Воевал в небе Крыма. История морского летчика из Беларуси Владимира Скугаря
Одной из визитных карточек города Костюковичи Могилевской области является самолет-памятник Су-24 М, который установлен в честь знаменитого земляка, уроженца деревни Жабыки Костюковичского района, Героя Советского Союза, летчика 30-го отдельного разведывательного авиационного полка Военно-Воздушных сил Черноморского Флота в годы Великой Отечественной войны полковника Владимира Антоновича Скугаря.
Эпизоды фронтового пути морского летчика из Беларуси
С первых дней Великой Отечественной войны белорус Владимир Скугарь, будучи морским летчиком Черноморского Флота, участвовал в боевых действиях, и уже к середине сентября 1941 года на его боевом счету, тогда летчика 40-го бомбардировочного авиаполка, было 45 успешных боевых вылетов на пикирующем бомбардировщике «Пе-2», около 27 тонн сброшенного на врага бомбового груза, 44 уничтоженных танка, 42 автомашины, 25 орудий разных систем, четыре автоцистерны с горючим, а в воздушных боях его экипажем было сбито два немецких самолета. И за проявленное мужество и героизм наш земляк Владимир Скугарь был награжден первым боевым орденом — Красного Знамени.
К середине мая 1942 года старший лейтенант Владимир Скугарь совершил 109 успешных боевых вылетов, в том числе: 19 — на разведку вражеских объектов и 7 — на бомбовые удары по румынскому порту, он неоднократно водил на бомбометание группы по 4-9 самолетов. В одном из воздушных боев самолет Скугаря был атакован шестеркой немецких истребителей и был ими подожжен, горел, однако летчик сумел посадить машину на своей территории, спас тяжело раненного стрелка-радиста и вернулся в боевой строй.
В июне 1942 года капитан Владимир Скугарь возглавил авиационное звено в 27-й отдельной разведывательной авиаэскадрилье ВВС Черноморского Флота. В.А. Лобозов, командир 27-й эскадрильи, в наградном листе особо отмечал боевые качества нашего земляка:
«Его экипаж выполняет сложные разведывательные полеты в глубокий тыл противника, такие как площадная съемка порта Мариуполь, Керчь, Феодосия, Майкоп на высоте 2000–3000 м, при отсутствии прикрытия нашей истребительной авиацией, при насыщенном противодействии зенитной артиллерии и истребителей противника. Экипаж презирает смерть и жаждет разгрома и победы над врагом. Ничто не может остановить славного разведчика на малых высотах 400–500 м в разведывательных полетах в порты, временно оккупированные врагом: Керчь, Феодосия, Тамань и др.».
В мае 1943 года Владимир Антонович был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 30-го разведывательного авиаполка ВВС Черноморского Флота, успешно выполняя боевые вылеты на дальнюю воздушную разведку портов, аэродромов и морских коммуникаций противника.
В период освобождения Крыма и Севастополя весной 1944 года капитан Владимир Скугарь совершил 96 боевых вылетов с целью разведки вражеских морских коммуникаций, обнаружил и передал командованию данные о 63 караванах противника, потопил пять транспортов, две быстроходные десантные баржи и катер. Всего к окончанию боев за Крым им было выполнено 297 вылетов на воздушную разведку и бомбардировку.
Вскоре после завершения Крымской наступательной операции летчики-черноморцы провели разведку военно-морских баз неприятеля на Черном море в Румынии и Болгарии. Так экипаж майора Скугаря днем 11 июня 1944 года вылетел в Болгарию, сфотографировал порт Варна, в котором базировались 163 вражеских плавсредства, затем ещё и отснял порт Бургас с 25 кораблями и судами и, оторвавшись от фашистских истребителей, вернулся на свой аэродром, с честью выполнив боевое задание.
Яркий пример летного мастерства и мужества из военной биографии нашего земляка
Когда немцы покидали Севастополь, Командующий Черноморским флотом вызвал Скугаря, приказав:
— Проведешь разведку и фотографирование нанесения бомбовых ударов по мысу Херсонес, где сосредоточился противник.
