«Костьми лечь, но плацдарм удержать»: геройский подвиг белоруса Василия Кота на Курильских островах

Дни тяжелейших боев, яростные атаки, храбрость и дерзость, запредельный героизм, когда дот за дотом взламывались бетонные полевые укрепления японцев: 80 лет назад, 18 августа 1945-го года, штурмовые подразделения Красной Армии высадились на острове Шумшу, положив начало первому и самому главному сражению Курильской десантной операции.
Нашим десантникам предстояло взять острова Курильской гряды, эта операция должна была обезопасить Курильский полуостров и открыть СССР доступ в Тихий океан.
Кроме того, овладение Курильским архипелагом символически рассматривалось как возвращение чести русского солдата и оружия после поражения в Русско-Японской войне 1905-го года .
В ходе боев, при отчаянном сопротивлении японцев, нашими войсками были заняты острова Шумшу, Парамушир и другие северные Курильские острова. 23 августа вражеские войска сдались, а 2 сентября 1945 года состоялась церемония подписания акта о капитуляции Японии. Этот день и принято считать датой окончания Второй мировой войны.
В архиве Министерства обороны Российской Федерации хранится наградной лист, подписанный командиром 101-й стрелковой дивизии, участвовавшей в боях за Курилы, которым наш земляк — белорус, старший лейтенант Василий Кот был представлен к званию Героя Советского Союза.
Нельзя без волнения читать те строки:

«Товарищ Кот обеспечил высокий наступательный порыв личного состава. Первым бросился в бой, своим личным примером увлек остальных. Вел себя мужественно. После выбытия из строя командира роты, смело взял на себя инициативу руководства боем и повел подразделения на штурм вражеских позиций. Героизм и презрение к смерти, проявленные товарищем Кот, обеспечили успешное выполнение задачи».
О подвиге по материалам газеты «Камчатская правда»
В большой публикации на 2-х страницах, в номере за 9 октября 1945 года , корреспондент « Камчатской правды « писал, что старший лейтенант Василий Кот , получил назначение в качестве заместителя по политической части командира отряда , входившего в состав десанта по захвату и удержанию плацдарма на острове Сюмусю.

