«На съемках ничего не ела»: белоруска рассказала о закулисье победы в «Битве шефов»
Ксения Чиликина — первая белоруска, победившая в «Битве шефов». Звание лучшей досталось ей в 29-м выпуске 5-го сезона популярного телешоу. Музыкант по образованию, учитель по классу цимбал, она никогда не мечтала о карьере шеф-повара. Жизнь привела ее на кухню по необходимости, но именно там, среди кастрюль и сковородок, Ксения нашла свое истинное призвание.
Поговорили с Ксенией о готовке, о том, как музыка помогла ей стать шефом, и почему готовка для нее – это, прежде всего, отношение к себе.
Со слов Ксении, она родилась в Минске, однако в три года вместе с родителями переехала в поселок Мир, рядом с Мирским замком. Именно там прошло ее становление как личности, поэтому своим родным местом она считает Мир. При этом сейчас Ксения живет в белорусской столице.
— Вы по образованию музыкант. Как пришли в кулинарию?

— Я учитель по классу цимбал, дирижер оркестра. Поваром я стала не от большой любви к кухне, а по необходимости. Мне нужно было выплатить огромную сумму за обучение, так как я не отработала по распределению. Я из небогатой семьи, поэтому всю сумму, присужденную судом, выплачивала самостоятельно, работая на разных работах, в том числе и на кухне. С 19 до 24 лет я занималась выплатой долга.
Моей первой работой на кухне стала Terra Pizza. Мне было 19, когда увидела объявление: «Требуется повар в холодный цех». Я слукавила, что имею огромный опыт, хотя до этого жила в Мире и мыла посуду в кафе возле Мирского замка и в гостином дворе. Подумала, что эта работа мне необходима, мне нужны были деньги. Позвонила, сказала, что опыт имеется: три года. Меня взяли, и я отработала там три года, научилась готовить. Никто не знал, что у меня нет опыта, но у меня была задача, и я ее оправдала. Сначала была помощником, потом поваром, потом меня отправляли учиться делать суши, пиццу.
По словам Ксении, у нее не было человека или события, которые бы вдохновили ее стать шеф-поваром, да и такой цели она перед собой не ставила. Осознание собственного профессионализма пришло во время работы в Хорватии. Там она устроилась в ресторан, где владелец назначил ее шеф-поваром утренней смены.
После ковидного 2021 года, когда многие рестораны испытывали серьезные трудности, владелец отметил высокие выручки и большую проходимость именно в ее смену.


— Он объяснил, что был удивлен, как я организовываю пространство, как быстро улетают чеки, как контролирую качество блюд, выстраиваю работу кухни, как это отражается на финансах. Задача завтраков — зарабатывать за счет объема, и мне удавалось достигать этого благодаря четкой организации кухни. Именно тогда я посмотрела на себя с другой стороны и поняла свой уровень как специалиста.
— Ксения, расскажите, что вас мотивировало подать заявку на участие в таком непростом и напряженном шоу?
— Наверное, это будет не очевидно, но я вообще не подавала заявку! Я никогда не рассматривала свое участие в кулинарных шоу и даже не смотрела их. Мне написала 6 июля кастинг-редактор в Instagram и предложила пройти онлайн-кастинг для шоу «Битва шефов». Подумала, что можно попробовать. Нужно было отправить фотографии своих блюд, описать опыт, рассказать о себе, где работала, чем занимаюсь, записать видеовизитку. Я решила быть максимально настоящей. Написала, что у меня есть африканский ёжик, что работала в разных странах. Отправила все это, и мне ответили: «Спасибо, ждите ответ». Я забыла об этом, жила своей жизнью. А потом через месяц, в середине или конце августа, сообщили, что я прошла кастинг и приглашают на съемки в сентябре. Для меня это был шок, ведь это вообще первый конкурс в моей жизни!

— Вы выиграли шоу, но полгода не могли об этом говорить. Как вы справились с этим ожиданием?
— Это было очень сложно! Я ждала выхода выпуска, чтобы наконец-то рассказать, что я первая белоруска, которая выиграла в этом шоу. Новость была грандиозной, и я училась выдерживать этот «вес». Я не акцентировала внимание на том, какая я молодец, а просто продолжала работать, как и до шоу. Когда выпуск вышел, уже была спокойна, без лишних эмоций приняла победу и стала двигаться дальше.
На внутренний кастинг Ксения представила средиземноморское блюдо — сибас с овощами, приготовленными в средиземноморском стиле, которому ее научил шеф в Хорватии. Блюдо было дополнено карамелизированными апельсинами. Как она поясняет, ее задачей было предложить необычный, но при этом качественно приготовленный гарнир.