На самолеты-разведчики разрешалось брать бомбы. И парочку таких «подарочков для фюрера» Владимир Антонович прихватил и на этот раз с собой.
Под прикрытием наших истребителей самолет Скугаря провел фотографирование бомбовых ударов нашей авиации. После этого штурман Василевский доложил командиру о том, что в море обнаружен большой транспортный корабль, уходящий в сторону румынских берегов. Вот и для своих бомб нашлось применение…
Первый удар пришелся мимо основной цели. Однако после второго захода бомба угодила прямо в центр транспорта фашистов. Корабль водоизмещением 18 тысяч тонн переломился и стал стремительно тонуть. Урон фашистам был нанесен колоссальный!
Но на аэродроме экипаж Скугаря ждал неласковый прием:
— Ты где это так долго болтался? — стал допытываться Командующий Флотом.
— Доставлял на борт вражеского транспорта «подарки фюреру», — попытался пошутить летчик.
— Как бы за такие «подарки» сам от меня не получил подарочек… — сурово оборвал адмирал.
Но когда проявили фотопленку с борта самолета-разведчика и стало ясно, что в результате совершенной экипажем Скугаря атаки фашисты понесли огромные потери, то лишние вопросы отпали сами собой.
Более того, через несколько дней стало известно, что майор Владимир Антонович Скугарь удостоен звания Героя Советского Союза!
Героем Советского Союза стал и его штурман Владимир Василевский, а стрелок-радист Павел Сытник был награжден орденом Красного Знамени.
Так воевал экипаж героев, командиром которого был белорус Владимир Скугарь!
О Скугаре из книги Владимира Коваленко «Крылья Севастополя»
Автор книги Владимир Коваленко воевал летающим штурманом авиации Черноморского Флота, после войны стал членом Союза журналистов Советского Союза.
И его воспоминания о тех грозных и героических днях освобождения Крыма, о том, как доблестно сражался летчик из Беларуси Владимир Скугарь, особо ценны. Приведем лишь небольшую выдержку из книги.
«Хотя нашим десантникам не удалось удержаться у Эльтигена, второй десант все же овладел небольшим плацдармом в северной части у мыса Еникале и закрепился там основательно. Теперь на этом небольшом клочке крымской земли непрерывно накапливались силы. Декабрьское море бушевало, но суда ночью и днем прорывались через пролив, доставляли пополнение, боеприпасы, продовольствие. Даже неискушенному в военных делах человеку было понятно, что освобождение Крыма уже не за горами, и плацдарм севернее Керчи может сыграть если не решающую, то очень важную роль в этом деле.
Мы, воздушные разведчики, чувствовали это очень остро. Побережье пролива и северную часть полуострова, прилегающую к плацдарму у Еникале, фотографировали непрерывно, все время уточняли расположение вражеской обороны.
Как-то в штаб вызвали сразу два экипажа — Скугаря и Уткина. Два экипажа одновременно — значит, задание ответственное. Мы не ошиблись. Климовский выглядел необычно серьёзным.
— Командование приказало, — сказал Николай Иванович, — выделить два лучших экипажа для одновременного — планового и перспективного — фотографирования побережья от Еникале до Казантипа. Высота для планового фотографирования — пять тысяч метров, для перспективного — не более пятидесяти. Сложность сами понимаете: берег имеет сильную зенитную оборону, рядом несколько аэродромов с истребителями. Для обеспечения вашего полета выделяются две восьмерки «яков», встреча — над Таманью, на вашей высоте. Плановое фотографирование поручается экипажу… — Скугаря, — подсказал Скугарь. — Правильно, Скугаря, — подтвердил Климовский. — Перспективное… — Следовательно, Уткина, — вставил Уткин. — Тоже правильно, — даже без намека на улыбку подтвердил Климовский.
