Меню

Чудом выжил, освобождая Беларусь: война и мир 18-летнего Юрия Транквиллицкого

Чудом выжил, освобождая Беларусь: война и мир 18-летнего Юрия Транквиллицкого

Великая Отечественная война потребовала от советских людей особого мужества, огромной силы воли и невероятного желания жить и победить. И сегодняшняя зарисовка подтверждает это на примере Юрия Транквиллицкого.

До того как пойти воевать, юноша Юра Транквиллицкий по 12-14 часов в сутки стоял у станка, работая слесарем-сборщиком на военном заводе, который изготавливал авиационные бомбы. В боевых действиях Великой Отечественной войны Юрий Транквиллицкий принял участие после учебы на офицерских курсах — ему тогда было всего 18 лет, а он сразу же оказался на передовой и стал командиром взвода войсковой разведки.

Воевал Юрий геройски, был тяжело ранен в ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии, но чудом выжил и вернулся домой. Великую Победу встретил на Красной площади 9 мая 1945 года. Вот как он сам рассказывал об этом историческом событии:

«Я был на Красной площади. Невозможно описать словами то ликование и всеобщее счастье, которое накрыло людей. Война закончилась! Народу было так много, что у всех трещали ребра. Но никто не уходил, давки тоже не было. Никогда до и никогда после я подобного счастья не испытывал».

200 метров смертельного риска, мужества и героизма. Из воспоминаний Юрия Транквиллицкого о боях за освобождение Беларуси

22 июня 1944 года началась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии. Накануне ночью взвод младшего лейтенанта Юрия Транквиллицкого проводил разведку боем. Задача разведки боем заключалась в выявлении огневых точек врага, которые потом подавляла наша артиллерия.

Как вспоминал сам Юрий Транквиллицкий:

«А это значило, что надо произвести как можно больше шума — встаем, бежим, бросаем гранаты, кричим «Ура!» «Ура» — чтобы себя подзавести, такая разрядка. Между окопами нашими и немецкими всего 200 метров, но большая часть бойцов на этих 200 метрах и осталась… Остальные добежали до немецкой линии, запрыгнули в чужую траншею. Там я столкнулся с немцем вплотную, автомат к автомату. И самбо спасло мне жизнь… Самбо — это моя религия. Без него я бы уже давно лежал в белорусской земле. Сам считал: из ППШ мною убито 30 немцев. А вот шестеро — чисто самбистские победы. Одна из них — в чужом окопе».

Наступление наших войск продолжалось. Немцы оказывали ожесточенное сопротивление, поэтому разведвзвод Юрия Транквиллицкого снова был брошен на разведку боем, на сей раз у станции Замосточье на железнодорожной линии Витебск — Орша.

Из личных воспоминаний героя:

«Дело было у станции Замосточье. Нам приказали пошуметь и отойти, но немцев было всего человек 10, так что мы захватили станцию и продержались до подхода основных сил».

Закончил свой боевой путь Транквиллицкий под Витебском. Его взводу была поставлена задача перерезать последнее ведущее из города шоссе. У немцев были танки «Тигр» и самоходки «Фердинанд». Перебить гусеницы удалось, но бронированные машины продолжали вести огонь. Юрий Николаевич хранил небольшой коричневый кошелек с серебристой застежкой — именно он спас ему жизнь: осколок прошел через кошелек, левую грудную мышцу и уперся в ребро. Еще один осколок повредил правую руку, третий — предплечье, четвертый — колено, пятый — верхнюю губу. Разведчики вытащили раненого командира из под вражеского огня и отправили в полевой госпиталь.

Из воспоминаний Юрия Транквиллицкого о Великой Отечественной: фронтовая правда

  • Прелести и ужасы войны пришлось познать мне в 18 лет. Все последующие годы — великий подарок, доставшийся далеко не всем.
  • Немецкие окопы — двести метров. Между нами вспаханная взрывами земля и разлагающиеся трупы солдат. Ночью слышали немецкую речь, губную гармошку и смех. Их смех… это обескураживало.
  • Залп «Катюш» по уже занятому плацдарму, связь не сработала. Земля вздыбилась, меня оглушило и засыпало… Откопали через несколько часов — оказалось, я еще дышал. Мама сначала получила «похоронку» и меня оплакала, а уж потом узнала, что я жив.
  • Солдатская цепь приближалась к деревне — обгоревшие бревна и вертикали печей. Немцы обстреливали пулеметами и минометами. Что значит «разведка боем»? Малые подразделения поднимаются в атаку, стреляют, бросают гранаты, кричат «Ура!». Жертвой малого подразделения засечены огневые точки врага.
  • Мне повезло: я был в двух разведках боем. Наш взвод ворвался в окопы врага, немецкая артиллерия накрыла их. Танковый десант, ухабы, березы и осины, которые срезал танк — все это нужно было пережить.

Краткая справка о Витебско-Оршанской операции

26 июня 1944 года начался заключительный этап Витебской операции — части Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион». 43-я армия взаимодействовала с 39-й армией, продолжала сжимать кольцо окружения противника под Витебском. Ожесточенные бои развернулись на фронте 164-й и 17-й гвардейской стрелковых дивизий.

В ночь на 26 июня подразделения 158-й стрелковой дивизии пробились к единственному уцелевшему мосту через Западную Двину. Мост был заминирован, но группа саперов обезвредила более тонны взрывчатки. К 6 часам утра Витебск был практически полностью освобожден.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59