Меню

Морской торговый суверенитет: почему так важно для Беларуси иметь свой обеспеченный выход к морю

Морской торговый суверенитет: почему так важно для Беларуси иметь свой обеспеченный выход к морю
Фото: из открытых источников

Судостроение становиться драйвером экономического роста Союзного государства. Морские пути являются продолжением сухопутных торговых путей и определяют развитие национальных экономик. Беларусь и Россия в рамках Союзного государства активно развивают возможности для становления сильного торгового флота и современной портовой инфраструктуры. Почему так важно Беларуси активно включиться в процессы модернизации судостроительной промышленности России? Почему так важно Беларуси развивать новую отрасль экономики?

Как известно, морские пути являются продолжением сухопутных торговых путей. Если есть выход к морю, развитая портовая инфраструктура и свои суда, то значит экономика государства сильная… товары, произведенные национальными предприятиями, легко экспортируются и нация зарабатывает на внешних рынках.

Морские пути

Разные группировки с момента активного развития мировой торговли боролись за контроль над морскими путями. Достаточно вспомнит печально известную британскую Ост-Индийскую компанию, которая все делала для обеспечения монопольного управления морями… принцип был один — «не важно кто производит, важно кто торгует». Такие подходы позволяли взымать чрезмерную торговую ренту, наживаться на производителях, устанавливая несправедливые цены на товары и сырье.

Порты возможностей: торговля требует наличия выхода к морю

В настоящее время ситуация не изменилась — западные корпорации и их политические элиты стремятся блокировать выходы к морю суверенных государств и поставки их продукции.

Введение санкций против Беларуси в части ограничения доступа к портам стран Балтии также является элементом такой недобросовестной конкуренции.

Однако… этот враждебный подход не ограничил нас, а лишь направил к созданию своих собственных портовых мощностей в рамках Союзного государства с Российской Федерацией.

Наш Президент еще в июле 2023 года подчеркнул, что портовые мощности по перевалке белорусских грузов предоставят возможность оперативно реагировать на все вызовы и гарантированно обеспечивать доставку наших экспортных грузов покупателям.

Лукашенко
Фото: БЕЛТА

Наличие собственных портов поднимает вопрос и о развитии национального торгового флота.

Новые горизонты: Беларусь ориентируется на создание торгового флота

Интересно, что 12 мая 2025 года правительство Российской Федерации объявило об утверждении обновленной Стратегии развития судостроительной промышленности до 2036 года и на дальнейшую перспективу до 2050.

В соответствии с базовым сценарием этого документа в ближайшие четверть века в России будет построено свыше четырех тысяч (↑4,2 тыс.) различных гражданских судов и морской техники, а оптимистический сценарий предполагает порядка пяти тысяч (↑5,3 тыс.). В результате к 2036 г. общий состав российского гражданского флота может превысить пятнадцать тысяч судов (↑15,1 тыс.). Это почти втрое больше, чем насчитывалось в СССР в 1989 году.

Судостроение

В качестве справки — первое место по валовому тоннажу торгового флота занимает… Панама (на экран: 215,8 млн т), на втором месте — Евросоюз (на экран: 205,1 млн т), на третьем — Либерия (на экран: 123,8 млн т). Такой рейтинг составлен по месту регистрации судов.

Важным моментом новой Стратегии является усиление кадрового потенциала судостроительной отрасли России.

К 2036 году предполагается увеличить численность занятых на 15 процентов до сто девяносто тысяч человек (↑15% до 190 тыс.) и обеспечить приток молодых ученых и конструкторов в ведущие конструкторские бюро.

Точки роста: большие инвестиции в судостроение – большие возможности для Беларуси

У Беларуси с ее сильной инженерно-конструкторской школой есть все возможности активно включиться в этот процесс.

Глубинная мечта белорусов по доступу к морю становится реальностью.

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59