Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content

Разбираемся, нужны ли нам военруки в школах

Разбираемся, нужны ли нам военруки в школах

Все, кому сейчас 30 и больше и кто учился в школах России, Украины и Беларуси в первые годы после развала СССР либо и вовсе в СССР, прекрасно помнят замечательные примеры общественного и военно-патриотического воспитания молодежи. Вот я учился после распада СССР, в пионерах и комсомольцах не числился, но другую составляющую помню прекрасно.
В памятные даты или посевную, и в зависимости от региона, а также статуса населенного пункта осенью, зимой или весной, — всегда шли мы, школьники, к могилам неизвестных солдат, к памятникам освободителей, в парки и просто на улицы… Брали в руки кисти, краски, метлы и баки для мусора. Осенью собирали опавшие листья в памятных местах и наводили порядок в парках, зимой чистили снег возле школы и во дворах, весной белили деревья, красили ограды и сажали цветы около памятников… Ведь это замечательные, полезные занятия, которые приносят пользу обществу и приучают молодежь к уважению священных и памятных мест.
Если ты сегодня покрасил ограду — завтра не будешь лепить к ней жвачку, посадил клумбу — завтра не будешь ее топтать, это ведь так просто и логично. Такие мероприятия всегда положительно сказывались на детских и юношеских коллективах, учили работать в команде, помогать друг другу, понимать ценность человеческих взаимоотношений. Ну а проходили все эти мероприятия, как правило, вместе с учителями, среди которых неизменно (во всяком случае, у меня в школе) присутствовал учитель ДПЮ (допризывной подготовки юношей, в народе военрук), который рассказывал о тех или иных событиях, по-военному жестковато подгонял в работе, но всегда улыбался.
Мне очень повезло, у меня был уникальный военрук, когда я учился в киевской гимназии. Звали его Ваднов Здравко Августович — словенец, прошедший трудный путь от балканского партизана до советского пенсионера. Юный Здравко попал в Народно-освободительную армию Югославии в возрасте 15 лет, в 1944 г. наравне со старшими товарищами громил фашистскую нечисть. После войны он решил связать свою жизнь с армией, а так как воевал он замечательно, был на хорошем счету у командования, то в 1946 году его решили отправить в числе многих югославских юношей в Советский Союз, в военное училище. Тогда для доброй половины мира СССР готовил военные кадры.
После того как между Сталиным и Тито пробежала черная кошка, Здравко Августович принял тяжелое решение не возвращаться на родину в Югославию и остался в Советской Армии, где дослужился до полковника, после чего, начиная с 1989 года, работал военруком в различных школах Киева. В одной из них довелось учиться и мне.

Всегда наш уважаемый и горячо любимый Здравко Августович сокрушался тому, насколько резко изменилось в глазах родителей его учеников отношение к военной службе, к долгу, к Отчизне. Он всегда говорил: «Я не понимаю, что происходит, почему, когда мальчик идет в первый класс, его родители уже делают все возможное, чтобы в будущем он не попал служить в армию, почему службу в армии называют «два года жизни, выкинутые на ветер». Я не буду сейчас дискутировать о Советской Армии и армиях постсоветских республик: несмотря на мнение Здравко Августовича, служба в украинской армии того времени и правда была сродни «выкинуть время  на ветер». Но интересный вопрос — почему? Почему вдруг так произошло?

В Советской Армии служить было почетно, возвращались ребята в «парадках» и с дембельскими альбомами, шумно праздновали дембель, и было стойкое ощущение, что уходили в армию мальчики, а возвращались оттуда уже мужчины.

Почему теперь, вдруг, армия превратилась в бесполезную трату времени? Все дело в том, что армия является неотделимой составной частью государства и государственной идеологии, а также целей и задач развития государства, а когда государство становится бесполезным, без идеологии, без целей государственного развития, просто клочком земли с некой управляющей администрацией, но без государственной идеи, тогда и армия становится бесполезной. И тогда действительно служба в такой армии превращается в ненужную.
Украина в своем развитии пошла по так называемому «хуторскому» пути — «моя хата с краю, я ничего не знаю». Так зачем украинским парням и правда служить в этой армии, если им надо свой хутор от волков и медведей защищать, а не тратить время на государство, которое этого сделать не может?

Да и если идеологии нет, исторической памяти нет, целей на будущее и внятной государственной программы, кроме «Слава Украине», нету, то с какой стати этот самый парень будет убирать памятники и сажать цветы у могилы неизвестного солдата? Конечно, не будет он этим заниматься, ему свиней пасти надо.
А вот что до сегодняшней Украины, то национальная (но не государственная) идея там выдумывается и старательно насаждается. Под эту идею сносятся старые памятники и появляются новые, у детей воспитывают новые идеалы, забывая о старых, т. е. фактически историческая преемственность сломлена, страна пытается родиться с чистого листа, правда с текущей идеологией вряд ли это удастся и вряд ли надолго задержится, но тем не менее.
Даже в мое время, когда я сам еще учился в школе, у нас уже было немало мамаш, которые не своим гласом верещали: а почему мой ребенок должен то, а почему мой ребенок должен это, зачем ему подметать улицу, ведь это ДОЛЖЕН делать дворник, за что я ПЛАЧУ? И так уже на протяжении многих лет на постсоветском пространстве все взаимоотношения между людьми сводятся к простому: «Я» ПЛАЧУ, «Я» НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН, «МОИ» ДЕТИ САМЫЕ ЛУЧШИЕ, ЧТО БЫ НИ НАТВОРИЛИ, И ОНИ ТОЖЕ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНЫ. И самое печальное во всей этой истории, что за 30 лет выросло целое поколение, которое «НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖНО», но, как говорит один очень «любимый» мною оппозиционный TikTok-блогер, «у меня вопрос».

