«Храм» или «дым столбом»? Разбираем главные посылы республиканского педсовета
Президент потребовал от руководства Минобра сделать акцент на проблемах и недостатках — по схожему принципу проводятся все отраслевые совещания. В целом работу оценили положительно, но ПРБ при этом показал знание деталей и наличие собственных источников информации. Судя по всему, в отрасли еще не храм, но уже и не на паперти стоим.
Политолог Андрей Лазуткин — об основных задачах, которые решает система образования.
Подвоз автобусами
Раньше массово возникали проблемы с поломкой техники (после чего МАЗ по специальной правительственной программе поставил более 700 новых машин). Однако остаются вопросы с кадрами: водитель школьного автобуса должен иметь категорию, а также не получать штрафов и не совершать административных правонарушений. Если он, к примеру, превысил скорость на личном авто, то уже не сможет управлять школьным автобусом. Отсюда постоянные вопросы кадров в районах; не всегда замену можно оперативно найти даже при наличии техники.
Школьная форма
В школах Беларуси уже почти 20 лет действует так называемый «деловой стиль» (не рекомендовано носить джинсы, пирсинг, ярко красить волосы и т.п.), однако параллельно реализуется эксперимент по введению единой формы для отдельных школ и гимназий. В этом году большой заказ получили белорусские предприятия, форму продают и сразу подгоняют по росту в торговом доме «Первый» у метро «Восток». Однако появились и первые обращения по поводу очередей, большой загрузки павильонов и ряда иных неудобств, так как форму впервые продают локально в одной точке. Логистика должна работать как часы, потому что в перспективе эксперимент с формой расширят на всю республику. Для предприятий легкой промышленности это вопрос рентабельности и загрузки, по факту, огромных денег, которые мы не должны отдавать иностранному производителю одежды.
«Учат в Польше, учат в Польше, учат в Польше»
Западные соседи реализуют комплекс мер, чтобы получить готовую рабсилу, не вкладываясь в образование и здравоохранение. Как правило, это дети 16-17 лет либо выпускники вузов; возраст помладше поляков не интересует. Польский рынок труда требует кадры в сферу услуг и реальный сектор с невысокими зарплатами, где труд местных не востребован либо считается непрестижным. Ключевая точка для поляков — это момент поступления ребенка в белорусский вуз, когда такое решение принимается коллективно в семье либо самостоятельно. Поэтому информационно поляки вкладываются в дискредитацию белорусской системы; идут атаки на конкретные вузы либо на политическую составляющую образования и систему распределения.
Подсчет баллов ЦТ
Итоговый результат сегодня считается по сложной формуле — это так называемое математическое распределение весов. Система рассчитывает, какое количество детей ошиблось при выполнении конкретного задания, и от этого его «вес», то есть стоимость в баллах, растет. Можно сделать много простых заданий, и при этом получить нелинейно невысокий результат. Кроме того, отдельные ответы засчитываются частично. Вопрос прозрачности подсчета ставился и ранее, и упирается в РИКЗ и ту или иную принятую им методику подсчета. Можно, к примеру, не заморачиваться и ставить за каждое задание 0, 1 либо 2 балла, но это вопрос конкретного политического решения.
Медицинское состояние и общая нагрузка
Требования к воинской службе сейчас радикально снижены, так как несколько лет подряд падает общий уровень здоровья школьников. Основной фактор — это урбанизация, городская жизнь, компьютер, телефон, питание, а также организация учебного процесса — сколько носить учебников за спиной, сколько сидеть за партой, сколько заниматься физкультурой, сколько времени делать уроки. Президент требует искать баланс по нагрузке, то есть подстраиваться под «общую температуру по больнице», исходя из здоровья несовершеннолетних. Грубо говоря, государству выгоднее радикально снизить учебную нагрузку, чем потом тратить ресурсы на лечение либо получить негодного к службе.
Контроль дистанционных форм обучения
Примерно до 2022 года существовала практика «подпольных» школ, когда ребенок формально находился на домашнем обучении, а реально — находился неизвестно где, например, на территории другой страны, а обучение проходил дистанционно в третьей стране, например, в белорусской частной школе, которая могла иметь филиал в Польше или на Украине. Практика сейчас пресечена, дистанционные формы не заменяют очных и не являются лазейкой, чтобы уйти от государственного внимания и контроля.
Материальная база вузов
Страна находится под санкциями, и отдельные западные позиции приходится замещать аналогами. Как правило, речь не о простой технике, типа мониторов и компьютеров, а более сложном профильном оборудовании либо о программном обеспечении, которое требует лицензирования.