Справочно: название Сюмусю японское, по-русски — Шумшу, это самый северный из гряды Курильских островов . Высадка десанта на остров Шумшу стала наиболее сложным моментом Курильской операции, так как остров , по сути, являлся военной крепостью японских милитаристов, по их мнению «непотопляемым авианосцем». На Шумшу в 1945 году базировалась большая часть 80‑тысячной группировки японцев, дислоцировавшейся на Курилах. Гарнизон обладал самым современным по тем временам оружием, танками и авиацией, насчитывая 14 тысяч человек, 60 танков, 27 артиллерийских дотов, 310 пулеметных дотов, около 200 дзотов, соединенных между собой подземными ходами, а на трех аэродромах базировалось более 60 самолетов.
Силы же нашего десанта насчитывали порядка 12 тысяч человек, включая экипажи кораблей и судов, в основном вооруженных стрелковым оружием и гранатами , и лишь с ограниченным количеством более тяжелого вооружения- 218 орудий и минометов.
Кстати, еще до сих пор на острове можно, как утверждает Артем Бандура, руководитель регионального отделения «Поискового Движения России»:
» … найти вход в подземное японское сооружение. Оно от времени обвалилось, но если разлом расчистить, то проникнуть внутрь не составит труда. Предположительно, именно здесь находился японский пункт связи. Недалеко от аэродрома найдены и останки американского самолета «Кинг Кобра». Ржавое железо везде — на земле и под землей».
И понимая всю сложность боевой задачи, наш земляк Василий Кот в канун высадки десанта долго не мог уснуть , вспоминал и размышлял. Из газетной публикации:
«Костьми лечь, но плацдарм отвоевать и удержать. Вспомнились два старших брата — Александр и Иван, павшие в боях против немецких захватчиков. Брат Павел начал войну против немцев в Белостоке, прошёл с боями до Воронежа и затем путь от Воронежа до Берлина, начал войну рядовым, теперь майор, награждён двумя орденами и тремя медалями. Брат Михаил прошел путь до Берлина. Славно воевали братья, бесстрашно, подлинно героически. Ещё несколько дней назад он по-ребячески завидовал им, сетовал на то, что ему, прослужившему восемь лет в армии, не довелось своими руками бить немецко-фашистских разбойников, и от этого как-то неловко чувствовал себя Василий перед братьями. Теперь он был доволен, и на его долю выпала честь повоевать. Лечь костьми, но плацдарм завоевать и удержать: о смерти он не думал, голова была занята мыслями о том, как победить».
И вот он, момент истины: высадка десанта.
«4 часа 30 минут. Судно, на котором находятся майор Шутов и его заместитель по политчасти старший лейтенант Кот, уткнулось в песок. До берега метров 60–70. По кораблю пронеслись слова приказа майора Шутова:
— Вперёд, на берег!
Несколько человек бросаются по сходням в воду. Дна нет. На сходнях короткая заминка. Старший лейтенант Кот уже здесь.
— Я пойду вперёд, товарищ майор, — обратился он к командиру группы. Они обменялись горячими рукопожатиями и Василий Кот решительно ступил на край сходни.
— За мной, вперёд! — крикнул он и бросился в воду. Он плыл и чувствовал, как вокруг и позади плещется вода — это плывут бойцы».
Но лишь стоило нашим десантникам ступить на берег, как опомнившийся враг открыл ураганный огонь .
«Вот откуда-то спереди застрочили пулеметы японцев, затрещала дробь винтовочных выстрелов. Били по нашим наступающим цепям. Стало ясно, что враг был захвачен врасплох, теперь опомнился, привёл себя в порядок. Чувствовалось, что подступы к высоте хорошо пристреляны. Вскоре вражеская пуля насмерть сразила командира стрелкового отряда старшего лейтенанта Иноземцева, появились убитые, раненые среди десантников. Кот взял командование отрядом на себя. Пренебрегая опасностью, он вырвался вперёд и увлёк за собой залёгших бойцов. Рядом бесстрашно вёл вперёд своих бойцов майор Почтарёв. Цепи неуклонно двигались на высоту. Вот и вершина. Враг отошёл на склоны, но сильный огонь из дзота приковал цепи к земле.
Василий Кот отбирает пятерых бойцов и отдаёт приказание подавить дзот, до которого метров 70. Бойцы ползком достигают его, взбираются на верх. В амбразуры полетели гранаты. Дзот умолк, но вскоре оттуда опять стали стрелять.
— Сделайте связку гранат! — крикнул Кот.
Через минуту связка гранат полетела в амбразуру и дзот окончательно заглох.
Бой разгорелся. В 10 часов утра японцы бросили справа танки, где были моряки и пограничники. В это же время японцы с криками «банзай» полезли на высоту, чтобы сбить отряд Кота.
Вот уж японская пехота почти у гребня, некоторые солдаты вырвались вперёд, до них было метров 15. В это время наши бойцы уже видели, как справа горят танки врага.
— Гранатами по самураям! — скомандовал старший лейтенант Кот.
Самураи покатились назад, им вслед заговорили очереди автоматов. Атака танков и пехоты отбита, но бой продолжался.
К 2 часам дня на отвоёванный плацдарм высадились наши главные силы, а в 6 часов вечера началась атака второй, главной высоты. Старший лейтенант Кот был и здесь всё время впереди. Под огнём врага он бесстрашно вёл за собой десантников: он не прятался за укрытия, не переползал, оставаясь всё время на ногах. Вот по правому флангу открыл сильный огонь вражеский дзот. Там цепи залегли и не могут оторваться от земли. Майор Почтарёв, заменивший раненого майора Шутова, посылает Василия на правый фланг. Через две минуты он здесь.
— За Родину, за Сталина, вперёд! — кричит он и устремляется вперёд цепи.
Бойцы вскакивают и с криками «Ура» атакуют врага. К 8 часам вечера наши десантники овладели главной высотой. В числе первых, кто выбрался на её вершину был старший лейтенант Кот.
На следующий день утром группа бойцов во главе со старшим лейтенантом Котом блокировала здесь дзот и захватила в плен 64 японских солдата. Это было началом капитуляции японцев».
И Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Василию Андреевичу Коту было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

И официально о десантной операции
Операция началась 17 августа, когда в 17 часов корабли с десантом вышли в море из Петропавловска-Камчатского, под прикрытием истребителей и подлодки. Ночной поход к Шумшу они осуществляли в плотном тумане. 18 августа в 2:38 огонь по укреплениям противника открыла береговая батарея 130-мм орудий, а в 4:22 минуты началась высадка передового отряда десанта.
Туман помог десантникам скрытно подойти к берегу, но дно в районе высадки оказалось с крупными подводными камнями, и подход десантных средств к берегу оказался затруднен. Перегруженные десантные суда останавливались далеко от берега, иногда в 100-150 метрах, поэтому десантники с тяжелым снаряжением вынуждены были добираться до острова практически вплавь под огнем противника и при океанском прибое, часть десантников при этом тонула.
Несмотря на трудности, первая волна десанта воспользовалась эффектом неожиданности и закрепилась на берегу.

