Меню
Мядельский райисполком

Историческая победа на море под руководством уроженца Беларуси Александра Казарского

Морские корабли

 195 лет назад, 26 мая 1829 года, произошла одна из самых знаменитых побед в истории Военно-Морского Флота Российской империи. Тогда, в ходе русско-турецкой войны, в районе пролива Босфор, произошел знаменитый морской бой между российским бригом «Меркурий» и двумя линейными кораблями Османской империи.

Турецкие линкоры в девять раз (!) превосходили «Меркурий» по количеству пушек. Однако командир «Меркурия» Александр Казарский ни на секунду не допускал мысли о сдаче. Он, один из храбрейших офицеров Российского Флота, награжденный за свое участие во взятии крепости Варна золотой саблей, не испугался неприятеля, имевшего над «Меркурием» огромное превосходство в боевой мощи. И моряки брига под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского нанесли кораблям противника значительный урон, вывели их из строя, а сами ушли от преследования. 

 О командире брига «Меркурий», чья команда совершила подвиг

Командиром же брига «Меркурий» был белорус Александр Казарский, который родился 16 июня 1797 года в городе Дубровно, тогдашней Белорусской губернии Российской империи, в семье отставного губернского секретаря. Василий Казарский, крестный Александра, помог, чтобы молодого человека приняли на обучение в Черноморское штурманское училище в Николаеве. И в 1813 году белорусский юноша стал гардемарином, затем был произведен в мичманы. Некоторое время он служил на грузовых кораблях, после чего перешел на должность командира отряда малых гребных судов Дунайской флотилии. В 1819 году Александру Казарскому было присвоено офицерское звание лейтенанта. Он получил назначение на недавно построенный 44-пушечный фрегат «Евстафий», которым командовал Иван Скаловский. Под его началом Казарский и прошел хорошую военно-морскую школу. 

командир «Меркурия» Александр Казарский

  В 1828 году Казарский получил под свое командование транспортное судно «Соперник», на которое был установлен единорог — разновидность гаубицы. При штурме Анапы имевший небольшую осадку «Соперник» маневрировал под огнем вражеской артиллерии и обстреливал турецкие укрепления. Судно получило восемь повреждений, но не вышло из боя. За участие во взятии Анапы Казарский был произведен в капитан-лейтенанты, а за боевые успехи под Варной его наградили золотой саблей. В начале же 1829 года капитан-лейтенант Александр Казарский был назначен командиром брига «Меркурий».

О подвиге команды брига «Меркурий»

Турки рассчитывали на легкую победу или даже на сдачу русского корабля. Тем более что всего за несколько дней до встречи с «Меркурием» турецкая эскадра точно так же подловила 36-пушечный фрегат «Рафаил» — и тот сдался без боя. Команда же «Меркурия» не помышляла о таком позоре. На собранном командиром брига Казарским офицерском совете, как самый младший, сначала высказался поручик корпуса штурманов Иван Прокофьев. Он предложил сражаться до последней капли крови и взорвать бриг при угрозе поражения. «Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности, и если будет сбит рангоут или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет», — позже свидетельствовал сам Александр Казарский. А тогда, после принятия решения сражаться, на бриге сыграли боевую тревогу.

Турецкие линкоры, оказавшись на расстоянии пушечного выстрела, открыли огонь, и турецкие ядра начали рвать паруса и такелаж «Меркурия».  Казарский же выжидал, пока турки подойдут совсем близко.  И вскоре 128-пушечный турецкий линкор начал настигать «Меркурий», занимая место по его правому борту и готовясь дать сокрушительный залп. Только тогда Казарский, вместе с другими офицерами вставший к орудиям, чтобы не отвлекать матросов от работы на веслах, произвели первые орудийные выстрели по неприятелю.

Александр Казарский, будучи опытным и талантливым морским командиром, знал, что парусный линейный корабль имел наибольшее количество пушек в бортовых батареях, в носу же и на корме стояло лишь несколько орудий. Поэтому по его командам «Меркурий» искусно маневрировал, уклоняясь из стороны в сторону и не давая неприятелю делать бортовые залпы. Турки могли стрелять лишь из немногочисленных носовых пушек.

Кроме того, Казарский раздал ружья самым искусным в стрельбе матросам и велел им вести прицельный огонь по турецким офицерам и абордажным командам, находящимся на палубах и реях линкоров.

И все же, в конце концов, турки сумели зажать русский бриг в клещи. Каждый из вражеских кораблей сделал два залпа по «Меркурию», крича по-русски: «Сдавайся и убирай паруса!». Ответом на это был яростный огонь всех пушек «Меркурия», и русским морякам улыбнулась удача. Ядра с «Меркурия» повредили грот-мачту одного турецкого линейного корабля, а также его рангоут и такелаж, и тому пришлось лечь в дрейф.  А несколько позже еще один удачный залп русских пушкарей перебил у неприятеля одну из рей на фок-мачте другого линейного корабля турков, и та упала, увлекая за собой паруса, и корабль потерял ход и отстал от «Меркурия».

Это была настоящая победа брига «Меркурий» и его командира — белоруса, капитан-лейтенанта Александра Казарского!

Об оценке подвига и памяти 

За свой подвиг «Меркурий» получил награду — кормовое Георгиевское знамя и вымпел. Командир, офицеры и матросы брига были представлены к орденам и медалям, получили следующие чины и право добавить в родовые гербы изображение пистолета — «…как орудие, избранное для взорвания брига на воздух на случай невозможности продолжать оборону».

В 1839 году в Севастополе был открыт памятник Казарскому и подвигу брига «Меркурий». Царь Николай I пожелал, чтобы в российском флоте всегда было наглядное напоминание о подвиге героического брига.

«Мы желаем, дабы память беспримерного дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий» приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его командира, никогда во флоте не исчезала, а переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству», — так распорядился царь.

 Сам же Александр Казарский был произведен в капитаны, сразу же второго ранга, награжден орденом Святого Георгия IV класса и назначен флигель-адъютантом императора Николая I. В дальнейшем Казарский командовал различными фрегатами российского флота. В 1831 году он был произведен в чин капитана первого ранга и включен в императорскую свиту. Казарскому было поручено заниматься исследованиями, связанными с перспективами развития флота. В 1833 году он отправился с ревизией в черноморские порты и, как писали соотечественники, скоропостижно скончался в Николаеве.

В центре же города Дубровно Витебской области Республики Беларусь установлен памятный знак — камень с мемориальной доской и надписью на белорусском языке: «У гонар славутага земляка, героя руска-турэцкай вайны 1828-1829 гадоў, капітана першага рангу камандзіра брыга «Меркурый“ Казарскага Аляксандра Іванавіча».
 А еще и одна из улиц города носит имя знаменитого земляка.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59