Экспорт образовательных услуг
Динамика постоянно растет, потому что белорусское образование считается престижным в странах Африки и Азии. В этом плане мы уверенно контролируем средний и нижний ценовой сегмент, кроме того, существуют организации-посредники, которые работаю с конкретными странами и оказывают студентам сопровождение «под ключ» (такая услуга популярная среди студентов из КНР). В этом плане важным фактором является безопасность, невысокая стоимость и относительные престиж белорусского диплома, примерно на уровне российского и выше. Более того, формально Беларусь не покидала Болонский процесс, в отличие от РФ, что позволяет нам по-прежнему выдавать документы европейского образца, что важно для заказчика. Количество иностранных студентов говорит само за себя — это более 30 тысяч в условиях СВО и санкций, в чем прямая заслуга ПРБ.
Престиж профессии учителя
После введения ЦТ был достаточно длительный период (8-10 лет), когда пороговые значения баллов не применялись. Соответственно, даже с одним баллом по математике можно было поступить, к примеру, на учителя математики, если был недобор или низкий конкурс в педвузе. В результате на нижние позиции (т.е. с низкими проходными баллами) попадало большое количество случайных лиц, которые, теоретически, потом могли оказаться в школе, если доучились, и таким образом понижали общую планку. Проблема в том, что исправление ситуации (условно, от 9 класса, где ученик поступает в профильный педкласс), и до момента его выпуска из педвуза, распределения и карьерного роста суммарно может пройти те же 8-10 лет. Поэтому система образования — своего рода корабль, который медленно движется и долго разворачивается. За счет длительных сроков эффект от нововведений невозможно быстро корректировать.
Недоборы в сфере АПК
Существует дефицит кадров, например, ветеринаров, хотя хороший специалист сегодня получает высокую оплату и может работать сразу для нескольких предприятиях. Тем не менее молодые люди либо отрабатывают и уходят в частный сектор, например, лечить собак в ветеринарных кабинетах в Минске, либо при равных условиях изначально выбирают более простые и доходные формы заработка, типа такси или вахтового строительства, не тратя времени на образования. В результате происходит постоянный отток кадров из сел и малых городов, которые традиционно работали в АПК.
Есть проблемы и с руководящим звеном в АПК, которое, как правило, рано или поздно уходит на повышение в местную вертикаль. Недоборы — многолетняя тенденция в вузах, так как доля сельского населения все время сокращается, а абитуриенты из крупных городов, как правило, в АПК работать изначально не готовы. Вопрос постепенно решается целевой подготовкой.
Недобор инженеров
Как правило, ИТ-специальности совпадают по профилю ЦТ со специальностями реального сектора (физика, математика, язык), и в результате общая масса сдающих физмат перераспределяется в пользу ИТ, где заработки выше. Соответственно, абитуриенты с низкими проходными баллами идут на специальности реального сектора. При этом рынок труда, например, для инженера по ДВС или для строителя гидростанций достаточно ограничен, белорусским предприятиями они не нужны в товарных количествах, кроме того, сама отрасль в масштабах республики небольшая. Это приводит к тому, что старые кадры, которые уходят на пенсию, достаточно сложно замещать. Вместе с тем, есть и случаи, когда мы не можем обеспечить потребности взрывного роста, например, связанного с востребованностью военного производства после начала СВО. Более того, сами предприятия не всегда могут сказать, что будет на рынке их продукции через 4-5 лет, и поэтому не хотят заключать целевой договор с будущим инженером.
Социально-политический эффект
Традиционно избирательная кампания проводится системой образования, поэтому Президент демонстрирует к учителям особое отношение. Отсюда и сама форма республиканского педсовета, когда есть возможно доложить соображения или пожаловаться напрямую Президенту, минуя непосредственного руководителя. Таким образом политическая опора власти отстраивается на конкретного учителя, нижнее звено. Минобразования же в политическом плане выступает «громоотводом», отводя негатив от Президента. Для самой массовой сфере в стране (совокупно в нее вовлечено более миллиона человек), характерно большое количество событий и происшествий, которые не должны бросать тень на политическое руководство страны.
Фактор военной обстановки
В белорусских школах делается акцент на патриотическом воспитание, но зачастую встает вопрос достаточно дорогой материальной базы. Поэтому подготовкой детских патриотических клубов активно занимаются ВЧ МВД и Минобороны, где есть соответствующее военное имущество. Цель такой подготовки — формировать резерв для силовых вузов, где также традиционно существовали недоборы. Сейчас эта ситуация активно исправляется, особенно по системе МВД.
Геополитическая неопределенность
Из-за Курской операции ВСУ избирательная кампания, скорее всего, будет проходить на фоне боевых действий, а не переговоров, как изначально планировалось. Поэтому в рамках республиканского педсовета были обозначены политические риски (борьба НАТО за белорусский балкон, неформальные «предложения» антироссийского характера от западных партнеров). Таким образом, по сути, ведется агитация опорного электората Президента: не секрет, что в основном учителя — это женщины, которые войны не хотят и испытывают тревожность по поводу сложной обстановки. Этой категории был дан понятный сигнал: «Работайте, занимайтесь своим делом, остальные задачи выполнит Президент».