«Примирение» Хуана Карлоса — разбираем скандальные мемуары экс-короля Испании
В этом месяце все здравомыслящие граждане Испании отметили 50-летие со дня смерти диктатора Франсиско Франко. Именно 20 ноября 1975 года в эфире государственного телевидения во всеуслышанье объявили заветные для многих слова: «Испанцы, Франко мертв!». Однако дело каудильо не кануло в могилу вместе с ним: франкизм процветает в его приспешниках и последователях в лице многочисленных чиновников и военнослужащих.
Главным образом, в лице самого института монархии, являющегося главным преемником злодеяний жестокого диктатора. Вместе с этим событием, Испанский королевский дом отметил 50-летие реставрации самодержавия в стране, установленного после смерти Франко и закрепленного Конституцией 1978 года.
Внезапно к этим датам экс-король Испании Хуан Карлос I выпускает сборник своих мемуаров с говорящим названием «Примирение». О чем книга? Подробнее — в нашем разборе.
«Демократический король»
Книга неслучайно издана точно в пятидесятилетие со дня смерти диктатора. Хуан Карлос не просто не стесняется упоминать о тесной связи с каудильо. Напротив, эти откровения воспринимаются как воспоминания благодарного наследника, как акт чистого восхищения Франко.

При объёме книги в 400 страниц диктатор упоминается более 200 раз. Он присутствует буквально везде: в детских воспоминаниях, в армейских буднях, в принятии ключевых политических решений. Почетный король с ужасом пишет о его предсмертной агонии… Детализирует, как геноцидный маньяк выбирал себе преемника, готовил его к передаче полномочий. Никакого осуждения режима, а смесь уважения, восторга и признательности.
Между тем, король представляет себя как великую и непонятую фигуру в истории Испании. Приведу строки из начала книги:
«Обо мне опубликовано множество биографий, но я не узнаю себя ни в одной из них. В последние годы усилились неверные домыслы и ложь о моей жизни. Они направлены не только против меня лично (увы, это цена, которую платит каждый публичный деятель), но и против демократических институтов испанской короны».
Хуан Карлос, на минуточку, считает себя «демократическим королем». Делюсь цитатой из мемуаров:
«Франко не только выбрал себе наследника, но и словно по волшебству, превратил диктатуру в демократию. Мы должны быть бесконечно ему благодарны за это, — убежден монарх.

Хуан Карлос убил своего брата
Также Хуан Карлос признался, что собственноручно застрелил своего младшего брата Альфонсо в юности.
В главе «Трагедия» монарх в изгнании вспоминает, как в 1956 году они с братом играли с пистолетом Star Bonifacio Echeverria в Португалии. По его словам, магазин был извлечен, и оружие они посчитали безопасным. Однако в результате выстрела Альфонсо погиб, а судебного расследования не было.
«Я не оправился от этой трагедии. Выстрел был произведён в воздух, пуля срикошетила и попала моему брату прямо в лоб. Он умер на руках у нашего отца», — пишет бывший король.

Хуану Карлосу было 18 лет, а Альфонсо — 14. До сих пор официально не ясно, что произошло: некоторые источники утверждают, что наследник престола специально нажал на спусковой крючок ввиду вспыльчивого характера, другие — что пуля срикошетила, и случайно задела брата.
«Бездомный» Хуан Карлос
Если бы эта книга попала в руки читателя, ничего не знающего о истории в Испании, его реакция была бы следующая: «Бедняга король. Какие же страдания выпали на его долю». Потому что, по сути, сидя в своем особняке в Абу-Даби, он рассказывает о трагедии человека, к которому испанский народ не проявил никакой благодарности. Он уверяет, что даже никогда не владел частной собственностью:

«Испанская королевская семья — единственная королевская семья в мире, которая не владеет частной собственностью».
Хуан Карлос считает себя своего рода мучеником:
«С самого моего рождения я не был хозяином своей судьбы…В конечном счёте, моя жизнь определялась требованиями Испании и трона».
И в довершение всего, человек представляется единственным испанцем без пенсии. После «почти сорока лет службы», жалуется на её отсутствие, словно он просто очередной клерк, работавший без контракта.
Несведущий читатель продолжил бы изучать книгу, думая: «Как они могли так поступить с правителем, который пожертвовал многим ради своей страны?». Но если бы он глубже копнул в историю, понял бы, что за всеми жалобами короля кроется чистой воды фарс. Ведь то, что почётный король называет «никогда не иметь дома», буквально означает, что он провёл всю свою жизнь, переезжая из дворца во дворец, прежде чем поселиться во дворце Сарсуэла. Он переезжал из Рима в Эскориал. Потом жил в роскошном дворце герцога Монтельяно, затем во дворце Лирия. У бедняги не просто никогда не было дома, он никогда нигде не жил, кроме дворцов.

