координация и солидарность внутри Союза спасли миллионы жизней. Зампредседателя Еврокомиссии Роксана Мынзату добавила, что этот опыт лег в основу стратегии, делая ее не просто реакцией на вызовы, а проактивным шагом вперед.

Укрепление инфраструктуры и резервов

Стратегия выходит далеко за рамки индивидуальной подготовки. Она предусматривает:

минимальные стандарты готовности для базовых услуг – больниц, школ, транспорта и телекоммуникаций, чтобы они могли функционировать в кризисных условиях;

создание кризисного координационного центра, который станет «мозгом» ЕС в управлении чрезвычайными ситуациями, улучшая взаимодействие между странами;

увеличение запасов критически важных ресурсов: медикаментов, сырья, энергетического оборудования. Это может включать как физические резервы, так и «виртуальные» — соглашения с частным сектором.

Идея в том, чтобы унифицировать подходы в 27 странах ЕС, где уровень готовности сильно различается. Например, Испания после наводнений 2024 года уже усилила подготовку к стихийным бедствиям, а страны Балтии активно работают над защитой от киберугроз. Стратегия стремится устранить эти «слепые зоны», создав единые стандарты и резервы, доступные всему Евросоюзу.

Военно-гражданское сотрудничество: ответ на гибридные угрозы

Особое внимание уделено укреплению взаимодействия между гражданскими и военными структурами. В условиях роста гибридных угроз — кибератак, диверсий, дезинформации — четкое распределение ролей становится критически важным. Еврокомиссия планирует:

— проводить регулярные гражданско-военные учения с участием армии, полиции, медиков и служб гражданской обороны;

— разработать программу повышения военно-гражданской готовности;

— углубить сотрудничество с НАТО, особенно в рамках Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), где уже реализуется 61 проект по развитию военных потенциалов.

Примером необходимости таких мер служат инциденты с повреждением подводных кабелей в Балтийском море в 2024 году, которые выявили уязвимости в инфраструктуре ЕС. Новый Центр координации в кризисных ситуациях, поддерживаемый экспертами, будет анализировать риски и готовить рекомендации — первый доклад ожидается к концу 2026 года.

Сотрудничество с НАТО также включает проекты Европейского оборонного фонда, который финансирует исследования и разработки в области безопасности. Это не только укрепляет обороноспособность, но и делает ЕС более привлекательным партнером для стран-соседей, таких как Украина, чье участие в оборонно-промышленной стратегии ЕС уже обсуждается.

Вызовы и перспективы

Несмотря на амбициозность, стратегия сталкивается с препятствиями. Гармонизация стандартов и создание резервов требуют огромных ресурсов и времени, а различия в экономических возможностях стран ЕС усложняют задачу. Например, богатые государства вроде Германии могут быстро внедрить рекомендации, тогда как менее развитые страны Восточной Европы столкнутся с финансовыми трудностями.

Логистика тоже вызывает вопросы: как быстро резервы дойдут до нужного места в кризисной ситуации? И как убедить граждан воспринимать «тревожный чемоданчик» как разумную меру, а не повод для паники? Ответы на эти вопросы и определят успех стратегии.

Таким образом, принятие Стратегии готовности Евросоюза представляет собой значимый шаг, направленный на укрепление устойчивости ЕС к широкому спектру угроз — от природных катастроф и кибератак до военных конфликтов. Этот документ отражает стремление Евросоюза не только реагировать на текущие вызовы, но и проактивно готовиться к будущим кризисам, создавая более безопасное и стабильное общество. Однако реализация стратегии потребует значительных ресурсов и политической координации, а ее принятие неизбежно повлияет на геополитическую ситуацию в Европе, включая отношения с Россией и другими соседними странами.

С высокой вероятностью Стратегия готовности ЕС будет воспринята Россией как шаг, направленный на подготовку к возможному противостоянию. В условиях продолжающегося конфликта в Украине, санкционного давления и общей напряженности в отношениях с Западом Москва может интерпретировать инициативу как элемент более широкой политики сдерживания и изоляции России. Это восприятие может спровоцировать ответные действия, такие как:

— усиление военного присутствия на западных границах, включая Калининградскую область и Беларусь;

— активизация гибридных угроз, таких как кибератаки, дезинформационные кампании и экономическое давление;

— углубление сотрудничества с другими государствами, противостоящими Западу, например, с Китаем. 

