Меню

Как в Беларуси планируют инфраструктурные проекты? Разбираемся с рейтингом Минэкономики

Инфраструктура
Фото: из открытых источников и Светланы Курейчик

Сколько бы либеральные теоретики ни рассказывали сказок про «невидимую руку рынка», которая способна создать оптимальную структуру экономики, время и мировая практика показали, что только четкое государственное планирование, а также последовательное выстраивание экономических приоритетов, соответствующих принятой стратегии общественного развития, способны привести страну и ее народ к будущему устойчивому благосостоянию.

Безусловно, в этом процессе важную роль также должна играть частная инициатива, однако при этом необходимо, чтобы она полностью вписывалась в стратегическую концепцию государства. С экономической точки зрения то, что можно назвать инфраструктурным проектом, редко бывает сиюминутно прибыльным делом. Скорее это крупные капитальные вложения, которые затем реализуют долгосрочную синергию с самыми разными областями хозяйственной деятельности.

Инфраструктура
Крымский мост — яркий пример перспективного инфраструктурного проекта

При реализации инфраструктурных задач особенно сложным делом становится поиск «длинных» денег. Привлечение частных капиталов при длительных сроках окупаемости требует тщательной проработки технических и финансовых планов, оценки бюджетных возможностей и анализа сопряженных со всем этим рисков. Но даже при таком взвешенном подходе частники не спешат вкладывать средства в инфраструктурные проекты. Поэтому главным источником денег в большинстве случаев становится госбюджет, что неизбежно несет в себе риски ускорения инфляционных процессов. Чтобы снизить подобные негативные эффекты, для долгосрочного финансирования можно привлекать целевые облигационные займы. Однако и в этом случае привлечение инвесторов с помощью высокой процентной доходности опять же в итоге будет давить на бюджет и отрицательно воздействовать на инфляцию в стране. Таким образом, становится очевидным, что развитие инфраструктуры дело небыстрое, дорогое, сложное и сопряженное с многими рисками.

Для примера можно привести историю с одним из самых грандиозных проектов прошлого века — Евротоннелем под проливом Ла-Манш. Несмотря на колоссальный экономический эффект, который был получен в процессе эксплуатации, полностью окупить его как отдельно взятый коммерческий проект не удалось до сих пор. Означает ли это, что его не нужно было реализовывать? Конечно же нет. С точки зрения выгод, которые за прошедшие десятилетия получили в совокупности экономики Великобритании и континентальной Европы, тоннель оправдал себя, и можно даже предположить, что неоднократно.

Инфраструктура
Развитая инфраструктура — это, в первую очередь, коммуникации

Указ Президента РБ № 292 от 29.07.21 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг.» поставил перед страной и ее правительством ясные стратегические цели по комплексному развитию народного хозяйства. При этом разработанная на основании этого документа программа развития национальной инфраструктуры нуждается в текущем анализе и периодической приоритизации заложенных в нее проектов. Очевидно, что такая работа должна проводится теперь постоянно.

Говоря о развитии инфраструктуры, необходимо заметить, что одним из главнейших факторов для привлечения сюда средств является комплексное создание благоприятных условий для инвесторов всех форм собственности. Ведь при том что выработка системного плана инфраструктурных проектов является первейшей государственной задачей, к непосредственному участию в их финансировании можно и нужно привлекать не только средства госбюджета, но и крупный частный капитал. При этом управлять такими процессами и определять, куда и в какой последовательности вкладывать средства, должно государство, исходя из своих коренных интересов.

Понимая это, руководство Беларуси занимается вопросами планирования развития инфраструктуры со всей серьезностью. Более того, в нашей стране подобная работа поставлена на научную основу, и прежде чем тот или иной проект будет запущен, он проходит тщательную экспертизу в профильных ведомствах. Иначе — деньги на ветер, чего в нынешнее сложное время допустить никак нельзя.  

Инфраструктура
Развитие инфраструктуры современного мегаполиса

На днях Министерство экономики, в рамках актуализированного Национального инфраструктурного плана на 2021-2025 годы, объявило о завершении работы по выстраиванию приоритетов в реализации стратегических для нашего государства проектов. Речь идет о сотнях объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. В подготовке указанных решений непосредственное участие принимало НИЭИ Минэкономики, а также отраслевые и региональные органы госуправления.

