Детство без границ: как малыши с инвалидностью из Минского района растут в атмосфере принятия

Минский санаторный детский сад №206 — пример детского учреждения с доступной средой для детей с особенностями развития. Здесь работают 9 групп, 4 из них — интегрированного обучения, где дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной недостаточностью и синдромом Дауна занимаются вместе со сверстниками. Открыты и 2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Учреждению образования 60 лет, первый опыт интегрированного обучения появился еще в 2011 году. Для родителей детей с инвалидностью такие детские сады — возможность социализировать ребенка, включить его в среду сверстников без особенностей развития. Потребность в совместном обучении сейчас настолько высокая, что многих не пугает расстояние, и детей каждое утро на занятия привозят даже из Минского района. Мы лично увидели, как идея инклюзии влияет на маленьких воспитанников и зачем малышам с детства рассказывать о разнообразии людей в обществе.
6-летнего Мирона мы застали на занятии у дефектолога. Мальчик берет в руки деревянные фигурки с изображениями и пробует четко называть слова.
— Моя клллубника. Нет клллубники.
— А как будет ласково? — спрашивает педагог.
— Клллубничка! — расплывается в улыбке мальчишка.

Мирон родился раньше срока и первые два месяца жизни провел в больнице. Сначала в реанимации, затем на этапе выхаживания. Врачи не давали шансов, что он будет жить. Но малыш и мама справились.
— Еще в больнице нам говорили, что после преждевременных родов, возможно, будут последствия для здоровья и развития сына, надо наблюдать. В 6 месяцев я начала переживать, что он недостаточно активный для своего возраста, и забила тревогу, — вспоминает мама Мирона Александра. — Не сразу нам удалось поставить правильный диагноз, только спустя время невролог подтвердил, что мои опасения не напрасны, и у Мирона самая тяжелая степень ДЦП.
Я, как мама, прошла все стадии принятия — и неприятие, и гнев, и депрессию. Было очень непросто. Но в какой-то момент поняла, что если ничего не сделаю, будет только хуже. И взяла себя в руки. Самая моя большая поддержка — это сам Мирон! Он никогда не давал мне унывать. Своим оптимизмом показывал, что мне есть ради кого стараться.
Семья активно включилась во всевозможные занятия и реабилитацию. В 4 года Мирон сделал первые самостоятельные шаги, хотя и на это шансов никто не давал — было опасение, что мальчик сможет передвигаться только в инвалидной коляске.

Но сейчас Мироша может ходить за руку, передвигаться самостоятельно или с помощью ходунков. И все это с улыбкой и забавными комментариями от него самого.
— На арене цирка — Мирон! — веселит он всех присутствующих в сенсорной комнате — одной из любимых зон детей в саду. Здесь включается разноцветная подсветка, можно снять напряжение под релаксационную музыку, в сухом бассейне с шариками, заняться арт-терапией, рисуя песком на специальном столе.
Мирон же демонстрирует нам, как в положении лежа, раскачиваясь на мягкой платформе, надевает поочередно то левой, то правой рукой разноцветные кольца на конус. Такие занятия здесь проводят для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Они развивают оба полушария, координацию, вестибулярный аппарат, тренируют мышцы рук.
Открытости и артистичности Мирона можно только позавидовать. Как-то он заметил, что мама выкладывает ролики в TikTok, и сказал: «А давай ты меня будешь снимать!». И теперь с удовольствием позирует на камеру для почти 23 тысяч подписчиков. Именно здесь мама Мирона получила поддержку, когда открыто рассказала об особенностях сына. В следующем году мальчик пойдет в первый класс. И мама, и педагоги верят, что он легко справится с адаптацией в школе.

— Специалисты утверждают, что в ближайшем будущем количество детей с особенностями в общеобразовательной школе станет значительно больше. Все дети — с особенностям и без них — будут учиться вместе. Как вы относитесь к такому формату обучения?
— Так и должно быть. Чтобы с раннего возраста показывать ребенку, что все разные, воспитывать в нем такие качества, как доброта, уважение друг к другу. Я вижу это по детям, которые ходят в интегрированную группу вместе с Мироном. Как они берут его за ручку, помогают одеваться, передвигаться. К сожалению, я еще сталкиваюсь с родителями, которые против совместного обучения. Но на нашем пути чаще встречаются те, кто помогают и поддерживают.
Заведующая детского сада №206 всем родителям изначально предлагает записать ребенка в интегрированную группу.

