Не обидеть бабу Дуню: Президент сказал, какой должна быть торговля на селе

Торговля — индикатор экономики, общества, государства. Можно пустить в свободное плавание: рынок всё отрегулирует, а потребитель? Кто выплывет, тот выплывет. Капитализм не приемлет лузеров. Капитализм меняет даже человеческие отношения: всё имеет цену. А вот бесценное отношение к человеку — признак социального государства — редкая роскошь.
Социальное государство не запрещает богатых, посмотрите на улицы Минска, социальное государство держит баланс в обществе. Человека у нас оценивают не по толщине кошелька. И по отношению к менее состоятельным белорусам чувствуется отеческая опека Первого. Хорошо, что Лукашенко выходец не с партийной номенклатуры и новой поросли гарвардского истеблишмента. Человек от земли — знает и уважает человека труда. Что и говорить, в Беларуси как-то немодно выпячивать своё состояние. А чтобы отстоять эту социальность страны, приходится приводить в чувства страты наживы. На этот раз во Дворце Независимости обсудили человеческое лицо торговли. Причём региональной, и особенно — сельской.
«Человеческое» лицо торговли
Минск — участник геополитических процессов. Стратегических интеграций. Мы одни из акторов новой архитектуры мироустройства Отстаивая позиции глобального уровня, Первый погружен в жизнь самых небольших деревень. Постулат государственной политики: «Сохраним деревню — сохраним страну», это не только почва для развития АПК, это продовольственная безопасность, благодаря внешнеполитическим договоренностям Президента, рост экспортных запросов. Наша вёска — элемент кода белорусскости. Это ещё и качество жизни во время оголтелой урбанизации. Да, и люди поехали обживать село. Услышали призывы Александра Лукашенко и голос разума: «Сейчас дома в сельской местности под дачу или для постоянного проживания всё чаще стали покупать горожане и, что особенно ценно, молодые семьи».

А значит, надо обеспечивать людям комфортные условия жизни. «Понятно, что для жителей таких деревень закрытие стационарного магазина — это событие, которое порождает массу проблем. И естественно, что в 21 веке потеря возможности купить самое необходимое вызывает закономерные претензии. Для человека неважно, чей объект закрылся — частного предпринимателя, коммунальной собственности или системы потребкооперации», — начал принципиальный разговор с чиновниками Глава государства. Требование Александра Лукашенко — эффективная система обслуживания в масштабах страны, которая должна стать гарантом качества и социальной ответственности торговли перед людьми.
Хата бацьков не продается, а с поля зрения Первого никогда не пропадут вопросы развития белорусского села. Не только для рыночников, но и госслужащих сокращение социальных объектов — самый приемлемый выход. Повесили замок, снесли — никакой ответственности. Но унифицированный мейкап скрывает красоту белоруской социальной модели, «человеческое» лицо торговли.
«Исходя из представленного мне доклада Правительства, выводы такие (как обычно): все идет по плану, население обслуживается на должном уровне, но сдерживают развитие торговли некоторые регуляторные барьеры. Интересно, что ж это за «матерное» слово? Опять регуляторика не работает. Вы, вообще-то, хочется спросить, сами, кто писал, понимаете, что вы пишете? Это, по-вашему, главные помехи для работы сельских магазинов? — поставил вопрос Глава государства. — По вашим же данным, реализуется несколько страновых концепций, стратегий и планов для сельских жителей. Так почему такие проблемы и недовольство населения?»

Ругательные дефиниции — в сторону. Мы строим страну равных возможностей и сильные регионы — приоритет пятилетки, а Президент поручил выработать вертикаль торгового сервиса. Создать эффективную модель работы в регионах. В райцентрах — несколько хороших торговых центров, в агрогродках — магазины поменьше, в больших сёлах — обыкновенные магазины с хорошим ассортиментом, в небольших деревнях — развозная торговля. Никого не забыть.
Министр — на велосипеде, Белкоопсоюз — в убытках, а в Тик-токе — развал
Пока торговая картинка далека от идеала. Качество услуг и обилие ассортимента — разноуровневое. Пока основной игрок на сельском рынке — Белкоопсоюз. К нему и претензии. Ценность президентского подхода: Первый на государственный уровень поднимает даже кухонные переживания в обществе. Нет незамеченных проблем. Осовременить потребкооперацию решили за счёт электронных подписей. И такая цифровизация точно заместила человека. Вернее испугала. Классические продавцы начали разбегаться.
«Из последних примеров непродуманных решений назову получение электронных цифровых подписей и маркировку товаров специальными метками и знаками, которые для небольшого магазинчика в три полки — целый квест. Вы, присутствующие за столом, особенно организаторы торговли, понимаете, что вы предлагаете на селе, магазинчикам этим? — сказал Глава государства.

