Меню

Заполярный Маресьев. Как Захар Сорокин победил врага и саму судьбу

Захар Сорокин

Как известно, в 1946 году вышла книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», из которой во всем мире узнали о подвиге, совершенном советским летчиком Алексеем Маресьевым. Раненый в обе ноги, он 18 суток пробирался к своим, попал в госпиталь с заражением крови и гангреной, лишился обеих ног по голень, но нашёл в себе силы вернуться в летный строй, и 20 июля 1943 года во время воздушного боя на Курской дуге сбил сразу два вражеских истребителя. Алексей Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза.

Но ни Борис Полевой, посещавший во время войны 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, в котором воевал Алексей Маресьев, ни  сам Маресьев . не знали, что еще 25 октября 1941 года летчик 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота Захар Сорокин раненым совершил воздушный таран, сел на  вынужденную посадку в тундре, и   6 суток пробирался к своим, преодолев 70 км.  Отморозив ноги и лишившись обеих ступней, он все же вернулся в свой полк и седьмой сбитый вражеский самолет Захар Сорокин записал на свой личный боевой счет в феврале 1943 года, уже будучи на протезах, а это значит, что за полгода до Алексея Маресьева.

Захар Сорокин

Из рассказа самого Сорокина по книге «Поединок в снежной пустыне»

«Шел долго, ни о чем не думая. Осторожно переставлял отяжелевшие ноги. Стоило остановиться, и сознание уплывало куда-то. Слабость сковывала тело. Словно кто-то нашёптывал: «Ляг на снег, отдохни…»

Страшным усилием заставил себя не поддаваться этому голосу. Стряхнул оцепенение и шагал… Главное идти вперед, вперед! Ноги перестали слушаться — стал ползти! Только не останавливаться. Любым способом двигаться дальше. Только вперед.

Поднялось бледное полярное солнце. Оно висело над самым горизонтом. Кажется, наступили шестые сутки моего пути.

Услышал отдаленный звук сирены. Из последних сил стал подниматься на сопку. Срываясь и снова карабкаясь, забрался на вершину.

Комок подступил к горлу. Вижу: берег, темная полоса Кольского залива, дымки кораблей…

Немного успокоившись, рассмотрел на берегу избушку, а рядом с ней человека. Спустился с сопки, вынул пистолет и, зажав его в руке, пополз… Возле самого домика попытался подняться. Человек в полушубке повернулся в мою сторону, вскинул автомат…

— Стой! Кто идет?

Я сорвал с головы шарф и через застилавший глаза туман увидел под башлыком часового бескозырку».

Захар Сорокин

Начало боевого пути и тот роковой воздушный бой

С 1939 года  летчик-истребитель Захар Сорокин служил в частях ВВС Черноморского флота, а  после начала Великой Отечественной войны его перевели из Крыма на Северный Флот, а здесь и летать было весьма непросто, не то что воевать: сложные погодные условия, ураганный ветер, снежные бураны, полярные ночи, полёты над штормящим, бушующим морем.

Но Захару повезло, он попал в эскадрилью Бориса Сафонова, который боевой счёт открыл уже на 3-й день войны, а за 2 месяца сбил 12 вражеских машин! Это был летчик высокого класса, человек несгибаемого мужества и большого личного обаяния, к тому же, как командир, Борис Сафонов обладал еще и педагогическим даром, и комэск сразу распознал в Сорокине храброго воздушного бойца. И вот первый бой, первая схватка Захара Сорокина с ненавистным врагом. «Мессеры» шли нагло, самонадеянно, их было много, но эскадрилья Сафонова, набрав высоту, внезапно атаковала врагов сразу с трех сторон.  А когда неприятельский строй смешался, то Сорокин, увидев в прицеле «мессер», не прозевал и завалил противника меткой очередью. Боевой счет был открыт. В воздушных схватках мужал характер летчика Сорокина, совершенствовалось его летное мастерство, а когда же он сбил 4-й немецкий самолёт, то был удостоен ордена Красного Знамени. Первая награда… как дорога она была для каждого фронтовика.