— Те, кто впервые сталкивается с темой инклюзии, сначала относятся к этой идее с опаской. Но мы предлагаем попробовать, ведь всегда есть возможность перевестись в обычную группу, — рассказывает Татьяна Семчик. — Меня очень радует, что есть родители, которые сразу же просят определить ребенка в группу, где есть дети с инвалидностью. Потому что видят в этом плюсы: небольшое количество детей — максимум 10-12 человек, работают лучшие воспитатели, а малыши с детства получают другой опыт взаимодействия со сверстниками. Они добрее, и так помогают друг другу! Во всем — переодеваться, передвигаться, играть. И мы получаем от родителей больше благодарности, чем сомнений, зачем нужна инклюзия. Кроме того, позитивный опыт — это возможность и аргументы для выстраивания диалога с теми родителями, которым это идея пока не откликается.
«В группе мы создаем атмосферу принятия и говорим, что особенности — это изюминка»
У воспитателя Мирона большой опыт работы в детском саду, а в интегрированной группе она пятый год. Педагог сама захотела попробовать себя в роли помощника для детей с особенностями развития.

— В начале было волнительно. Но прежде, чем пойти на такой шаг, я готовилась — много читала, узнавала, приходила в интегрированную группу, смотрела на то, как работают здесь коллеги, — вспоминает Елена Валерьяновна. — Здорово видеть результат своего труда, наблюдать, как со временем меняются дети, показывают успехи, несмотря на особенности развития. С Мироном я работаю второй год. Он адаптировался в группе всего за несколько дней. Быстро со всеми подружился, и друзья здесь его очень любят за доброту и открытость. В группе мы создаем атмосферу принятия, говорим о разнообразии людей, учим взаимопомощи, взаимопониманию. Если взрослые будут правильно подавать тему инвалидности, дети рано станут понимать, что мир разнообразен, а особенности — это, наоборот, изюминка.

Возможность обучения в детском саду детей с инвалидностью появилась благодаря доступной среде в дошкольном учреждении, которая является основополагающей для реализации прав каждого ребенка на образование.
— Мы постарались создать максимально благоприятные условия, чтобы все дети получали качественное образование, чувствовали себя свободно и на равных не только в группе, но и в самом здании. По всей длине коридоров у нас установлены поручни — чтобы за них держались дети, которым сложно передвигаться. Есть современная инвалидная коляска, пандус, гусеничный подъемник, с помощью которого можно перемещать ребенка по разным этажам. В интегрированных группах есть специальные стулья с фиксирующими ремешками, — добавляет Татьяна Семчик.

Это так называемые ассистивные приспособления и технологии — специальные приборы и устройства, которые помогают детям с особенностями развития получать образование вместе со всеми. В детском учреждении они появились благодаря проекту международной технической помощи «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» и информационной кампании «Просто дети в школе», которая реализуется Министерством образования Беларуси и Детским фондом (ООН) ЮНИСЕФ в Беларуси при финансовой поддержке Правительства Российской Федерации.
В еще одной группе мы знакомимся с голубоглазой Есенией. У девочки ДЦП, она не ходит, по группе передвигается с помощью ползания. Она может переставлять ножку шаг за шагом, но рядом всегда должен быть взрослый помощник. По детскому саду она передвигается на коляске или на руках воспитателя. Несмотря на то, что Есения не разговаривает, она активно включается в совместные игры со сверстниками.
— Как детям удается понимать друг друга? — задаем вопрос воспитателю группы Марии Федоровне.

— Это удивительно, но они понимают и чувствуют друг друга намного лучше, чем взрослые. Есения заменяет разговорную речь какими-то действиями, жестами и прикосновениями, звуками. Это помогает ей общаться и быть частью коллектива. Если мы сталкиваемся с ситуацией, что не все родители готовы к интегрированным группам, то у детей таких вопросов никогда не возникает. Они чувствуют себя здесь даже лучше, чем в обычной группе. А еще учатся взаимопомощи. У нас есть очень активный мальчик Артем. Когда в группе появилась Есения, он стал вести себя совсем по-другому. На занятиях, утренниках всегда ей помогает. Если видит, что у нее развязался шнурочек, обязательно сообщает мне, что нужна помощь. На уроках музыки сразу заявил: «Я буду приносить Есении музыкальные инструменты!» И вот такие моменты действительно очень трогают.

Рекомендуем


