Меню

Советский код коллективизма — как Беларусь сохранила иммунитет против вируса мещанства

Советский код коллективизма — как Беларусь сохранила иммунитет против вируса мещанства

Человек человеку брат или враг? В жестоком противостоянии сошлись в мире индивидуализм и коллективное начало. Беларусь первой на постсоветском пространстве официально провозгласила приоритет коллективизма. Если внимательно прочитать президентскую Директиву № 12 «О реализации основ идеологии белорусского государства», то там, черным по белому, сказано, что белорусское общество строится на принципах коллективизма, приверженности граждан общему делу, готовности оказывать помощь друг другу в достижении общих созидательных целей.

В наш взрывной, искрящий, как высоковольтные провода век, развитие в обществе коллективного начала приобретает особое, без преувеличения стратегическое значение. Ведь исторически коллективизму противопоставляется индивидуализм, достигший в наши дни предела и для которого нет никаких ограничений — ни сверху, ни снизу. С кризисом индивидуализма во многом связан сегодняшний крах капиталистического устройства западной цивилизации, внутри которой бурлят массовые конфликты и сталкиваются непримиримые противоречия индивидов, не ограниченных ничем, кроме своих собственных потребностей, страстей и эгоистических представлений о благе и разумном порядке.

Еще в далеком 1969 году известные советские журналисты Борис Стрельников и Илья Шатуновский увидели в США эту тенденцию, их поразил своей холодной отрешенностью Нью-Йорк — громадный город, в котором никому ни до кого нет дела.

Вот что они писали в нашумевшей в те годы книге «Америка — справа и слева»:

Людей, которым наплевать на все, кроме своего собственного благополучия, если даже это благополучие достигнуто страданиями другого, в Америке очень и очень много. Они и есть то самое «молчаливое большинство», на сытое равнодушие которых уповают политические капитаны, стоящие у штурвала Америки… Надо увидеть капиталистический мир, чтобы по-новому оценить мир социализма. Все достоинства социалистического устройства нашей жизни, которые от ежедневного соприкосновения с ними человек перестает замечать, на расстоянии кажутся особенно значительными.

Однако в то время не прислушались к голосу разума, и начиная еще с хрущевской эпохи, вопреки здравому смыслу, стали подгонять жизнь под западные лекала. В итоге мещанские замашки, неуемное потребительство внутри общества, потеря своих корней погубили Советский Союз и воцарились на всем постсоветском пространстве. Индивидуализм начисто вытеснил коллективное начало во всех сферах общественной жизни, где стали культивироваться любые проявления буржуазности. Их взрастил поздний бездуховный застой, идеологическая размагниченность общества, голливудское кино, навязывающее прозападный образ жизни, новую мораль и нормы поведения. «Мое» стало выше, чем «наше». Материальные стимулы труда стали превалировать над моральными.

Индивидуализм, мещанство, буржуазность понятия разные, но основа у них общая. Высокомерие, отчужденность, циничный взгляд на жизнь и людей, излишняя показушность, отдаленность от общественных и государственных дел.

Один из выдающихся советских публицистов и критиков Михаил Лобанов, предвидя крушение СССР, еще в 1968 году писал: «рано или поздно смертельно столкнутся между собой эти две непримиримые силы: нравственная самобытность и американизм духа… У мещанства мини-язык, мини-мысль, мини-чувство — все мини. И Родина для них — мини… Как короед, мещанство подтачивает здоровый ствол нации. Живя только этим подтачиванием, слепым или злобно-сознательным, мещанство не способно подняться повыше своих несложных (хотя и разрушительных) инстинктов. Исторический смысл нации? Для мещанства это пустота. Для него «общие» идеи пустой звук, его греет только то, что можно попробовать наощупь, что можно сегодня же реализовать на потребу брюха… Гражданская честь заливается жиром. Все бытие в пределах желудочных радостей: довольствуясь этим малым, мещанин только в этом рыгающем содержании и понимает мир».

В наши дни история расставляет все по своим местам и наглядно показывает, что выжить в условиях геополитического замеса можно только в коллективе, сообща, а не по капиталистическим формулам мещанства и оголтелого индивидуализма. Единичное благополучие в отрыве от народа и общества можно разнести одним щелчком. Понимание этих простых истин все больше вонзается в сознание белорусов, россиян и других народов евразийского пространства.

