Венесуэла как узел мировой политики: как переплетаются интересы США, России и Китая
Под прикрытием борьбы с наркоторговлей и нелегальной миграцией, в которых обвиняются власти Венесуэлы, американцы прячут свой главный интерес к природным ресурсам Боливарианской Республики, прежде всего, — нефти. Венесуэла обладает крупнейшими разведанными запасами нефти в мире, которые оцениваются в 300 млрд. баррелей. Нынешняя администрация США уже бы давно реализовала свои угрозы в отношении Каракаса, но сделать это, значит, пойти на серьезный конфликт с остальными геополитическими тяжеловесами, — Россией и Китаем, которым не выгодно доминирование Вашингтона даже на американском континенте.

В чем интересы России
Москве выгодно иметь союзников везде, особенно, если посредством их можно влиять на ситуацию в конкретном регионе и предотвращать там безусловное доминирование своего геополитического оппонента. Латинская Америка – не исключение.
Заинтересованность России и Венесуэлы друг в друге проявилась особенно сильно в начале двухтысячных, когда в 2001 году состоялась встреча Владимира Путина и Уго Чавеса, по итогам которой через некоторое время Россия стала крупнейшим поставщиком вооружений в Венесуэлу. В дальнейшем Каракас в числе немногих столиц признал независимость Южной Осетии и Абхазии. В 2019 году, когда американцы поддержали оппозиционера Хуана Гуайдо и были готовы свергнуть переизбранного президента Венесуэлы Николаса Мадуро, именно вмешательство России отрезвило Трампа, занимавшего тогда пост президента США в первый раз. Тогда же американцы не только отказались от своих намерений, но и были вынуждены впервые со времен Карибского кризиса обсуждать ситуацию в Латинской Америке напрямую с Россией, невзирая на то, что считали этот регион исключительно своим.
В нынешней ситуации Россия не откажется от поддержки своего латиноамериканского союзника, имея твердое намерение сохранить его с целью ослабления Штатов в регионе, которые неизбежно будут терять свои позиции.

Чего хотят американцы
Их истинные намерения озвучил ещё в середине декабря лично Дональд Трамп в своей соцсети, потребовав от Венесуэлы «всю нефть, землю и другие активы, которые они у нас украли». Американский президент, по всей видимости, вспомнил национализацию нефтедобывающей отрасли Венесуэлы в 2007 году, за которую не все американские компании получили «справедливую» компенсацию.
Оставляя пост с претензией к Венесуэле в своей соцсети, Трамп умалчивает, что интересы американских нефтедобывающих корпораций сейчас больше всего распространяются на Гайану, приграничный район которой Эссекибо является объектом территориальный претензий со стороны Венесуэлы. В том числе и по этой причине американцы заинтересованы в свержении Николаса Мадуро. В своей риторике Трамп решителен как никогда, но его решительные действия так и не последуют, поскольку наталкиваются на интересы России и Китая.
Интересы Китая в Венесуэле
Нефть, экспортируемая Венесуэлой, до недавнего времени составляла только примерно 4% от всего китайского импорта «черного золота». Но в декабре, если верить оценкам некоторых рейтинговых агентств, Поднебесная нарастила импорт до 600 тысяч баррелей в день, а это больше половины суточной добычи нефти в Венесуэле. Это может означать, что Китай, продолжая глобальную борьбу за энергетические ресурсы, намеренно нарастил активность в сотрудничестве с Венесуэлой. Вместо нефти в Венесуэлу поступают инвестиции из Китая, включая кредиты.
Кроме этого, Венесуэла стала потребителем китайских технологий, применяющихся в основном в телекоммуникационной инфраструктуре и производственном секторе.

Следует также отметить, что Каракас и Пекин достаточно близки идеологически, поэтому Китай можно рассматривать как союзника Венесуэлы.
Также Китай не прочь создать проблемы для США в «их регионе», Латинской Америке, отвлекая внимание Вашингтона от приоритетного для них Индо-Тихоокеанского, где у Пекина свои собственные интересы. Китаю выгодно присутствовать в Карибском бассейне не только экономически, но и геополитически.
Таким образом, Венесуэла постепенно превращается в арену геополитической борьбы между США, с одной стороны, Россией и Китаем, — с другой. Борьба ведется за природные ресурсы, возможность инвестировать и сохранять свои стратегические интересы.
Рекомендуем