Во время самого шоу ей довелось готовить разные блюда. В одном из этапов это был ароматный сингапурский суп Лакса. Также она успешно справилась с заданием Константина Ивлева, приготовив греческие кефтедес с соусом дзадзики.
Решающим стал финальный этап. Ксения создала сложносочиненное и элегантное блюдо — брускетту с соусом из перцев, конфитюром из перцев и хрустящими чипсами из перцев. Именно эта работа покорила обоих судей: и Рената Агзамова, и Константина Ивлева, что и принесло ей победу.
Говоря о планах, Ксения подчеркивает, что намерена популяризировать прежде всего себя как специалиста, а не конкретную национальную кухню. Она отмечает, что не считает себя специалистом по белорусской кухне: в этой сфере, по ее словам, есть признанные эксперты, в частности Лена Микульчик, с которой она знакома и даже проводила мастер-классы в одной студии, готовя некоторые ее блюда.
— Какой самый сложный этап или задание было в шоу?
— Для меня, наверное, самое сложное было первое блюдо. Потому что я никогда в таких проектах не участвовала. Это было совершенно новое, и я не знала, как себя вести в незнакомой обстановке. Нас проинструктировали, куда стать, куда вернуться. На монтаже многое вырезали, было больше текста
Константин Ивлев отказался пробовать блюдо, раскритиковав подачу из-за того, что рыба выступала за края тарелки. Ренат, напротив, попробовал блюдо и высказал свое мнение. В этот момент я переключилась в рабочее состояние: съемки она воспринимала именно как работу, где главной задачей было выполнять процесс максимально собранно. Сфокусировалась на этом и времени на переживания просто не осталось.
Она признается, что сама удивилась, когда, выйдя за пределы студии, осознала, насколько сильно была погружена в рабочий режим. Из-за этого она не смогла сразу прочувствовать победу и все сопутствующие эмоции — все ощущалось иначе, не так, как она ожидала.
— Расскажите о самом запоминающемся моменте за кулисами, о котором не знали зрители.

— Я была сфокусирована на том, чтобы ничего не есть, — говорит она с улыбкой. — Хотела, чтобы рецепторы оставались чистыми. Пила воду, кофе только в большом перерыве перед финальным блюдом. Понимала, что даже если это шоу для развлечения, я хотела оставаться профессионалом. Старалась не распыляться, потому что и голос уставал (я тогда лечила голос, занималась с фонопедом).
Это рутинная съемка, не романтизированная. За кулисами все спокойно, тихо, команда работала очень слаженно, четко, по часам. Никаких склок, личных отношений – просто работа.
— А с кем из участников у вас сложились теплые отношения?
— Мы со всеми участниками сразу же в день записи шоу создали общий чат в Telegram. С первого дня сплотились. Нам говорили, что мы слишком классная, слаженная команда.

— У вас была мечта выиграть грин-карту и попасть на «Адскую кухню» с Гордоном Рамзи. Что изменилось?
— Да, я хотела быть первой славянской женщиной, которая попала на американское шоу, но это невозможно, нужно быть резидентом, а для этого – грин-карта. В итоге я выиграла в другом шоу. Моя цель была выиграть одно, меня пригласили на другое.
Кулинария – это отдельный вид искусства, где задействуешь множество своих чувств: глаза, руки, обоняние, рецепторы, плюс жизненный опыт. И многое в моем случае из музыки. Я занимаюсь музыкой с 8 лет. Работа с оркестром – это как работа шеф-повара с командой: знать все, что происходит, как работать на каждой позиции. Невозможно знать, как играть на флейте, если ты не брал ее в руки. Для меня кулинария – это частичная сублимация моей музыкальной мечты. Через готовку я занимаюсь чем-то внутренним своим, о чем никому не рассказываю, это такой внутренний процесс, который сложно назвать словами.
Как подчеркивает Ксения, внутренние переживания и детские истории действительно находят отражение в кулинарии, хотя это и не связано с музыкой напрямую. Она отмечает, что здесь важны те же принципы — погружение, уважение и чувствительность.

— Когда у тебя оркестр из 30 человек, и ты должен слышать каждого в конкретный момент. В кулинарии действует тот же принцип: когда в блюде много ингредиентов, важно понимать, что делать с каждым из них, чтобы в итоге получить нужный вкус. Речь идет не просто об использовании сахара или морской соли, а о глубоком понимании их природы и происхождения.
Она согласна с распространенным мнением, что готовить может каждый, но подчеркивает, что сама выбирает иной подход. Ксения позволяет себе не соглашаться с упрощенным взглядом на кулинарию и спокойно относится к тому, что для одних готовка — это легко, тогда как для нее это более сложный, осознанный и чувствительный процесс.
P.S. Кстати, у Ксении есть свой «тайный метод»: она разговаривает со своими ингредиентами. Похоже, продукты ее услышали и помогли забрать заслуженную награду!
Рекомендуем