Можно спорить с пеной у рта, ругая прошлое, но коллективизм во все времена был основой русской жизни и лежал в фундаменте советского мира. Чувство общинного единения возникло еще до образования Древнерусского государства. Суровая природа, необъятные просторы, постоянные опасности и угрозы требовали общих усилий, отпора, коллективных действий.

После Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года именно коллективизм спас страну, вывел ее из разрухи. И легендарная сталинская индустриализация началась в крестьянской стране, проникнутой духом общинного коллективизма. Люди, сплоченные общей идеей, взялись строить Великую страну. За короткий срок создаются десятки тысяч новых современных заводов и фабрик, распахивается целина, возводятся сотни новых городов и тысячи новых поселков. Развиваются до мирового уровня технологии, наука, образование, медицина. Советский народ побеждает самого страшного за всю историю человечества врага — фашизм. Люди трудятся без остатка, ради общего блага. В те времена удалось разрешить противоречия между «моим» и «нашим», индивидуальным и коллективным.

Классики марксизма считали, что «только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода». Смысл в том, что достоинства личности не ущемлялись, не растворялись в коллективе и всех не причесывали под одну гребенку, как в унисон «поют» российские либералы и белорусские змагары, ругая «совок».

Советский человек формировался в нелегком преодолении мелкобуржуазного образа жизни и прежде всего это требовало воспитания в коллективе и через коллектив.  Вличности культивировалосьстремление к справедливости, уважение и дружеское отношение к людям всех народностей, скромность, доброжелательность, сострадание, неизменная готовность прийти на помощь, совестливость и ответственность перед товарищами и страной.

Нахлебавшись в эмиграции западного «счастья», известный русский философ Александр Зиновьев на этот счет писал:

Как же мы потешались над явлениями нашей коллективной жизни! Стремились уклониться от собраний, от субботников и других мероприятий. А теперь я мечтаю поучаствовать хотя бы в одном таком мероприятии, почувствовать себя одним из членов гигантской семьи-коллектива, послушать свежие анекдоты, поболтать о всяких пустяках, пофлиртовать с сотрудницами, выпить с коллегами, потанцевать на вечеринке, выехать за город за грибами или просто на пикник, поучаствовать в спортивных соревнованиях или самодеятельности, посмеяться над карикатурами в стенной газете, получить благодарность или даже премию к празднику. Боже, неужели все это кануло в Лету и не вернется никогда?! Какие же мы были идиоты, проморгав все это!

Александр Зиновьев

Как мы убедились, взращенный на грядках свободного рынка агрессивный индивидуализм разлагает даже самые действенные коллективные формы: общественные объединения, трудовые коллективы, спортивные команды, где каждый хочет выделиться, получив призовые или в «благодарность» Родине едет искать счастья на чужие берега.

Понятно, что белорусу, как и россиянину никто не запретит по-американски положить ноги в грязной обуви на скамейку в парке и гордиться этим, приобщаясь таким образом к мировому сообществу. Но есть ощущение, что былые искушения и ошибки постепенно переосмысливаются. Молодежь возвращается в лоно нормальности, традиционных ценностей, потихоньку избавляясь от наносного, чужеземного. В обществе начинают цениться самые простые вещи, не иллюзии, чужая заморская жизнь и безнадежная погоня за принцами на «мазерати», а земная, реальная, трудовая.

И хорошо бы весь пыл бушующего индивидуализма направить в научную сферу. Ведь как известно, коллективных озарений в науке не бывает, поскольку мысль рождается в голове у одного человека, в индивидуальном порядке. А изобретатели-одиночки, мечтатели, чудаки, энтузиасты нам всем сейчас нужны как воздух.

Коллективизм бывает не только общественный, но и межгосударственный. В сегодняшнем, раздираемом противоречиями мире, требуется коллективное взаимодействие по всем направлениям. Объединение и сотрудничество одно из самых сильных и действенных оружий в мире. Как показывает жизнь, это очень хорошо понимают президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Лукашенко. И это понимание возвращается на всем постсоветском пространстве. Недаром сейчас с небывалой скоростью развиваются и углубляются такие межгосударственные коллективные интеграционные формы как Союзное государство Беларуси и России, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС, БРИКС, занимая все более значимое место в мире и пополняясь новыми участниками.

Автор: Алексей Синенко

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59