Захар Сорокин

Причем, если наградной лист на летчика Захара Сорокина датирован 16 сентября 1941 года, то накануне, 15 числа, на его счету появился еще один сбитый вражеский самолет. В документах этот бой описывался так:

 «5 И-16 и 2 МиГ-3, ведущий группы Сафонов, вылетели на отражение 52 самолётов противника, пытавшихся бомбить передовые позиции наших войск на Мурманском направлении. Героическая семёрка наших истребителей перехватила немецкие самолеты до подхода к цели и, несмотря на сложную метеообстановку и многократное численное превосходство противника, навязала воздушный бой. Не выдержав стремительной атаки, немцы в панике сбросили бомбовый груз по своим войскам, потеряв при этом 10 самолётов и передав по радио: «Мы окружены советскими истребителями», панически ушли на свой аэродром. Все наши самолеты вернулись без потерь».

Захар Сорокин

Дня шли за днями, полеты в сером полярном небе стали привычными для Захара Сорокина делом, он уже был в числе лучших летчиков полка, вскоре он записал на свой личный боевой счет шестого врага.

Тот боевой вылет, ставший роковым, начинался так же обычно, как и все, 25 октября 1941 года Сорокин вылетел в паре с Дмитрием Соколовым. Уже после войны, став профессиональным журналистом и писателем, Захар Сорокин подробно описал тот полет: как вступили в бой с четырьмя «мессершмиттами», в котором он одного сбил, как он, будучи раненый, израсходовав весь боекомплект, совершил таран и на неисправном самолёте сделал вынужденную посадку. Вот как это было.

Захар Сорокин

Сорокин резким маневром бросил свой самолёт на головную машину врага, секунды — и черный крест фашиста оказался в рамке его оптического прицела. Захар дал длинную пулеметную очередь по мотору и кабине летчика, и пылающий самолет немца завалился на крыло и пошел к земле со шлейфом дыма.

Пока Соколов вел бой со вторым немецким истребителем, Сорокин атаковал третьего, снова очередь, но мимо, а патронов больше нет!.. Неожиданно из-за облаков вынырнул четвертый «мессершмитт», Захар не успел развернуть самолёт, уйти от вражеской трассы: он услышал, как пули хлестнули по крылу и кабине.  И в тот же миг Сорокин почувствовал тупой удар в бедро. «Ранен! Боеприпасов нет. Что делать?..», сверлило в его голове.

Из боя летчик Сорокин не вышел, а повел самолет наперерез фашисту… Удар! Истребитель Сорокина отбросило в сторону, а «мессер», с обрубленным хвостом, камнем пошел вниз. Но и самолёт Захара был повреждён: он вдруг забрал влево, а потом рывком сорвался в штопор.

Сорокин пытался выйти из сложившегося, крайне опасного положения, но самолет продолжал терять высоту, дрожа и дергаясь, как в лихорадке. Под крыльями самолета Сорокина уже мелькали заснеженные сопки…  Захар выключил зажигание и перекрыл краны бензобаков, чтобы самолёт не загорелся при посадке. В последний момент решил сесть, не выпуская шасси…

Когда самолет замер на льду, в кабину ворвался горячий пар из поврежденного радиатора. Летчик откинул колпак кабины и сразу услышал рокот мотора, на бреющем полете над ним пронесся самолет ведомого, его боевого друга. «Видимо, Дмитрий хотел приободрить меня, — писал впоследствии Сорокин. — Он кружил над озером до тех пор, пока не разыгралась пурга. Последний раз качнув крыльями, скрылся за сопками. Долго я смотрел ему вслед…».

