Меню
Мядельский райисполком

Как должны работать контролирующие органы Беларуси

Как должны работать контролирующие органы Беларуси
Фото: из архива "МП", пресс-служба Президента и из открытых источников

Функция контроля — один из основных инструментариев государственного управления. С одной стороны этот процесс держит в тонусе, с другой — может перегрузить экономику и общественные отношения. А это чревато подавлением инициативы и созданием бюрократических барьеров. Золотую формулу контрольно-ревизионной деятельности в стране выводят с 2009 года. Сфера требует тонкой настройки, а законодательство должно отражать изменения. Все нормы кодифицированы в 510 указе Президента Беларуси.

Время модернизации

Зачастую общественная оценка государству опирается на работу контролирующих органов. Консерваторы бут критиковать — все пущено на самотек, молодежь — требовать больше свободы. Даже в самых лояльных предложениях усмотрят жесткую хватку государства. Но дело в том, что именно контроль силовиков позволяет нам чувствовать себя в безопасности на улицах и клубах, а надзор финансовых институтов — развивать инфраструктуру. К сожалению, лишь на совесть хозяйствующих субъектов всецело положиться нельзя. А ведь даже можно услышать упреки в сторону Президента за патернализм со стороны фискальных органов, но причина ведь в другом: в нас самих. Способны ли мы работать на честном слове? Давайте поднесем зеркало поближе к себе. Всегда ли мы выбрасываем мусор в урну, и рассчитываемся за проезд? Вместо совести государство апеллирует к законам. А вот как раз законы должны быть человечными — таково постоянное требование Президента. И Первый как раз борется против того, в чем его обвиняют и приписывают.

Глава государства задал ориентиры по дальнейшему совершенствованию системы государственного контроля. Целостная система была сформирована еще 15 лет назад, в 2017 ее модернизировали. Пересмотрели перечень контролирующих органов, сократили дублирующие сферы контроля и ужесточили требования к назначению проверок и работе контролеров.

— Следует признать, что на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в данной сфере, — обратил внимание Президент. — В частности, под видом профилактических форм контроля — разного рода мониторингов, технических осмотров — порой проводятся полноценные проверки. Что такое полноценная проверка, все прекрасно знают — по содержанию и по времени. Иногда там сидят месяцами, когда можно все сделать за несколько дней. В целом по стране вырисовывается цифра в 300 тыс. таких мероприятий в год (якобы профилактических). Согласитесь, впечатляющая цифра. И только после того, как я указал вам на недопустимость такого подхода, цифры снизились примерно наполовину, — заметил Президент.

Жесткий контроль в 90-е годы был мерой вынужденной, а порой, единственно верной. Страна находилась у пропасти. Даже на председателей госконтроля устраивали настоящую охоту. А теперь общество повзрослело, сложилась своя культура взаимоотношений общество-государство. ВНС стало ярким и образцовым примером демократизации политической жизни.

Теперь настало время выстраивать доверительный диалог в хозяйственной деятельности. Но, порой, получается наоборот: чем лучше предприятие работает, тем больше подвергается проверкам. Вот какой пример привел Президент:

— В период уборки зерновых (июль — август 2022 года) проверяющие посетили ОАО «Оснежицкое» 49 раз. Хотя это хозяйство можно считать средним по показателям работы в Пинском районе. Правда, записи в книге учета проверок сделали лишь дважды. И как мне докладывают помощники Президента и губернаторы, подобные примеры, увы, не единичны, — обратил внимание Президент.

С одной стороны, Глава государства делает скидку на то, что губернаторы и руководители предприятий, естественно, могут считать число проверочных мероприятий избыточным. «Но дыма без огня не бывает».  

Новая философия для аудита

Комитет госконтроля ежегодно информирует о снижении проверочной нагрузки на субъекты хозяйствования. Однако, на фоне улучшения статистических показателей по-прежнему не изжиты негативные тенденции в этой сфере. В итоге страдает имидж самой власти. Появляются предпосылки для коррупционных проявлений. Президент еще два года назад потребовал не только точечно изменить законодательство, а поменять саму философию системы контроля. Сверхзадача: не штрафы, а улучшение работы предприятий. Надо переходит от карательного уклона к повышению эффективности. Речь о новой философии контроля.

— Нам не штрафы нужны и наказания или какие-то санкции, а улучшение работы предприятий, — сделал акцент Глава государства.

Администрация Президента и Правительство крутили его (законопроект) несколько раз, подключая все заинтересованные ведомства. В результате проект содержит ряд новаций. От смещения акцентов в работе контролирующих органов в сторону профилактики до выведения прокуратуры из-под сферы действия Указа № 510, — обратил внимание Президент.

Многообразие мнений — одно из постоянных требований Президента к любому законопроекту или предложению, что звучит на совещании с участием Главы государства. А учитывая значимость сферы регулирования — вопросы звучат от всех и ко всем. Нормы и методы контрольно-ревизионной деятельности — это всегда поле для плюрализма идей. Постоянная дискуссия между аудиторами и субъектами хозяйствования. Но когда речь идет о защите интересов государства и общества — позиция едина. Правда, осталось определиться, где необходимый контроль, а где закручивание гаек.    

Зачастую в список нарушителей предприятия попадают из-за несогласованности законодательства или даже вариативности трактовок. Причина в правовых коллизиях. Разногласия между аудиторами и предприятиями вынуждены рассматривать даже суды. Конечная цель изменений перейти от карательного уклона к повышению эффективности. В конченом итоге контрольные органы должны находит системные ошибки, которые приводят к нарушениям или могут создать нежелательные тенденции. Таково требование Президента.

В процесс нормотворчества этого закона вовлечены не только из пула контрольных ведомств.  Несогласие с проектом закона выразили губернаторы. Не одна поездка в регион не обходится без жалоб Президенту на жесткий контроль. Часто об этом докладные записки. Поэтому отшлифовывать недочеты будут в Правительстве с привлечением облисполкомов. А на финальной стадии — документ провизируют и те, кто сами аудиторы. После всего нареканий быть не должно.  Тон и настроение самого законопроекта задал Глава государства: «Никакого давления на предприятия, организации, субъекты хозяйствования и людей быть не должно. Мы не должны людям мешать работать. Но если кто-то заслуживает того, чтобы его проверили, его надо проверять столько, сколько нужно. Плач и стоны здесь абсолютно ни к чему. Контрольные и правоохранительные органы должны относиться к нашим предприятиям как к своим детям. Они нас кормят. Поэтому нельзя им мешать работать. Система должна быть выстроена, и она должна работать».

Ориентир определен: польза для предприятий, общества, экономики. Дедлайн обозначен: август месяц. Закон должен быть таким, чтобы его хотелось соблюдать всем участникам процесса.

Подписывайтесь на Минскую правду в Telegram
Только самое актуальное, важное и интересное!
Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59