Белорусский яхтсмен из Нарочи рассказал, как приобрел свое первое судно

Капитан «Белой принцессы», бороздящей водные просторы бескрайней нарочанской глади уж точно не нуждается в рекламе. Попасть на борт его белоснежной красотки желающих порой гораздо больше, чем способно уместить скромное судно. А секрет такой популярности капитана яхты не только в его харизме, но и в творческом таланте, а также неиссякаемом энтузиазме, которые помогают воплощать в жизнь самые смелые идеи. И еще, что, бесспорно, очень подкупает — Александр Талеренок остается большим мечтателем. О том, как в Беларуси становятся яхтсменами, о скоротечности плавательного сезона и большой мечте удивительного жителя столичного региона в разговоре с корреспондентом «Минской правды».
— Александр Петрович, возможно, вы из тех счастливчиков, кто родился и вырос на море?

— Совсем нет. Мои детство и юность прошли на Витебщине, в Докшицком районе. И с морем моя жизнь точно никак не была связана. Скорее наоборот, я выбрал изначально для себя очень земную профессию — пошел в сельское хозяйство. И самый большой отрезок своей трудовой биографии посвятил педагогике — работал в межкурсовом комбинате, преподавая своим воспитанникам строение сельхозмашин. Начинал на родине, а затем переехал по месту жительства супруги — в Мядель. Местом работы стала одна из школ, где вел и трудовое обучение, и уроки музыки.
— Трудовик-музыкант — это очень интересно. У вас есть специальное образование?
— К сожалению, музыкальное образование получить не успел. Но музыка всегда присутствовала в моей жизни. Когда учился в пятом классе, стал осваивать баян, который оставил у нас дома один знакомый музыкант.
Поначалу просто пробовал нажимать клавиши, выстраивая мелодию, а затем понял, что могу подбирать на слух. Постепенно репертуар увеличивался, а петь у меня также получалось неплохо. А поводом для выступлений были местные праздники. Например, без меня не обходился ни один обход домов односельчан во время празднования Рождества.
Позже купил себе еще и гитару. Ее освоил по аналогичному принципу. Все эти навыки очень помогли во время работы в школе, где аккомпаниаторы всегда в цене. Выступал на школьных праздниках сам, подыгрывал ребятам.
— Откуда тогда такая любовь к яхтам?
— Это увлечение появилось благодаря моему знакомству с тренером Мядельской спортивной школы, который руководил секцией парусного спорта. К большому сожалению, она была закрыта, сохранилось лишь отделение гребли на байдарках и каноэ.

Именно мой товарищ привил любовь к этом виду спорта, отказаться от которого было уже невозможно. Увлекся я до такого предела, что и сам стал участников многочисленных соревнований, где выступали любительские команды. После первых побед был включен в состав федерации парусного спорта и в числе подобных любителей представлял страну. Например, вернулся с кубком, выступая в Польше. Так что парусный спорт постепенно стал частью моей жизни, делав ее более интересной, насыщенной и богатой на события.
— А где же проходили ваши тренировки?

— Наши озера Мястро и Нарочь отлично подходят для оттачивания техники, как и для организации прогулок. Места здесь живописные, закаты и рассветы удивительные. Так что нет большей радости, чем отправиться в маленькое водное путешествие на яхте. Согласитесь, что даже с берега любоваться на парусники одно удовольствие. А когда поймешь, что ты способен управлять яхтой, то и вовсе потеряешь голову от радости.
— Сейчас вы владелец нескольких судов. Когда и при каких обстоятельствах появилась ваша первая яхта?
— Кто-то мечтает купить автомобиль, привезя его из-за границы. А я все мечтал о собственной яхте. Купить новую — слишком дорогое удовольствие, а парк подержанных в Беларуси представлен очень скромно. Поэтому за своей первой красавицей я отправился в Польшу, присмотрев предварительно бывшее в употреблении судно. Стоило оно примерно 12 тысяч долларов, не считая сумм на растаможку.

Вы спросите, откуда у школьного учителя капитал? Так вот ради мечты я продал свои трактора и все прицепное оборудование к ним, немного добавил. И так мечта стала явью.