Благодаря мужеству и самоотверженностидесантникам удалось захватить две господствующие высоты, которые имели огромное значение для организации плацдарма и дальнейшего продвижения вглубь острова. С 11-12 часов дня японские войска начали переходить в отчаянные контратаки, пытаясь сбросить десантников в море.
Во второй половине 18 августа произошло решающее событие всего дня и сражения за остров. Японцы бросили в бой все имеющиеся у них танки, силы нашего десанта атаковали до 60 японских танков. Ценой больших потерь им удалось продвинуться вперед, но сбросить десантников в море они не смогли. Основная часть японских танков была уничтожена в ближнем бою гранатами, а также огнем противотанковых ружей, часть была уничтожена огнем корабельной артиллерии, которую навели десантники.
К вечеру на берег был высажен второй эшелон десанта, также ночью на берегу был построен временный причал, предназначенный для приема новых кораблей с боеприпасами и десантом. С наступлением темноты бои на острове продолжились, и именно вечером и ночью советские войска достигли самых значительных успехов, сумев овладеть несколькими сильно укрепленными позициями. В условиях, когда противник не мог вести прицельный артиллерийский и пулеметный огонь, десантники подбирались вплотную к японским ДОТам и взрывали их при помощи саперов вместе с гарнизонами или подрывами заваливали их амбразуры.
Курильская десантная операция закончилась победой советских войск и освобождением ими всех островов Курильской гряды.
Мужество, героизм и выучка советских солдат позволили решить поставленную задачу практически за один день — 18 августа. Японский гарнизон, который на островах Шумшу и Парамушир обладал серьезным численным преимуществом над силами десанта, уже 19 августа вступил в переговоры с советскими частями, после чего большинство Курильских островов были заняты без сопротивления со стороны противника.
Увековечение имен и память о героях-десантниках
1 августа 2005 года в городе Южно-Сахалинске , на площади Славы , состоялось торжественное открытие обновлённой Аллеи Героев, созданной в память об освободителях Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов. Аллея представляет собой бюсты 14-ти Героев Советского Союза, принимавших участие в этих боях, среди них есть и бюст белоруса Василия Кота.


Наш земляк также удостоен признания его Почетным гражданином города Северо-Курильска Сахалинской области.
А 18 августа сего года на острове Шумшу прошли патриотические мероприятия , посвященные увековечению героев Курильской десантной операции. Главными событиями памятного дня стали открытие первой очереди мемориального комплекса, военно-историческая реконструкция десанта и церемония перезахоронения советских воинов, останки которых были найдены в этом году во время поисковой экспедиции.
В день высадки десанта на Шумшу, в торжественной обстановке , открыли первый этап военно-исторического мемориального комплекса. Прологом к нему стал 4-метровый бронзовый монумент Героев Советского Союза Николая Вилкова и Петра Ильичева— морских пехотинцев, которые закрыли своими телами вражеские амбразуры. На момент подвига Николаю Вилкову было 26 лет, а Петру Ильичеву — всего 18.

А у поэта–фронтовика Александра Мандрика, который и сам освобождал Южный Сахалин и Курильские острова, есть такие стихи в честь наших десантников- героев:
Обелиск
Когда Шумшу разглядываешь близко,
То сразу замечаешь с корабля –
Увенчана гранитным обелиском
Ветрами опаленная земля.
Клубясь, плывут над памятником острым,
Как дым войны, седые облака,
И кажется, что оглашает остров
Призывный клич героя-моряка.
Он тут метнулся к амбразуре дзота
И заслонил товарища собой,
Когда они под дуло пулемета
С десантной баржи выскочили в бой.
И перед этим островом отваги
Любого флота наши моряки
На стройных мачтах приспускают флаги,
И посылают длинные гудки.
Рекомендуем