И был долгий, многотрудный шестидневный путь к своим. А затем: обмороженные ноги, ампутация обеих ступней, многомесячное лечение, и решение медицинской комиссии демобилизовать… Добиваться возвращения к полетам пришлось Захару Сорокину в Москве, у Наркома Военно-Морского Флота. И наконец, заключение очередной медицинской комиссии: «В порядке индивидуальной оценки Сорокин З.А., старший лейтенант, признан годным к летной работе…»

Возвращение в небо и путь к званию Героя

И он все-таки взлетел, вернулся в боевой строй своих друзей, которые сражались с немецкими асами в Заполярье! Можно ли представить, с каким трудом Захару Сорокину заново пришлось учиться летать и воевать… Потом уже Сорокин признавался, что ему было трудно, почти невозможно, рассчитать давление на тормозную педаль, а каждый нажим отдавался тупой болью во всем теле.  Летчику с протезами вместо ступней, Захару Сорокину, часто приходилось и спать в кабине самолета, ожидая сигнала тревоги.  Но уже в феврале 1943 года он продолжил счет сбитым врагам. Тогда же, в феврале 1943-го, военный атташе Великобритании, прибывший в Заполярье, вручил ему орден Британской империи и грамоту короля Георга о присвоении ему дворянского звания, сказав при этом: «Пока в России есть такие люди, она непобедима».

Захар Сорокин

А к июню 1944 года на счету гвардии капитана Захара Сорокина было 11 сбитых немецких самолетов: восемь истребителей, два бомбардировщика и разведчик Fw-189, последний обладал отменной маневренностью и был очень сложной целью в воздушном бою. И пять вражеских самолетов наш мужественный летчик сбил уже без ног. В августе 1944 года, возвращаясь с очередного вылета, Сорокин услышал в наушниках: «Ты — Герой! Как понял?»

А осенью 1944 года Герой Советского Союза Захар Артемович Сорокин получил отпуск и приехал в Тихорецк к родным. Земляки тепло и радушно встретили земляка-героя. По инициативе комсомольской организации паровозоремонтного завода начался сбор средств на постройку самолета. В апреле 1945 года капитан Захар Сорокин был переведен обратно в Крым, штурманом полка, в котором начинал служить, и Великую Отечественную войну он закончил, летая на подаренном ему самолете «Тихорецкий комсомолец».

Всего же за годы войны Захар Сорокин совершил 267 боевых вылетов.

О насыщенной жизни героя, жизни ради людей после войны

После Победы мая 1945 года Герой Советского Союза Сорокин остался в летном строю, лишь в июне 1955 года Захар Артемович вышел в запас по инвалидности. Жил в Евпатории, а позднее — в Москве, работал в комитете ветеранов Великой Отечественной войны и обществе «Знание».  Захар Сорокин написал 15 книг, среди которых «Истребители идут на перехват» (1965 год), «Поединок в снежной пустыне» (1977 год), «На виражах мужества» (197 год). Приходилось Захару Артемовичу практически каждый год лежать в госпиталях, так как протезы сильно натирали ноги, но, несмотря на это, мужественный Сорокин объездил всю страну: выступал в школах, пионерских лагерях, воинских частях. Дочь Захара Артемовича с гордостью рассказывала, что отец неоднократно бывал в Звездном городке, дружил с Юрием Гагариным. И первый космонавт планеты нередко говорил: «Мы все учились у Сорокина».

Сорокин и Гагарин

Жить только для себя Захар Артемович не мыслил, и всех, кто соприкасался с ним, привлекали его настойчивость в достижении намеченных целей, бодрость духа, тонкое чувство юмора, скромность и трудолюбие, общительность, а его житейская мудрость удивительным образом сочеталась с юношеской пылкостью и задором, желанием как можно больше успеть сделать ради Отечества.

И, безусловно, мужество!

Имя Героя Советского Союза, летчика-истребителя Великой Отечественной войны Захара Артемовича Сорокина было присвоено тяжелому перехватчику МиГ-31 из состава гвардейского Краснознаменного истребительного авиационного Печенгского полка, имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова.

Захар Сорокин

Память о Герое живет и в стихах:

Холодная тундра, бой в небе идет

Закончились в ленте патроны

А надо на помощь, ведомый ведь ждет

Таран будет для обороны

На лед посадил свой Захар самолёт

Фашист опустился здесь рядом

Двух немцев в кончину, пилот наш кладёт

Теперь и к своим ему надо

6 суток по снегу, в полярный мороз

Идёт наш герой через силу

Советский он летчик, и шел на износ

Ступней же судьбина лишила

Протезы, лечение снова на бой

Одержит не раз он победу

Характер героя победный, мужской

В душе его Родина — стержень…

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59