— В любом деле можно дойти до абсурда, впав в административный раж. Дань моде — бестолковая цифровизация, например учета и продажи молочных продуктов, вызвала бурное негодование как покупателей, так и продавцов (вплоть до увольнения) во всех регионах, — заметил белорусский лидер. — Бабе Дуне на селе нужно молоко, мясо и кусок хлеба, а не цифровизация». Есть нарекания к ассортименту и даже к просроченным продуктам.
Белкоопсоюз — торговля с социальным лицом. А убытки покрывают за счёт бюджета. Только на топливо для автолавок в этом году выделено Br1,3 млн. С таким подходом далеко не уедем. Президент о чудесах системы потребкооперации: «Если вы и дальше планируете так организовывать торговлю Белкоопсоюза, это вам будет серьезный минус. Мы что, топливо должны для торговли закупать? Этих «чудес» еще не было. Мы еще в прошлом году договорились, что губернаторы из своих бюджетов смогут вам помочь с ремонтами магазинов. Это что, не поддержка? Если мы будем им помогать, их от этой «соски» не оторвешь. Зачем им работать? Хорошо живут, — критически заметил Президент. — При этом руководство организации не забывает себя в плане заработной платы. Она у руководства Белкоопсоюза выше, чем у большинства министров (в 1,5 раза больше, чем у министров ЖКХ и экономики, в 1,3 раза — чем у министра строительства, в 1,2 раза — чем у министра промышленности). В то же время количество магазинов на селе сокращается в том числе и по причине невысокой, мизерной зарплаты продавцов».
Если по существу, то наши управленческие топы — «не жируют». Достаточно посмотреть на часы наших министров и их коллег с соседних стран. А вот держаться в таком тонусе помогает внимание Президента.

Два с половиной часа длилась эта живая дискуссия. Цифр много, прочтение статистики разное. Торговые объекты растут — полтора процента за пять лет. В целом. А на селе — сокращаются на те же полтора процента. Например, в Витебской области по указу Президента аж в восьми районах упростили правила торговли на селе. Нареканий к частнику нет. Так почему государственная торговля не может повторить это успешный опыт? Задал резонный вопрос Президент. Среди предложений — активнее задействовать в сельской местности маркетплейсы. В зале совещаний прозвучали названия монополистов интернет-торговли. Активно развивается электронная торговля не только в городе, но и на селе, открываются пункты выдачи. Используется активно «Белпочта», Белкоопсоюз, Wildberries и Ozon.
«Ну да, «баба Дуня» сидит и тычет в айфон…» — образно заметил Глава государства. Но как же интересы условной бабы Дуни будут соблюдены? Еду по Интернету заказывать? С этой позиции глава государства задал очень много неудобных вопросов тем, у кого на лацкане пиджака значок «дзяржслужба».
Второй момент — маркетплейсы не уличены в любви к отечественным товарам. Потребительский патриотизм прививают и дешевыми кредитами и рекламой. Но… есть нюансы. А вот ассортимент того же Белкопсоюза на 90 процентов — белорусский.