Разложили на столе полетные карты. Начали прорабатывать задание: время полета, высота, боевой курс, начало и конец фотографирования. Уточнили способ взаимодействия с истребителями. Климовского особенно волновало перспективное фотографирование. Дело это сложное: нужно открыть боковое окошко (чтобы плексиглас не искажал изображение) и, держа в руках тяжелый фотоаппарат, вести съемку. При этом нужно соблюдать точный прицел, выдерживать необходимый интервал, а еще — быть предельно осторожным, не высовывать аппарат в окошко, иначе глазом не успеешь моргнуть, как он окажется за бортом. В общем, это совсем не то, что плановая съемка: все данные установил на земле, а в воздухе только остается нажать на кнопку, и аппарат работает сам — через определенный интервал «щелкает» снимки.
Мне приходилось вести перспективное фотографирование не один раз, и все же Климовский еще и еще переспрашивал, уточнял: а как то, а как это? Нас же с Уткиным больше волновало прикрытие — честно говоря, на бреющем полете мимо нескольких вражеских аэродромов прежде ходить не доводилось. Но на поверку все оказалось гораздо проще, чем представлялось. Скугарь с Василевским вылетели на полчаса раньше, им предстояло набрать высоту и зайти на фотографирование от Арабатской стрелки, а мы после взлета сразу пошли на Тамань, где нас уже ждали четыре пары «яков». Две пары «прилепились» к нам справа и слева, а две других набрали высоту побольше и шли чуть сзади.
У Скугаря полет сложился труднее. Только лег на боевой курс, ударили зенитки. Правда, не очень кучно и точно, но боевой курс длится долго, несколько минут, успеют пристреляться. Истребители прикрытия набрали высоту, отошли в сторону из зоны огня. И в это время появилось две пары «мессеров». Две пары «яков» завязали воздушный бой. Зенитки сразу прекратили огонь, и это, возможно, спасло разведчика. Он не сошел с курса. Но вскоре пришло еще несколько «мессеров», теперь уже и пара непосредственного прикрытия бросилась на помощь, возле «бостона» осталось только два «яка». Все ближе пролив, уже скоро конец боевого курса. Неожиданно пара «мессеров» атаковала «бостон» со стороны солнца. Пришлось и последней паре «яков» сражаться. А разведчик все шел «по ниточке». Приготовились к отражению атаки стрелки. И тут прозвучала команда Василевского: — Отворот! Значит, фотографирование закончено. Скугарь кинул самолет влево вниз, карусель воздушного боя сразу отодвинулась. А в эфире раздалась команда ведущего «яков»: — «Соколы», внимание, выходим из боя! Вся восьмерка «яков» вернулась домой. Разведчики выполнили задание отлично».
И после войны жил и трудился достойно, как воевал на фронте
После Великой Отечественной войны Герою Советского Союза Владимиру Скугарю довелось несколько лет служить в составе советских морских авиачастей, но уже Северного Флота. Там он командовал полком бомбардировщиков, потом принял под свое начало и авиационную дивизию.
Уволился в запас наш земляк в связи с сокращениями Военно-Воздушных Сил, но еще долго, вплоть до своих 65 лет, Владимир Антонович не расставался с авиацией, занимал ответственные должности в аэропорту города Симферополя.
8 мая 1975 года Герой Советского Союза полковник в отставке Владимир Сеугарь участвовал в церемонии зажжения Вечного огня в парке имени Юрия Гагарина в Симферополе, и именно он принял факел, доставленный в столицу Крыма на бронетранспортере с Вечного огня на Сапун-горе в Севастополе.
И наш земляк Владимир Антонович Скугарь был удостоен звания Почетного гражданина Крыма!
Бюсты Героя Советского Союза Владимира Скугаря установлены в белорусском городе Костюковичи и в крымском поселке Новофедоровка. В 2016 году имя Героя Советского Союза Владимира Скугаря присвоено средней школе № 40 в городе Симферополе — столице Республики Крым, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
И примечательно, что в Севастополе на территории филиала парка «Патриот» открылся музей, посвященный морской авиации Черноморского Флота, и здесь установлен симулятор штурмовика Ил-2, где можно попробовать себя в роли летчика времен Великой Отечественной войны.