Конец прекрасной эпохи: какой была журналистика в СССР?
Она родилась в период революции и гражданской войны и закончилась в эпоху перестройки и преобразований. Советская журналистика навсегда останется настоящим феноменом для аудитории и новых поколений «властителей дум».
Если к истории могут прикоснуться лишь победители, то к журналистике и проигравшие. Именно по этой причине после Октябрьской революции партия большевиков создала Революционный трибунал печати. На государственной орган была возложена кропотливая работа — контролировать смыслы в переломный период. Результат не заставил долго ждать — трибунал закрывает свыше 460 изданий и своевременно создает новые.
В 1918 году начинает издаваться простая и понятная для еще малограмотной аудитории газета с говорящим названием «Беднота» под редакцией видного участника марксистского революционного движения, публициста Вячеслава Карпинского.
Даже по сегодняшним меркам это издание выдерживало главные правила читабельности — публиковало небольшие и простые материалы, острые и актуальные в народе. Газета «Беднота» дала стремительный толчок для появления печатных изданий — к концу 1918 года число большевистских газет устремилось к тысяче.
Получило развитие и радио. Первое радиосообщение содержало обращение Владимира Ленина «К гражданам России» — оглашена победа Октябрьской революции. Уже к 1918 году было запущено около сотни радиостанций.
В 1940 году в Советском Союзе действовало около 9000 газет. Наибольшей популярностью пользовалась «Правда», тираж которой достигал 2 млн экземпляров. Основателем газеты был «вождь мирового пролетариата» Владимир Ленин, в редколлегию входили Михаил Калинин, Вячеслав Молотов, Иосиф Сталин и Лев Каменев. Должность главного редактора «Правды» в различные периоды занимали Николай Бухарин, Лев Мехлис, всесоюзный идеолог брежневской эпохи Михаил Суслов и другие советские партийные деятели.
Издание делало акценты на общественно-политическом развитии страны и партийных съездах. Каждая советская республика запускает свою «Правду», которая работала по аналогичным московской требованиям.
Советская журналистика сумела получить хороший фундамент и сформировать уникальный подход к государственной пропаганде, публицистическим материалам, репортажам и художественной публицистике.
В 1941–1945 годы на первый план выходит военная корреспонденция. Причина известна — Великая Отечественная война. В годы лихолетья советская пресса становится незаменимым инструментом, способным побудить общество на совершение подвига. Лучшие журналисты страны пишут о заслугах воинов, любви к Отечеству и мужестве народа.
Популярность набирают фронтовые письма, памфлеты, карикатуры и фельетоны. Советские публицисты убеждают общественность в неизбежности победы, вселяя в народ веру и надежду.
С момента появления Совинформбюро советские граждане ежедневно слушали сводки о ситуации на фронтах. Любой гражданин знал имя главного диктора Юрия Левитана, которого называли «голосом войны».
Послевоенное десятилетие ознаменовалось тяжелым положением дел в стране — разрушенные инфраструктура, экономика и гибель мужского населения создали непростые условия для журналистики. Однако, советские СМИ продолжали всеми способами мотивировать людей на труд, подвиги и свершения.
С началом «холодной войны» журналисты окунулись в информационное противостояние — нужно было строго следовать идеологической выдержанности. Военные корреспонденты занимают ведущие позиции в журналистском сообществе. Один из примечательных примеров — советский журнал «Юность», основанный военным корреспондентом и писателем Валентином Катаевым, автором повести «Сын полка». В 1961 году главным редактором «Юности» становится другой советский военкор и писатель — Борис Полевой, написавший «Повесть о настоящем человеке».
Активным образом в 1960-е развивается телевидение. Созданы редакции пропаганды, программ телевидения для Москвы, детей и молодежи, народного творчества, музыкальных программ — Центральное телевидение СССР получает качественное развитие. В разное время дикторами ЦТ были Игорь Кириллов, Владимир Ухин, Евгений Суслов, Анна Шатилова, Евгений Арбенин, Ангелина Вовк, Татьяна Судец, Юрий Николаев, Татьяна Веденеева и Евгений Кочергин.
На телевидении и радио появляется все больше развлекательного контента — советская эстрада выходит на качественно новый уровень. Карьера одного из самых популярных артистов Иосифа Кобзона чуть было не прервалась из-за фельетона. К слову, фельетоны в советских СМИ служили мощным информационным оружием, способным нанести неприменимый урон репутации. После гастролей в Грозном, Кобзону было присвоено почетное звание заслуженного артиста Чечено-Ингушской АССР, на тот момент певцу было 27 лет.
В скором времени газета «Советская Россия» публикует фельетон «Лавры чохом», в котором рассказывалось как Кобзон якобы кутил во время гастролей и вернулся «заслуженным». Этой публикации хватило, чтобы артист исчез на целый год из телевизионного и радиоэфира, а также со всех известных столичных концертных площадок. Сам же артист считал материал местью автора за несбывшиеся чувства к своей возлюбленной Веронике Кругловой.
В эпоху перестройки журналистика стала центральным звеном горбачевской политики — в издания выносится великое множество проблем, на телевидении транслируются сюжеты с западными политиками. Примечательно, что в перестройку газеты директивно не закрываются. Единственная робкая попытка Михаила Горбачева снять главного редактора газеты «Аргументы и факты» Вячеслава Старкова закончилась провалом президента советской страны.
Тиражи газет в перестройку были невиданными: «АиФ» — 33,5 млн экземпляров, «Комсомольская правда» — 19 млн, «Труд»- 15 млн, «Известия» — 12 млн, «Советская Россия» — 8 млн. Это было время всеобщей популярности и влиятельности ведущих известных телевизионных программ «Взгляд» с Владиславом Листьевым и «До и после полуночи». Почти все ведущие телевидения, главные редакторы популярных газет и журналов становились народными депутатами перестроечных Верховных Советов СССР и РСФСР.
Невероятно атмосферно советская журналистика показана в фильме Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Это экранизация произведения «Компромисс» Сергея Довлатова — история журналиста Андрея Лентулова, полная полезной и не очень борьбы со своей же системой, редактором и самим собой. В фильме показано как журналисты сталкивались со строгим цензом, дресс-кодами в одежде и новыми веяниями. Недаром картина получила говорящее название — советская журналистика — эпоха со своей уникальностью, качеством и самобытностью. Одна эпоха заканчивается, и вслед за ней начинается новая.