Не только учили. Как педагоги Смиловичей спасли евреев в годы войны

Поселок Смиловичи Червенского района в первую очередь ассоциируется с Хаимом Сутиным — известным белорусским художником. Приверженцы модных тенденций соотносят поселок с единственной в стране фабрикой валенок. Но по-настоящему большую известность городскому поселку принесло зверское уничтожение евреев в годы Великой Отечественной войны.

В довоенные годы в Смиловичах евреи составляли значительную часть местного населения — около 1500 человек. Среди них было около 200 беженцев, которые покинули Польшу в 1939 году. Несмотря на свидетельства очевидцев, бежавших из западных регионов, большинство местных евреев не верили рассказам о зверствах немцев в Польше и Германии и не успели эвакуироваться.

Гитлеровские изверги опасались возможного еврейского сопротивления, поэтому в большинстве случаев в первую очередь убивали мужчин в возрасте от 15 до 50 лет, так как они были наиболее работоспособными. За все время немецкой оккупации расстреляли около двух тысяч евреев — местных жителей и вынужденных переселенцев.

Память о страшных военных событиях увековечена не только в мемориальном знаке в центре поселка, но и в музее Смиловичской средней школы №1 — единственном в Минской области школьном музее гетто.
В его фонде — более 200 экспонатов, отражающих историю довоенных Смиловичей, период холокоста и современную жизнь поселка. Каждый предмет — не просто вещь, а свидетель истории.

Большую роль в открытии музея сыграла директор Смиловичской средней школы № 1 Ирина Батура:
— Всю информацию для музея мы собирали вместе с учениками школы. Воспоминания жителей Смиловичей, которые помнили те страшные события, легли в основу нашей работы. Сейчас живых свидетелей уже нет, но остались их родственники, многие живут за границей — в Черногории, Австрии, Израиле. Мы поддерживаем с ними связь.

Методист Червенского районного учебно-методического кабинета Людмила Драпезо рассказывает:

— Среди героев, спасавших евреев, были две учительницы Смиловичской школы: учительница начальных классов Феодосия Павловна Холодинская и преподаватель немецкого языка Александра Яковлевна Лубочкина. Когда пришли немцы, Александра Лубочкина по заданию партизан начала работать переводчицей у зондерфюрера — военного коменданта Смиловичей. Она была ценным агентом для партизан. Через Феодосию Павловну передавала все намерения нацистов.

Когда в Смиловичах бомбили Могилевское шоссе, и советские войска отступали, Александра Лубочкина встретила на дороге еврейскую девочку Блюму Кроль, ей было около шести-семи лет. Девочка была ранена в руку. Как оказалось, машину, в которой она ехала вместе с мамой, взорвали гитлеровцы. Мать девочки погибла на ее глазах. Сама девочка получила ранение. Ее подобрал советский солдат и принес в лазарет в Смиловичах. В красивом доме возле церкви жил фельдшер Штыцко, который и лечил Блюму Кроль. Однако, поскольку девочка была еврейкой, ее не могли долго держать в лазарете — не хватало медикаментов, да и все боялись последствий. Блюму выгнали, и она скиталась по Смиловичам, прося милостыню. Ее увидела Александра Яковлевна Лубочкина и забрала к себе.

Женщина тайно заботилась о девочке. Ночью выводила во двор, чтобы малышка могла подышать свежим воздухом. Рискуя своей жизнью и жизнью девочки, ухаживала за ней как за собственной дочерью. О существовании девочки знала только Феодосия Холодинская.

— После войны, опасаясь преследований (не все знали о ее работе на партизан), Александра Яковлевна уехала с Блюмой в Россию. Она сменила девочке имя на Машу Лубочкину, скрыв ее еврейское происхождение. Позже они узнали, что вся семья Блюмы из Брест-Литовска и погибла в брестском гетто, — рассказала собеседница.

Вопреки коварной судьбе, Маша Лубочкина получила медицинское образование и стала врачом. А спустя время подарила пожилой учительнице, ставшей для нее второй матерью, двух внучек.
Учительница начальных классов Феодосия Павловна Холодинская также прославилась тем, что спасла еврейскую девушку.

— На большой христианский праздник, Покров Пресвятой Богородицы, гитлеровские каратели расстреляли более двух тысяч мирных жителей Смиловичей. Спастись удалось немногим, среди них была Дора Меланайц, которая пряталась на чердаке в доме Феодосии Холодинской, — подчеркнула методист.

А дело было так: Дора Гоберман в 1939 году вышла замуж. Перед началом войны она жила вместе с супругом в местечке Дукора в Пуховичском районе Минской области. В 1940 году супруга Доры призвали в армию.
Когда началась война, фашисты расстреляли мать, сестру и братьев Доры. При этом самой девушке удалось спастись и добраться до Смиловичей, где проживала двоюродная сестра ее мужа — Феодосия Холодинская. Она скрывала Дору на чердаке своего дома, втихаря делилась с ней кусочками хлеба. Когда в доме Холодинских оставаться стало небезопасно, Дора ушла в Минск. Она долго блуждала, попала в Минское гетто, но смогла выбраться и вернуться в очередной раз к Холодинским в Смиловичи.

— Вся работа по увековечиванию героев и страшных событий 41-го заняла около двух лет. В результате Феодосии Павловне Холодинской было присвоено звание Праведника народов мира. Позже это же звание было присвоено и Александре Яковлевне Лубочкине. Мы гордимся проделанной работой и тем, что наши учителя Смиловичской школы совершили такой подвиг, прославив наш район, — рассказала Ирина Батура.
Сегодня руководство Смиловичской средней школы получает множество благодарственных писем из Израиля и Москвы от людей, чьи родственники были увековечены в музее.

— Важно, чтобы дети знали эту историю. Мы, взрослые, не вечны. И если мы сможем передать знания детям, они продолжат рассказывать о прошлом другим поколениям. Это обеспечит подлинность информации и сохранение памяти о событиях, которые нельзя забыть.

Рекомендуем



