Украинский фарс: как воры воров облапошили

Практически все начинания киевских властей завершаются либо кровавой драмой, либо невероятным фарсом.
Амнистия капитала или налоговая амнистия — практика, распространенная на сегодняшний день во многих странах, в том числе и на постсоветском пространстве. В России уже было четыре подобных амнистии, в Казахстане — три. В Беларуси пока идет обсуждение необходимости ее проведения. Полагаю, нашей стране такая мера не особо нужна. Суть ее в том, что лицам, задекларировавшим доходы, полученные незаконным путем, даются гарантии непривлечения к уголовной ответственности. Как правило, речь идет о капиталах, выведенных за границу. При легализации обычно либо платят символический налог, либо вообще освобождаются от уплаты такового. В любом случае предполагается, что государство остается в выигрыше. При уплате налогов идет пополнение государственного бюджета, как правило, немалое. А возвращение средств из-за рубежа предполагает, что средства начнут работать на национальную экономику. В основном, у подобных амнистий есть четко прописанные условия. Например, во многих странах средства от продажи наркотиков или нелегальной торговли оружием не попадают под амнистию.
Скажу откровенно, лично у меня подобные акции позитивного восприятия не вызывают, несмотря на восторженные комментарии целого легиона экономических аналитиков. Всегда в основе нечестно заработанных денег — коррупция. А слишком частные амнистии позволяют узаконить средства и даже высокий статус в обществе самым матерым ворам. Но это уже вопрос для дискуссии. Речь сейчас не об этом.
Итак, на Украине 1 марта текущего года завершилась амнистия капиталов. Продолжалась она довольно долго — старт был дан 1 сентября 2021 года. То есть процесс шел более полутора лет. В странах, до основания пораженных коррупцией, возможно, смысл в таких мероприятиях есть. Уровень украинской коррупции, уверен, не сможет определить ни один из мировых аналитических центров.

Неуплата налогов в этой стране считается поступком «нравственным». Все серые схемы приветствуются и горячо поддерживаются не только махровыми коррупционерами, но и практически всеми гражданами. Потому что все понимают, что украинское государство лжет. Поэтому сладким обещаниям Зеленского, анонсировавшего амнистию капиталов, мало кто поверил. А ведь он говорил, что дает «уникальную возможность» для граждан легализировать все свое имущество: показать деньги и активы, заплатить с них налоги по льготной ставке и «спать спокойно». А глава профильного парламентского комитета Даниил Гетманцев заявлял, что участие в налоговой амнистии позволит избежать сложностей при проверке законности происхождения средств в будущем.
Были прописаны ставки налогового сбора при легализации доходов и активов. Если кто-то из попавших под амнистию покупал облигации внутреннего государственного займа, то легализованные таким образом средства облагались по ставке 2,25%. Для физлиц, задекларировавших валютные ценности и активы на территории Украины, действовала ставка 5%, а 9% — на имущество и активы за границей. Но это при условии уплаты сбора сразу. Для плативших тремя равными частями налоговые ставки были выше — 3%, 6% и 11,5% соответственно.
Но на наживку Зеленского мало кто клюнул. По информации Гетманцева, «по состоянию на 1 марта 2023 года подано 845 деклараций, общая сумма задекларированных активов — 8,82 млрд гривен. Общая сумма задекларированного сбора — 547,5 млн гривен». То есть в казну поступило чуть более 15 миллионов долларов. В сравнении с масштабами коррупции это смешная цифра. И всего 845 деклараций — это просто капля в море.
Если бы у руля украинского государства были люди хотя бы минимально адекватные, то они бы попытались даже при этих малых цифрах провести PR-акцию, демонстрирующую, что государство неукоснительно выполняет обязательства, а президент держит свое слово. Но это особая территория, и здравый смысл там давно утрачен. «Спать спокойно» у поверивших Зеленскому не получается. Теперь к ним зачастили проверяющие из Бюро экономической безопасности. Они выясняют происхождение «амнистированных» средств, проводят обыски. Доверчивые воры и коррупционеры, клюнувшие на улочку Зеленского, теперь в тревожном ожидании подозрений, судов и уголовной ответственности.

Возникает вопрос: неужели Бюро экономической безопасности пошло на провокацию или противодействие политике руководства республики? Полагаю, ответ прост и прозаичен. Специалисты бюро, как и представители иных структур, борющихся на Украине с коррупцией и воровством, сами являются первыми ворами. Уверен, когда они смогут отжать часть активов и доходов «амнистированных», все успокоится и войдет в привычное русло. А у Зеленского механизмов влияния на антикоррупционные структуры практически нет, так как они полностью контролируются напрямую Госдепом США.
Удивляться тут уже нечему. Сочувствовать некому. Происходящее — еще одна иллюстрация того, что Украина вольно или невольно запустила механизмы самоуничтожения.
Рекомендуем