Все это делается в рамках долгосрочной инфраструктурной стратегии на 2016-2030 гг., которая была сформулирована еще в 2015 году, а затем была актуализирована в 2017-м. Именно тогда был запущен процесс всесторонней оценки имеющихся в стране инфраструктурных потребностей и укоренения методологии долгосрочного стратегического планирования развития инфраструктуры. Тем самым вырабатываются решения, которые затем ложатся в основу конкретных предложений для банковской системы и бизнес-сообщества в целях их привлечения к финансированию строительства или реконструкции тех или иных объектов в рамках государственно-частного партнерства.

Учитывая, что в последние годы происходят значительные изменения внешнеполитической обстановки и связанных с ней экономических реалий, все эти планы нуждаются в периодической актуализации, корректировке и ранжировании. Такой подход позволяет оптимально распределить имеющиеся ресурсы и достичь главной цели – устойчивого качественного развития национальной экономики.

В Указе Президента РБ от 29 мая 2021 года № 199 был не только принят Национальный инфраструктурный план на 2021-2025 годы с подробным перечнем государственных программ для реализации в указанный период, но и предусмотрено создание комплексной системы планирования и координации объектов капитальных вложений, финансируемых за счет средств бюджета как на республиканском, так и на региональном уровнях. Причем здесь же было установлено трехлетнее планирование этих вложений, что позволяет просчитывать реальные финансовые возможности для реализации проектов. Таким образом, недавняя актуализация инфраструктурного плана является исполнением положений, закрепленных данным Указом.

В целях повышения эффективности институтов государственно-частного партнерства (ГЧП) в Республике Беларусь был принят ряд важных документов, регулирующих данную сферу, среди которых Закон РБ от 18.07.2022 № 194-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве». В законодательстве, регулирующем данную сферу, а также в комментариях к нему должностных лиц неизменно отмечается заинтересованность к проектам ГЧП в сфере дорожного строительства, инженерной инфраструктуры, совершенствования объектов социальной сферы и здравоохранения, поддержания исторических объектов.

Инфраструктура

Для координации вопросов средне- и долгосрочного развития объектов инфраструктуры создан постоянно действующий коллегиальный орган — Межведомственный инфраструктурный координационный совет, в функции которого, помимо организации межведомственного взаимодействия по вопросам развития объектов инфраструктуры в рамках государственно-частного партнерства, также входит определение подходов и методологии разработки (актуализации) Национального инфраструктурного плана, отбора проектов для финансирования, а также  содействие в выработке и реализации государственной политики в сфере привлечения инвестиций для проектирования, возведения и (или) реконструкции, реставрации, ремонта, модернизации объектов инфраструктуры.

В январе 2023 года Межведомственный инфраструктурный координационный совет, утверждая новую редакцию Национального инфраструктурного плана на 2021-2025 гг., включил в него: 263 проекта транспортной инфраструктуры (дорожное строительство (реконструкция), инфраструктура железнодорожного, воздушного, водного транспорта; магистрально-уличная сеть, городской транспорт, логистика); 224 проекта инженерной (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, связь, водоснабжение, водоотведение, санитарная очистка территории); 764 проекта социальной (инфраструктура здравоохранения, образования, спорта и туризма, культуры, социальной защиты населения).

Теперь же утвержден рейтинг данных проектов, составленный с учетом их влияния на социально-экономические и экологические параметры развития регионов, перспективы размещения производительных сил. При этом, как отметила заместитель начальника главного управления инвестиционной политики Минэкономики Наталия Салтанович: «Механизм приоритизации является базовым элементом построения общей системы планирования развития инфраструктуры страны, направленным на определение наиболее значимых проектов. Его реализация предполагает, что проекты, получившие более высокий рейтинг, будут иметь преимущество при распределении финансирования».

Очевидно, что процесс приоритизации и непосредственной координации инфраструктурных проектов с системой распределения бюджетных ресурсов будут способствовать качественному развитию отечественной экономики в новых внешнеполитических реалиях, реализуя системный научный подход к планированию инвестиций в национальную инфраструктуру.

Напоследок необходимо отметить, что в последние годы очень большое внимание уделяется регионам, без продуманного планомерного развития которых невозможно обеспечить устойчивое и безопасное развитие белорусской экономики. Создание там инфраструктурных предпосылок для экономического роста очевидно является одной из первостепенных задач. Развитие региональной инфраструктуры станет драйвером для привлечения инвестиций и социально-экономического развития белорусских регионов, обеспечив оптимальное размещение производительных сил на территории республики. Это крайне важная задача, выполнение которой никак не может обойтись без реализации инфраструктурных проектов. Большое количество и объем последних в совокупности с ограниченными ресурсами требует ясного понимания, что нужно делать незамедлительно, а что можно реализовать чуть позже.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59