Петровский флот уже не в моде. В акватории грядут большие изменения

«Мавики» и «бабки-ежки»… Или оптоволоконный «Князь Вандал»? Сегодня все только и говорят о беспилотниках, их видах и тактико-технических характеристиках. Между тем беспилотники распространились как в воздухе, так и в морях, океанах и озерах.
… В 1696 году, когда на месте Санкт-Петербурга еще квакали лягушки, 30 октября (20-го — по юлианскому календарю) Боярская дума, обсудив рапорт Петра I о Втором Азовском походе против Турции, официально дала старт строительству регулярного военно-морского флота России.
С тех пор флот развивался, лучшие инженерные умы придумывали новые виды кораблей, в чем им помогали адмиралы и командиры, ответственные за тактику и стратегию водных баталий. Сегодня не скажешь, что эти современные агрегаты, иногда больше похожие на инопланетные космолеты, являются боевыми кораблями.

СВО — пинок мировому ВПК
Особенно военные технологии изменились благодаря СВО. В одночасье оказалось, что спустя 80 лет после окончания Великой Отечественной войны, некоторые виды войск стали невостребованными. А что-то, напротив, появилось из ниоткуда. Сегодня как раз про это!
К новшествам, помимо дронов, летающих в небе, можно отнести и безэкипажные катера (БЭК). Это те же беспилотники с аналогичным грузом, но на воде. Про них почему-то принято говорить меньше, а надо бы побольше. Ведь на Черном море идут сражения, ничуть не уступающие наземным или воздушным.
Россия в плане развития БЭК, как и в прочих отраслях военно-промышленного комплекса, на голову опережает другие страны.
«ВМФ России уже сегодня оснащается безэкипажными катерами. Их производство значительно увеличено с учетом опыта специальной военной операции», — сказал помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев в январе этого года.
Из новинок в первую очередь стоило бы отметить БЭК «Визир». Благодаря передовым материалам, из которого изготовлена основа катера, у него значительно снижена радиолокационная заметность. Предельная скорость хода — до 80 км/ч, крейсерская — 45–50 км/ч при дальности до 500 км. Еще одно достоинство — поиск целей осуществляется с помощью оптико-электронных модулей с тепловизионными каналами, а также с наличием малогабаритных РЛС в сложных метеоусловиях.

Более того, различные модели БЭК, разработанные российскими компаниями, демонстрировались в прошлом году на выставках «Армия-2024» («Мурена 300С») и «Флот-2024» («Оркан», ASV-1000 и вышеупомянутый «Визир»). Также безэкипажные катера проходят боевые испытания и совершенствуются в соответствии с актуальной военной повесткой. Их характеристики полностью не раскрываются (они довольно условны).
В 1898 году физик и инженер Никола Тесла предложил первый вариант миниатюрного радиоуправляемого судна — дрона Теслы.
Деньги — хорошо, но смекалка — лучше
Поражает тот факт, что для получения необходимого результата, не всегда нужно прибегать к высоким технологиям. Например, в Сети достаточно фотографий и видеоматериалов, как взрывчатым веществом начиняли прикормочный кораблик для рыбалки. Такое «чудо» можно найти даже на маркетплейсах, цена его — около 500 бел. руб. (в районе $160 по курсу на 20.03.2025). То есть копейки в условиях войны. А пять ракет M39 ATACMS, выпущенных Украиной по пляжу в Севастополе прошлым летом, стоили американским налогоплательщикам $7,5 млн.

Да, на такой кораблик, даже расширенной версии, много взрывчатки не уложишь — чуток вещества и пару гранат. Но за те затраченные средства даже такого эффекта камикадзе хватает с лихвой.
Попытка ответить
Украинские боевики также стараются не отставать. Но если у России разработки свои, то у оппонентов — так называемая западная помощь. Однако результат есть результат: нынешний Черноморский флот РФ потерял несколько своих малогабаритных ракетных катеров, а также фрегатов. Да и Керченский мост не сам себя повредил… Потери и повреждения все же есть.
Слизывая, пока есть возможность, западные технологии, украинцы даже додумались до чего-то «своего». Для примера — простенькие морские беспилотники, из которых, по словам Зеленского, в ноябре 2022 года, попытались сделать даже отдельный специализированный флот. Их характеристики такие: длина — 5,5 м; масса — до 1000 кг; дальность — до 800 км; автономность — 60 часов; максимальная скорость — 80 км/ч; боевая часть — 200 кг. Но главное их достоинство — относительная дешевизна, так как изготавливаются они, как правило, на основе гражданских гидроциклов канадского производства. Правда, существует ли на самом деле данная модификация, сказать сложно, ведь ее даже никак не обозвали украинские медиа и военные…
Нельзя не упомянуть про относительно недавнюю новинку Magura. Этот БЭК, пожалуй, на данный момент один из самых мощных в рядах ВСУ. Его преимущества: быстрая финальная скорость, умение вводить в заблуждение РЛС и РЭБ, возможность использования Mesh-радио с воздушным ретранслятором или спутниковую связь. Плюс разнообразный выбор вооружения на борту. Что касается других БЭК, то они либо очень слабые, что не позволяет использовать их в полной мере, либо же еще находятся на испытаниях.

Наличие БЭК, согласитесь, в очередной раз доказывает, что времена нынче не для громоздких орудий и систем. Итог сражения сейчас во многом зависит от дешевой, компактной инновационной техники.
Тактико-техническая характеристика | «Микола-3» (Украина) | Magura (Украина) | «Визир» (Россия) |
Скорость (км/ч) | до 80 | до 78 | до 80 |
Длина (м) | 5,5 | 5,5 | 7 |
Автономность | до 60 часов | до 60 часов | неизвестно |
Дальность | в ручном управлении — до 100 км | до 400 км | около 500 км |
Нагрузка | до 200 кг, варьируется от удаленности цели | до 200 кг | от 400 до 600 кг полезной нагрузки |
Рекомендуем




