«Гладиатор 2». Оправдались ли ожидания?
Спустя 24 года вышло продолжение «Гладиатора». Создание сиквелов уже сложившаяся тенденция в кинематографе последних лет. Продолжение успешных проектов хоть и сопряжено с рисками, но большие компании и режиссеры все равно охотно на них идут, ведь удача сулит большие дивиденды. Особенно интересно было посмотреть на результаты второй части «Гладиатора» после кассового провала сиквела «Джокера», успех, которого прогнозировали многие, но произошло обратное.
«Гладиатор 2» стал самым успешным стартом в карьере режиссера Ридли Скотта, собрав за первую неделю в зарубежном прокате 90 млн долларов. Яркий состав, споры по поводу успеха и шумная маркетинговая кампания сделали свое дело.
Маркетинговая кампания для любого фильма является неотъемлемой частью, от ее качества и количества напрямую зависит успех картины. В этот раз пиарщики постарались: и рассказ Пола Мескаля, сыгравшего Луция, как он получил роль за тридцать минут после разговора с режиссером, и факт того, что главную роль вместо него мог получить Тимати Шаламе, конечно, помогли сборам. Собрав каст из первой части: Конни Нильсон в роли Луции и Дерека Джекоби в роли сенатора Гракха, добавив к ним Дензиля Вашингтона, Педро Паскаля и Пола Мескаля режиссер явно не прогадал.
Начало фильма получилось бойкое, но вместе с тем выглядело как калька из первой части. Убитая противником любимая, становится катализатором действия, раскрывая ярость главного героя, который теперь жаждет только мести. Все это происходит так быстро и скомкано, что успеть посочувствовать просто не получается.
К счастью, после двадцати минут сюжет приобретает индивидуальную и последовательную форму. Здесь сиквел отходит от романтизации своего предшественника, показывая тягостную реальность, сопряженную с цикличностью событий.
Колизей становится символом двойственности римской действительности. Его завораживающий и притягивающий образ является лишь фасадом, в котором, размножаются зверства и смерть. Как и Римская империя, порабощая другие народы под маской могущества, оставляет римлян жить на улицах в палатках и просить подаяния.
Такой же контраст режиссер строит и на актерах. Например Дензиль Вашингтон в роли Макринуса, распорядителя гладиаторских игр. Его герой понимает и принимает жестокость жизни. Сторонник жесткой игры, где побеждают ловкие и смекалистые, он завоевывает себе место на вершине с помощью расчетливых уловок и смелых поступков. Ему противостоит Пол Мескаль в роли Луция — мальчика, впитавшего императорскую мудрость, но изгнанного из вершин власти и, воспитанного в реальном мире, с его жестокостью и болью, в котором он остается приверженцем идеалистичной справедливости.
Фильм не придерживается исторической точности. Для режиссера историчность — это всего лишь форма для накала сюжета. Играя с историческими фактами Ридли Скотт создает не психологическую мотивировку героев, а эмоциональную, наделяя их яростью, честью и преданностью для резких и порывистых действий.
Цикличность действий, мотивировок и поступков могли бы стать хорошим примером бесконечного повторения событий, где результат всегда один и тот же, а цель остается идеалистичной и не досягаемой. Но автор решил не сворачивать в эту сторону, а только заглянуть туда, чтобы в конце оставить место для надежды.
В целом, фильм получился ярким и динамичным. С понятными истинами и убедительными речами, после, которых появляется желание записаться на курсы ораторского мастерства. Визуальный масштаб присущий режиссерскому стилю остался на месте. Динамичные гладиаторские бои, красочно затопленный Колизей, большое количество массовки, которая придает грандиозности действию, контрастность событий и отличная актерская игра — все это привело к кассовому успеху картины, которая хоть и не стала выдающимся произведением в режиссерской карьере Ридли Скотта, показала себя как хорошо сделанная работа.
Автор: Ксения Дедюля