Нужна ли реформа ЖКХ в Беларуси?
Периодически в Беларуси возникают разговоры о необходимости реформирования сферы ЖКХ. Но они всегда плавно и незаметно заканчиваются отсутствием результата. Происходит это, по моим наблюдениям, где-то раз в пять лет. Вопрос это серьезный. И, на мой взгляд, заслушивает не просто внимания, а самого широкого общественного обсуждения.
Государство в государстве
Сегодня в Беларуси существуют две формы управления местами общего пользования в многоквартирном доме — это ЖЭС и товарищество собственников.
ЖЭСы в Беларуси государственные. Как бы хорошо они не работали, это напоминает обслуживание в советском государственном магазине. Вроде и все есть, но тебе никто не улыбается, потому что никто не заинтересован в том, чтобы ты остался доволен. Предоставляется некий перечень услуг, определенный разного рода нормативными актами, в которых и опытному юристу порой непросто разобраться. Договора с собственниками квартир отсутствуют. Повторюсь, все это очень напоминает советские прошлое — иногда меняются лампочки в подъездах, регулярно метутся дворы, раз в три дня моются подъезды, а раз в две недели даже бывает генеральная уборка подъездов с хлоркой. Не хочу сказать, что ЖЭСы работают плохо и уж тем более обидеть многих добросовестных работников этой сферы. Но это форма управления жилищным фондом перешла к нам из прошлого века со всеми традициями, наработками и последствиями.
Создание товариществ собственников началось с января 2003 года после принятия постановления Совмина «О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг». Этот документ обязывал местные исполнительные органы обеспечить создание товариществ собственников в 70% многоквартирных домов.
Не выяснял, сколько процентов у нас сегодня ТС в управлении жилфондом. Но их работа показала результаты, из которых необходимо сделать серьезные выводы для дальнейшего совершенствования сферы ЖКХ, очевидным плюсом ТС является максимальная вовлеченность жильцов в управление общим имуществом. Это мотивирует и большую ответственность. Еще с советских времен кооперативные дома были намного чище и аккуратнее государственных. Но ТС, как показала, практика, имеет и существенный минус. Нерадивого председателя порой очень сложно переизбрать: для этого нужна целая «революция». А привлечь к ответственности через государственные органы почти невозможно: чиновники разводят руками и говорят, что ТС — это государство в государстве.
На эту проблему еще в 2013 году обратил внимание глава государства. Александр Лукашенко потребовал навести порядок в работе ТС, так как, по его мнению, в этой сфере развелось слишком много жуликов, которые наживаются на обычных людях.
Прошло 10 лет. Навели порядок? Наказали тех самых жуликов? Нет.
Зарплата за место
Несколько слов о тех, кого Президент назвал жуликами. Приведу примеры из своей жизни. В новом доме, где я проживал, председатель ТС более года практически не работал, но регулярно получал зарплату, объяснял это тем, что постоянно болеет. Привлечь к ответственности его так и не удалось, потому что и правоохранители, и чиновники в один голос говорили: ваши проблемы, разбирайтесь сами. Перевыборное собрание удалось собрать только через полтора года.
В минувшем году моя престарелая мать почти пять месяцев жила без горячей воды и отопления. Причина в том, что председатель не захотел ремонтировать внешнюю вентиляцию для газового котла. Просто из вредности. В исполкоме тоже разводили руками и повторяли ту самую мантру о государстве в государстве. Проблема усложнялась тем, что самостоятельно жильцы не имеют право решать такие вопросы. Проблему удалось решить только с помощью чиновника очень высокого уровня. Если бы не его помощь, то ветеран труда до сих пор бы оставалась без горячей воды и отопления.
Недавно, въехав в новую квартиру, я вновь столкнулся с упомянутой Президентом категорией. Но на этот раз размах просто шокировал. Действует схема, достойная самого пристального внимания правоохранительных органов. После сдачи дома УСК предлагает «опытного» председателя. Пока жильцы решают вопросы ремонтов и переездов, понятно, никому дела нет до ТС. Этим и пользуются мошенники. Более года до переизбрания «опытный» председатель не сделала ничего. Но регулярно получала зарплату. И, как выяснилось, эта женщина управляет 20 ТС, в которых тоже не ведет никакой работы. Представляете уровень дохода? Поэтому она позволяет себе каждые три месяца отдых на зарубежных курортах.
Возвращаюсь к поручению президента десятилетней давности. Действительно ли ТС — это государство в государстве, и никто не может оказывать на них влияния? Согласно статье 8 Жилищного кодекса Республики Беларусь, областные и Минский городской исполнительные комитеты в области жилищных отношений в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, осуществляют контроль за эксплуатацией жилищного фонда. Также согласно Перечню контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности исполкомы осуществляют контроль деятельности ТС, в том числе в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Вроде бы есть необходимая законодательная база, тогда почему чиновники разводят руками и все чаще мы слышим фразу о государстве в государстве. На мой взгляд, вопрос в том, что данные нормы имеют весьма декларативный характер. Не прописаны механизмы, позволяющие осуществлять этот контроль со стороны государства, механизмы влияния государственных органов на ТС. Нет единых обязательных правил для ТС. Поэтому порой товарищества собственников — это просто махновщина. И все зависит от личности председателя. Но надеяться в наше время на совесть и природную добросовестность не стоит.
Как решить проблему?
Существующие проблемы ярко показывают, что реформа в сфере ЖКХ необходима. Если исходить из логики упомянутого выше поручения главы государства и постановления Совмина, то государство должно постепенно уйти от ЖЭСов, наращивая процентное отношение общественного управления. В этом есть здравый смысл. Зачем государству заниматься вопросами, которые намного эффективнее решать людям самостоятельно? Но, как видим, из практики, общественное управление нередко превращается в махновщину и клондайк для разного рода аферистов.
На мой взгляд, стоит изучить опыт управляющих компаний. Они есть в России, есть на Украине. Скажу честно, я не изучал глубоко российскую модель. Но на Украине частные управляющие компании показали себя с самой лучшей стороны. Секрет прост — нет территориальной привязки, и у жильцов есть выбор. То есть компания может находиться в одном районе Киева, а дома обслуживать на противоположных окраинах. То есть жильцы общим собранием сами принимают решение, к какой компанией заключать договор. Не понравилась одна, перейдут в другую. Появилась конкуренция и, как следствие, рост качества услуг, а также умеренные тарифы.
В любом случае, изменения нужны. Мы должны освобождаться от гнетущего выбора между запахом хлорки и махновщиной.