Одним словом, принятие стратегии может привести к дальнейшему обострению отношений между Россией и ЕС, требуя от Евросоюза осторожного подхода к реализации своих планов, чтобы избежать эскалации конфликта.

Реакция других стран, не входящих в ЕС, но расположенных в непосредственной близости, будет зависеть от их политической ориентации и отношений с Россией, например:

Украина, как страна, стремящаяся к интеграции в ЕС и НАТО, скорее всего, позитивно воспримет стратегию. Она может рассматривать ее как возможность углубить сотрудничество с Евросоюзом в сфере безопасности, включая совместные учения, обмен разведданными и получение помощи в укреплении собственных резервов. Это также может усилить позиции Киева в противостоянии с Россией. 

Для Молдовы стратегия ЕС станет сигналом о возможности укрепления собственной устойчивости к внешним и внутренним угрозам, особенно в условиях политической нестабильности и давления со стороны России и Европейского союза. Кишинев может попытаться использовать инициативу для расширения партнерства с ЕС, хотя это потребует балансировки с пророссийскими силами внутри страны. 

Таким образом, стратегия может усилить разделение в регионе: страны, ориентированные на Запад, попытаются извлечь из нее выгоду, тогда как государства под влиянием России будут вынуждены реагировать с учетом позиции Москвы.

Реализация Стратегии готовности ЕС потребует значительных финансовых, материальных и человеческих ресурсов. Основные направления затрат включают: 

1. Создание аварийных комплектов и резервных запасов. Для обеспечения 450 миллионов граждан ЕС базовыми аварийными комплектами (вода, медикаменты, продовольствие) и создания стратегических резервов критически важных ресурсов (энергоносители, сырье, оборудование) потребуются многомиллиардные инвестиции. Например, только на поддержание запасов медикаментов и энергетического оборудования могут уйти десятки миллиардов евро ежегодно.

Опыт пандемии COVID-19 показал, что создание резервов масок, аппаратов ИВЛ и вакцин для одной страны обходится в сотни миллионов евро. Масштабирование этого на уровень ЕС значительно увеличивает цифры.

2. Модернизация инфраструктуры. Укрепление критической инфраструктуры (энергосети, транспортные узлы, системы связи) и создание кризисных координационных центров потребуют дополнительных вложений. Это включает как физическое обновление объектов, так и внедрение современных технологий для защиты от киберугроз.

3. Обучение населения и проведение учений. Регулярные учения по реагированию на кризисы (например, эвакуация при стихийных бедствиях или отработка действий при военных угрозах) и образовательные программы для граждан потребуют финансирования на уровне национальных бюджетов. Например, обучение десятков миллионов человек основам первой помощи или кибербезопасности – это масштабный проект, требующий как средств, так и координации.

4. Укрепление военно-гражданского сотрудничества. Развитие совместных инициатив между военными и гражданскими структурами, включая создание мобильных резервных сил и улучшение логистики, также связано с высокими затратами.

Общая стоимость реализации стратегии может исчисляться сотнями миллиардов евро в течение нескольких лет. Однако эти инвестиции оправданы долгосрочными выгодами: опыт пандемии и недавних стихийных бедствий (например, наводнений в Испании) демонстрирует, что предварительная готовность снижает человеческие и экономические потери. Укрепление координации и повышение устойчивости станут ключевыми активами ЕС в условиях глобальной нестабильности.

Стратегия готовности Евросоюза – это не только ответ на текущие угрозы, но и дальновидный подход к обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Ее реализация укрепит солидарность внутри ЕС и повысит способность блока противостоять кризисам, однако потребует значительных ресурсов и политической воли для преодоления внутренних разногласий. Внешне стратегия повлияет на геополитическую динамику: Россия, вероятно, воспримет ее как вызов, что усилит напряженность, тогда как страны вроде Украины и Молдовы увидят в ней возможность для сближения с ЕС. Успех стратегии будет зависеть от того, насколько Евросоюз сможет сбалансировать укрепление своей безопасности с предотвращением эскалации конфликтов на международной арене.

Николай Тягников

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59