Вместо бетонной коробки в многоэтажке он с детства проживал в придворных резиденциях, отремонтированных и содержавшихся на госсредства. Слуги просто перевозили его мебель с места на место, не забывая прихватывать всех животных избалованного монарха:
«Во дворце Сарсуэла у меня жило семь собак. Даже было два гепарда. Второй гепард был подарком от сестры шаха Ирана».
Добавим к ним шимпанзе, который раньше составлял королю компанию в Военно-воздушной академии, а теперь ещё и попугая — он живет с ним в Абу-Даби, и имеет оперение в цвет испанского флага. Какая тяжёлая жизнь: семь собак, два гепарда, обезьяна… Прямо среднестатистический выходец из рабочего класса.
О коррупции испанской короны
Книга также пытается объяснить многочисленные скандалы Короны с коррупцией. По словам автора, произошло какое-то недопонимание:
«В моих глазах деньги — это абстракция, инструмент независимости. Я никогда не знал, как ими управлять и как их приумножать».
Он не коррупционер, говорит он нам, а просто легкомысленный человек, потерявший контроль над деньгами (которые завалялись на его бесчисленных счетах в Швейцарских банках).
А вот как Хуан Карлос говорит о подарках из Персидского залива:
«В 2011 году я получил в подарок от шейха Мохамеда бен Заида из ОАЭ два автомобиля Ferrari для себя и сына. Это были одни из двухсот автомобилей, которые он подарил своим друзьям по всему миру».
Два подарочных «Феррари» из партии в 200 штук. Ведь, как всем известно, коллеги обмениваются не только кружками с надписью «Лучший папа в мире», а еще и роскошными итальянскими спортивными автомобилями.
Вся книга представляет собой длинное оправдание отношений с королем Иордании, с шахом Ирана, с королевской семьей Саудовской Аравии. Отношений, которые, кстати, активизируются, когда у Испании возникают проблемы с нефтью: монарх отправляется к ним в гости не как представитель суверенного народа, а как личный друг королевских семей, владеющих нефтью.
Благодарный наследник франкизма
Но помимо дворцов, гепардов и «Феррари», самым серьёзным аспектом этих мемуаров является то, что они подтверждают связь короля с франкизмом. Он сам прямо заявляет об этом:
«Когда в 1975 году я унаследовал всю полноту власти от генерала Франко, все происходящие в стране события легли на мои плечи».
«Если я смог стать королём, то это благодаря ему. Я никогда никому не позволял критиковать его в моём присутствии».

Франко предстаёт как «мудрый и проницательный человек», которого он глубоко уважает, который его воспитывал, защищал и не дал ему слишком тесно ассоциировать себя с Фалангой (фашистской партией Франко), чтобы тот мог править «выше всяких фракций». Даже момент, в котором Хуан соглашается стать преемником с королевским титулом, описывается как момент личной драмы.
Позже, говоря о так называемом «демократическом переходе Испании», он поздравляет себя с тем, что не тронул франкизм:
«Ликвидация франкистских институтов была осуществлена без чистки, без судебных процессов над причастными к режиму».
Там, где мы видим безнаказанность, он видит добродетель. Там, где жертвы видят несправедливость, он видит стратегическое решение. Дело Франко и сегодня продолжает укрепляться в экономическом блоке Испании, в ее судебной системе, которая спустя пол века не привлекла к ответственности ни одного преступника-франкиста.
О любовных похождениях
Практически нет ни одного скандала, по поводу которого Хуан Карлос не предложил бы нам альтернативного взгляда на реальность. О своих любовных похождениях он пишет следующее:
«СМИ приписали мне дюжину внебрачных связей, большинство из которых — совершенно фиктивные. Как будто дружба между мужчиной и женщиной невозможна»», — говорит монарх.

Ну да, Коринна Ларсен — блондинка-любовница, с которой у него был бурный роман на виду у всех и судебная волокита на несколько миллионов евро, всегда называлась всего лишь «дорогой подругой короля».
Почему Хуан Карлос отрекся от трона
В книге настойчиво обосновывается причина, по которой Хуан Карлос отрекся от трона. Нет, он пошел на этот шаг вовсе не по причине бесконечных сексуальных скандалов и коррупции, как вы могли подумать. Он был «одиноким архитектором демократии, канатоходцем, который «изменил Испанию», великодушно отказавшись от унаследованной им абсолютной власти. Человеком, молча сносившим нападки крайне левых, крайне правых или сепаратистских популистов, осмеливавшихся ставить под сомнение монархию. Этой мыслью пронизаны все его мемуары.
«Я ушёл с чистой совестью, у меня не было причин стыдиться, — утверждает Хуан Карлос.
Все это, конечно, очень хорошо вписывается в официальную повестку испанских властей, которые годами твердят, что переход к демократии увенчался успехом, что это именно Корона гарантировала демократию, что память о прошлом опасна, поскольку она бередит старые раны, что правосудие не нужно, поскольку примирение между франкизмом и его жертвами уже произошло.
Пытается надавить на жалость
Новые мемуары экс-короля лишь подкрепляют убеждение в преемственности между режимом Франко и парламентской монархией 1978 года. Это был вовсе не демократический разрыв с кровавым прошлым, а косметические реформы, контролируемые сверху. Но главное — власть экономической элиты и государственного аппарата осталась практически прежней.
Отчаянная попытка Хуана Карлоса надавить на жалость читателей не увенчалась успехом. Он призывает их забыть о жертвах диктатуры, забыть о тех, кто всё ещё ищет останки своих близких в придорожных канавах и глухих лесах. Когда читаешь эти откровения, надвигается приступ омерзения, заставляющий задуматься: а не является ли сие издание всего лишь дворцовой шуткой, очередным эпизодом в бесконечной саге злоупотреблений, предательств и нелепостей, характерных для испанских Бурбонов? Возникает ощущение, что король — эдакий полубог, оторванный от проблем простых людей, который, к сожалению, совершенно не мучается угрызениями совести.
Рекомендуем