Но содержание яхты — удовольствие не из дешевых, сезон прогулок довольно короткий, поэтому пришлось задуматься над тем, как бы использовать судно и в коммерческих целях. Открыл свое ИП, и, став предпринимателем, начал передавать свою любовь к парусному спорту людям. Наверное, у меня это получается, если желающих прокатиться с ветерком много.
— А как пришла идея совместить прогулки и песню?
— А потому что у меня душа поет, когда выхожу на воду. Кроме того, люди зачастую не просто катаются на яхте, а празднуют на борту какие-то торжества. Юбилеи, эпизоды из свадебной программы, сюрпризы для гостей — все это всегда сопровождается музыкой.

Почему было не разнообразить программу живым выступлением. Постепенно это стало настоящей изюминкой нашего семейного дела. И сейчас люди просят прокатиться именно с поющим капитаном.
Помощником в этом деле стал мой сын Николай. Он профессиональный музыкант, много гастролирует. Но лето старается по возможности проводить на Нарочи. Так что поем или вместе, или порознь, отправляясь в плавание с музыкой.
— Вы говорили о том, что сезон прогулок короткий. Сколько он длится и чем заняты яхтсмены в зимнее время?
— Стартуем обычно с 31 мая, раньше нельзя из-за нереста рыбы. А заканчиваем примерно к середине сентября. Все остальное время готовимся к сезону.
Наши яхты не новые, а потому требуют постоянного ремонта, ведь на судно, как и на машину, в обязательном порядке нужно проходить технический осмотр. Люди, которые управляют яхтами, также получают права и проходят подготовку, постоянно подтверждая квалификацию.
Что касается самих судов, то ремонт их обходится в копеечку. Купить расходники в нашей стране невозможно, поэтому ездить приходится в Питер или в Польшу. Но цены в магазинах на паруса, стропы, канаты такие, что порой посещаешь их вместо музея. Приходится выкручиваться, чтобы найти нужные расходные материалы. Но в любом случае суда готовим тщательно, ведь в них основа нашего семейного дела.
— То, что данный вид услуг оказывать весьма непросто, говорит и отсутствие конкуренции в вашем регионе. Не так ли?
— Это и в самом деле так. Пока в курортном поселке Нарочь у нас нет конкурентов — бизнес сложный и специфический. Но, поверьте, энтузиазма у меня хватает, ведь я очень люблю свое дело и хочу развиваться в этом направлении дальше.

Что касается сферы услуг в нашем регионе, то конкуренции почти нет и в других видах. Например, до настоящего времени не на должном уровне представлен общепит. Сегодня в Мяделе, да и в Нарочи мало хороших кафе, а те, что работают, не отличаются высоким уровнем облуживания и эстетикой. Так что свободных ниш хватает, не хватает лишь инициативных и креативных людей, которые бы смогли поднять планку местной туристической отрасли. А богатства мы имеем несметные в виде красивейших озер и природы нарочанского края в целом.
— Вы говорили о мечте. Так о чем же мечтает поющий капитан, отец двоих детей и дедушка шестерых внуков? (Кстати, в день подготовки этого материала у Александра Николаевича родился шестой внук, пятый наследник сына Николая!)
— Планов на развитие у меня много. Например, мечтаю построить на берегу Нарочи макет петровского парусника.
Проект объекта, в котором размесятся и музей, и кафе уже есть. Поскольку я могу сам работать с деревом, то почти все детали для будущего парусника изготовил своими руками. Начинал со штурвала, и так потихоньку ушло 35 «кубов» древесины. Все есть для старта, но пока нет разрешения на строительство.
Кстати, даже костюмы времен Петра I мы успели сшить. Их можно использовать для проведения фотосессий.
Так что если удастся реализовать задуманное, то в Нарочи появится уникальный объект, в том числе для привлечения туристов. А я буду по-настоящему счастлив, дотянувшись до мечты. Готов буду делиться ее частичкой с гостями нашего красивейшего края.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!
Рекомендуем


