Информационный ковчег Союзного государства. Кто потянет карету медиахолдинга
В информационном пространстве Союзного государства Беларуси и России идет война не менее яростная, чем на поле боя с НАТО. Ведутся постоянные и методичные обстрелы фейками, информационными вбросами, прямыми оскорблениями. Нас упорно разделяют. Изо всех сил пытаются вбить клин. Подкладывают мины замедленного действия. Применяют различные методы: от прямых, грубых ударов в лоб, до изощренных, интеллектуально-философских штучек. Работает огромная мотивированная армия западных профессионалов и волонтеров. Денег не жалеют. А что же мы?
— Ну как там в Беларуси? — сразу интересуются при встречах мои российские друзья, знакомые из разных категорий и слоев населения. Сетуют, что порой сложно добыть нужную и объективную информацию. То же самое слышу и в Минске. В наших странах пока имеют смутное представление о положении дел друг у друга. Имеющиеся Союзные СМИ в силу своей маломощности и малотиражности, к сожалению, неспособны закрыть эту брешь в информационном пространстве. Федеральные каналы и издания в России и республиканские в Беларуси решают свои задачи и до союзных проблем у них руки не доходят.
О том, что Союзному государству нужен медиахолдинг, говорят давно. Доказывать его необходимость уже не нужно. Из соответствующих структур медиасообществу были посланы и определенные сигналы. Но, как говорится, воз и ныне там. И здесь речь не о расторопности. Важно, чтобы эта реорганизация не превратилась в формальный ребрендинг, ограничившись сменой «вывески», как часто говорит Александр Лукашенко применительно к хозяйственным вопросам. Ведь эффективность работы подобного холдинга измеряется читательским и зрительским интересом. Способен ли холдинг стать мощным союзным рупором, кардинальным образом изменить ситуацию на информационном поле? Что для этого нужно сделать? Где найти соответствующие кадры?
Да, речь прежде всего про кадры.
На просторах Союзного государства есть круг прекрасных журналистов, талантливых, которые с легкостью заполнят и это пространство. Но здесь необходима и свежая кровь, важно найти и привлечь новых людей, с новыми идеями, смыслами, с четкой позицией, чувствующих на глубинном уровне российско-белорусские процессы. Важно, чтобы это были люди, которые изнутри, не по учебникам, знают специфику наших родных стран, вросли в них корнями, понимают, чувствуют и воспринимают Россию и Беларусь как единое целое. Для того, чтобы было единение, надо понимать нюансы и то, что при всей нашей близости мы все-таки в чем-то разные — со своими границами, властью, экономикой, укладом, темпом жизни, своей самобытностью.
К сожалению, наши ведущие СМИ, опираясь только на штатных проверенных бойцов, упускают из вида внештатный корпус, тех самых авторов/блогеров из народа. Этого сейчас не хватает. Нужен развитый внештатный мобильный корпус. Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. В советское время в СМИ на полную мощь работал институт внештатников. Это расширяло диапазон охвата прессой действительности. В редакциях с внештатным корпусом велась активная работа. Люди разных профессий: студенты, инженеры, рабочие, аграрии, все, кто имели вкус к журналистике, были на виду у редакций. Их искали, активно привлекали к работе, поощряли и морально, и материально. Многих впоследствии принимали в Союз журналистов.
Авторы давали массу ценнейших идей, о которых до них в редакциях порой даже не задумывались. Жизнь, которую они описывали, они видели не из кабинетов, они варились в этих условиях. Создатели патриотических «телег», групп в социальных сетях, нераскрученные талантливые блогеры сегодня могут стать источником кадров для нового Союзного рупора. События 2020 года как лакмусовая бумажка выявили таких людей. Кого-то заметили, но большая часть осталась за бортом. Однако это не помешало им ежедневно доказывать преданность делу, бескорыстно, на чистом энтузиазме отстаивать интересы Союзного государства, укреплять единство России и Беларуси.
Движение «Патриоты Беларуси», рожденное снизу, на наших глазах, в критический для страны момент может служить здесь своего рода примером. Это было новое явление, «автоконница», которая отвоевала у змагаров улицу. Нам еще предстоит осмыслить ее роль. И холдинг должен иметь нечто подобное, с опорой на творчество масс, как учил когда-то полузабытый сегодня дедушка Ленин. Владимира Ильича забыли, но творчество масс никуда не делось.
Как само Союзное государство, так и его холдинг — это уникальные явления. На наших просторах такого еще не было. Так к этому и надо относиться. Союзная тематика — это не только заседания парламента, деятельность официальных структур, она охватывает всю гамму политических, экономических, социальных, культурных и других проблем наших стран. И холдинг должен стать не узковедомственным объединением существующих Союзных СМИ с их штатным составом, а объединением на широкой межгосударственной платформе самого широкого круга медиаресурсов. И даже мысль о сети зарубежных собкоров не должна быть для нас фантастикой.
Будущее холдинга обязано стать уже сегодня заботой и предметом обсуждения не только «наверху», но и самого журналистского сообщества. Требуется совместный поиск путей подлинного прорыва союзной тематики к самому широкому кругу читателей по обе стороны наших, к счастью, прозрачных для нас границ.
Алексей Синенко