Такая дискуссия достойна лайков. Чтобы изучить настоящую картинку торговых услуг, министры даже переобуваются и меняют свой дресс-код. Глава МАРТа рассказал Президенту, как инспектирует магазины на велосипеде на своей малой родине.
А чтобы можно достучаться до начальства и «настучать» обо всех недоработках в торговле, существует отдельная площадка для обращений граждан «народный контроль». Но сейчас люди чаще всего обращаются через TikTok. И эти хайповые сообщения порой просто… хайповые. У властей не должно быть равнодушия, ну а у блогеров — наглого иждивенчества. И необходима мудрость, чтобы отличать одно от другого.
«Это я все понимаю. Сегодня «тиктокаются», что ах, где-то крысы побежали. Так что, Президент поедет крыс ловить? Это же вы там на месте с мусорками разобраться не можете и у вас крысы бегают. В противном случае не бегали бы. Поэтому я это все понимаю», — отреагировал Александр Лукашенко.
Социальная справедливость должна быть с разумным подходом
Развитие социальной инфраструктуры — это не только про торговлю. Медицина и образование. ФАПы, школы, детские сады. Резервы для экономии Президент подсказал Правительству. Не на людях же.
«В средствах массовой информации, социальных сетях, на форумах люди систематически поднимают вопросы закрытых ФАПов, детских садов, почтовых отделений, банков, школ и тому подобного, — озвучивает погруженность в проблему Александр Лукашенко. — Я не говорю, что они везде должны быть. Как некоторые говорят, надо сохранить школу, где 3-4 человека учатся в одном классе. Кому нужно такое образование? Лучше затратить деньги и подвезти детей в соседнюю школу, где нормальное образование. Но бездумно не надо закрывать».
Толочинский район, небольшая деревня Горшевщина. Закрывают детский сад. В масштабах региона — оптимизация единицы учреждения образования. Для родителей малышей — трагедия. Этот закрывают, а до ближайшего — 15 километров. На работу взрослым к 6-7 утра. Куда деваться детям? Проблема пяти-семи человек — уже проблема Президента. Понятно, этим обязаны заниматься на местном уровне. Но базовые управленцы все пытаются подогнать под стандарты. А надо принимать решения с человеческим подходом, всесторонне изучить вопрос. Ну разве не слышите, о чем говорит Президент?
«Трех-, четырехлетних детишек доярка повезет за 7-10 км в детский сад? — риторически спросил глава государства. — Вы там с ума посходили? Вы этого не видите? Отправьте своего внука или ребеночка четырехлетнего в этот детский сад за тридевять земель! Чудеса! А то мы умные: когда надо хлеб убирать, тогда мы видим этих колхозников, а мало-мальские условия не можем создать. Да если бы мы не могли!» — подчеркнул Александр Лукашенко.
Наказ Первого не забывать детей — наше будущее — и стариков, которые и создали эту страну. Это и есть золотая формула социального государства. И не важно, касается торговли или здравоохранения.

Вопрос социальной справедливости стал красной нитью сегодняшнего совещания по торговле. Те, кто зарабатывает хорошие деньги в городе, — должны помнить о тех, кто за МКАДом. Это поручение должны услышать все. Даже те, кто наслаждается шелестом денежных купюр и волн на Лазурном берегу.
«Я хочу, чтобы вы это услышали. У нас все умные торгаши ринулись в крупные города, построили здесь магазины, неплохо живут, правда, на Лазурном берегу все хозяева и собственники. Ну так организуйте так, чтобы они работали там, в глубинке», — озвучил свое требование Президент.
Чтобы дойти до каждого дома и каждого жителя, задействуют разные ресурсы. В этом процессе всё будет зависит от вовлеченности местной власти. Торговые сети, частники и производители должны будут разделить логистическое бремя Белкоопсоюза. В его управленческом штабе теперь готовятся к конкуренции на их исконном поле деятельности — в сельской торговле. Битву за райцентры проиграли. Но ведь есть у них исконная ниша — что называется, продуктовый хэндмейд. Может им этим окорять больше города и покрывать расходы на убыточные автолавки?
Систему, конечно же, выработают, но, если бы на острые углы не обратил внимания Первый, то, как бы их обходили, и обходили ли бы вообще? Это, как и с ценами – к их обсуждению вскоре снова вернутся. Резюме совещания — в призыве Первого пока не забывать бабу Дуню. Землю, в которой корни управленческого истеблишмента. «Вот исходя из этого, вы должны выработать систему обслуживания людей. У вас 1 января срок, — поставил задачу Президент. — И не дай Бог помощники и уполномоченные увидят хоть одну деревеньку, где «баба Дуня» не получила то, на что она всю жизнь работала».
Рекомендуем