Давайте посмотрим на белорусскую социальную модель: сначала государство дает маме будущего маленького человечка декретный отпуск, за который выплачивает деньги, чтобы ей было комфортно жить и ожидать появления малыша, затем дает целых три (!!!) года отпуска по уходу за этим ребенком, а также немалое (около 500 рублей на сегодня) пособие на его содержание, а если этот ребенок не дай бог заболеет, государство обеспечивает бесплатное его лечение в больнице и предоставляет бесплатные медикаменты. Потом этот ребенок подрастает, идет в бесплатный детский садик, а если у родителей трое или более детей, он там еще и кушает бесплатно, а родителям дают льготный кредит на строительство жилья, только за то, что они растят этого маленького человечка. Потом он подрастает и идет в школу, где ситуация примерно аналогичная, и получает БЕСПЛАТНОЕ (!!!) полное среднее образование. Ну а после окончания школы (при наличии достаточного количества баллов) бесплатно учится в институте, либо ему необходимо собираться на службу в вооруженных  силах. И тут вдруг выясняется, что этот человек НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. Как такое вообще возможно, дорогие друзья?
И другая сторона медали. Отучившись на бюджете, он тоже НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН. ОН НЕ ДОЛЖЕН отрабатывать обязательный срок после обучения в вузе. Можно, конечно, подумать, что государство должно заниматься благотворительностью, потому что у него денег много, но позвольте, уважаемые, это все равно что прийти в столовую, съесть обед и потом сказать: ребята, вы знаете, я не буду вам платить, вы же столовая, у вас продуктов куча.

Уроки военно-патриотического воспитания не являются пропагандой какого-либо действующего режима. Они призваны содействовать развитию в человеке самых лучших качеств: командного и гражданского духа, понимания истории, уважения к своему государству, государственным символам, лидеру государства.

Давеча вот министр Карпенко сообщил, что в школах будет введена должность учителя по военно-патриотическому воспитанию, что вызвало моментальный подрыв филейных частей у всех без исключения оппопомоек и мамаш-«не должны». Они наперебой верещат о том, что теперь их детям будут промывать мозги, в них будут убивать личность и делать солдафонов и прочее, и прочее. Ну что ж вы хотели, уважаемые? Как показала практика последнего года, совсем дела плохи у родителей с воспитанием, вот и приходится государству впрягаться. Слушайте, мыслимое ли дело, когда девятиклассники с трудом называют даты начала и конца Великой Отечественной войны, а также с трудом отличают Гитлера от Сталина. Это значит только одно: образовательная программа и родительское воспитание напрочь провалены, и государство собирается это срочно исправлять.
Карикатура Антона Островского
И не надо лгать, дорогие оппопомоечки и мамаши-«не должны»! Многие из вас любят оперировать фактами — дескать, все американские бомжи всегда думают, что живут в лучшей стране на свете, а все сытые и одетые белорусы считают, что живут в худшей. Вы мотивируете это тем, что, мол, вся проблема в Диктаторе, вот уйдет Диктатор и сразу страна станет лучшей. Знаете, не станет, ее вообще не станет, потому что на сегодняшний день некоторая часть трудоспособного населения, а также большинство подростков не являются носителями суверенитета и государственности, потому что нет преемственности поколений и истории, а также нет четко обозначенных целей развития. Цель у всех одна — «Жить Хорошо», но какой смысл  вкладывают в данное понятие — об этом задумываются единицы. А вот американцы являются носителями суверенитета и государственности, по той простой причине, что каждое утро в американской школе начинается с исполнения гимна Соединенных Штатов, а также с клятвы в верности государственному флагу, и это — даже в начальных классах. Страшно представить, как бы пригорело у некоторого контингента, если бы в Беларуси перед уроками пели гимн и клялись в верности флагу с первого класса. Хотя, если бы такое ввели году этак в 1996-м, думаю, что никакой «плошчы» ни в 2010, ни в 2020 году в Минске бы не было и не было бы этих ужасных последствий.
Подытоживая вышесказанное, необходимо отметить, что военно-патриотическое воспитание способствует укреплению престижа силовых структур в глазах молодежи, повышению доверия молодежи к этим структурам. Вот я много раз ходил на ДПЮ на экскурсии в воинские части, в том числе внутренних войск, общался с ребятами, почти своими ровесниками, которые служили, собирал и разбирал автомат. И знаете, что самое интересное? Когда в Киеве начался майдан, меня могли привязать к столбу на морозе и поливать холодной водой, но я никогда в жизни не поверил бы в то, что на той стороне баррикад «фашисты, каратели, предатели, прихлебатели Януковича, продажные крысы», потому что я видел их в казарме без обмундирования и знал, что это такие же обычные парни, как и я сам. А вот те ребята из моего класса, которые ДПЮ прогуляли, охотно в пропаганду вражескую поверили и теперь кусают локти из-за того, что свершился майдан. Улавливаете суть?
 Военно-патриотическое воспитание, особенно для парней, — это основа становления личности, это первый шаг отрыва от маминой юбки и осознания себя человеком, мужчиной, гражданином. Это именно то, что создает преемственность поколений, это передача исторической памяти, основ культуры и важнейших моральных ценностей конкретного общества. Потому военно-патриотическое воспитание в школе является важнейшим столпом развития государства и государственности и одним из надежнейших способов защиты национальной безопасности от внешних угроз.
Ведь мы же не хотим, чтобы через некоторое время, когда последние ветераны будут идти к Вечному огню, по сторонам дороги стояли молодые люди в масках и вскидывали руки в фашистском салюте? То-то же. Так что военно-патриотическому воспитанию — быть!
Лев Бронштейн

Рекомендуем

Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59