Крепостное право возвращается? Рассуждаем о стратегических отраслях и наших контрактах

поле
Фото: Архив МП

Иронично — но без разрешения нанимателя в стране не может уволиться ни один из тех, кто подписал контракт с определенными условиями.

«Лукашенко возвращает крепостное право!» — такое ангажированное мнение летает, как фанера над Парижем, на разных ресурсах. Напомним: Президент на селекторном совещании по сельскому хозяйству заявил о том, что без разрешения председателя райисполкома никто не может уволиться из колхозов — от руководителя до механизатора и доярки.

Надоело

Под крепостным правом скорее наниматель

Откройте ваш контракт с нанимателем. Там вы найдете права и обязанности сторон, кто и что кому должен обеспечить, условия расторжения контракта и многое другое.

А теперь давайте честно о том, как это происходит на практике. Если вас соберутся уволить вот прямо сегодня, то вы, как грамотный специалист, будете защищать свои права. И обязательно найдете в контракте пункты, где написано, что «наниматель в случае расторжения контракта обязан вам выплатить сумму Х», чаще всего это средний заработок за три месяца. Верно?

Теперь представим, что вы собираетесь уволиться прямо сегодня, а ваш наниматель на соглашение сторон не согласен. Что в этом случае вы можете предпринять? Вы можете просто собрать вещи и уйти домой, не прийти завтра и послезавтра — и вы будете уволены по статье. Это неприятно, конечно, но никаких финансовых издержек вы не несете, а следующему нанимателю (договоренность с которым, возможно, и стала причиной вашего резкого желания ретироваться) вы объясните, что по статье — это всего лишь из-за отсутствия соглашения сторон. Неприятно — но не более.

Нужна система, система управления кадрами — я бы ее так назвал. Что это значит? У меня как у Президента 800 с лишним человек в кадровом реестре. То же самое — и в области должно быть. То же самое — и у председателя гор- и райисполкома, у них тоже должен быть перечень кадров, которые они согласовывают, назначают и так далее. И несут ответственность! И так должно быть до механизаторов. Послал механизатора в поле, показал, рассказал, как делать. Не так сделано? Отвечай. Уволился? Увольняйся! Но нигде уже не устроишься.

АЛЕКСАНДР ЛУКАШЕНКО, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Стратегическая сфера

Однако есть специфические сферы деятельности, предусматривающие не только решение тактических задач, но и соблюдение генеральной стратегии. Например, то самое сельское хозяйство. Руководитель аграрного предприятия летом не только сосредоточен на уборке зерновых, но и планирует уборку овощей осенью. Осенью, кроме уборки овощей, голова занята еще и созданием условий для хранения урожая зимой. Зимой, кроме хранения урожая, нужно ремонтировать технику к весенней посевной. Весной, кроме посевной, — планировать уборку летом. Круг замкнулся — и это далеко не полный перечень задач сельскохозяйственного цикла.

Руководитель сельхозпредприятия — тоже наемный работник, хотя и наниматель. Допустим, он решил уволиться. Другого-то найдут, но пока новый руководитель вникнет, пока разберется, изучит нюансы и тонкости — уйдет время. А в постоянном сельскохозяйственном цикле провал летом — это полный или частичный провал каждого последующего звена. Работник сельского хозяйства у нас — должность стратегическая.

Государство в лице Президента требует от таких стратегических кадров в стратегической сфере гарантий отсутствия потерь для круглогодичного цикла. Тот, кто эти потери, ощутимые в перспективе жителями всей страны, собирается своим «я ухожу!» нанести, рассматривается если не как предатель, то как человек сильно нехороший, доверия не оправдавший.

Тем более что об этом, и на вполне конкретных примерах, рассказывал Александр Лукашенко в Гомельской области еще в конце апреля. Вот цитата Президента: «У нас же руководители как? «Да мне пофиг, я завтра пойду, у меня ж там уже где-то структурка готовая». Которая его подкармливает сейчас. <…> Да почти всех! Я это знаю, вот он [председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов. — Прим.] вам может рассказать. «Я сейчас кину это ваше хозяйство, вы увольняйте меня!» Если он так сказал, вы его увольняйте — и сразу лопату! Без вашего ведома руководитель не должен где-то трудоустроиться».

Факты

  • Крепостное право было отменено в 1861 году Александром II.
  • Беларусь занимает лидирующие позиции по производству сельхозпродукции среди стран Европы, поставляя ее в более чем 100 государств.

Цель ли государства вставлять палки в колеса тем, кто уволился? Нет. Цель ли государства запретить всем руководителям в сельском хозяйстве покидать рабочие места? Тоже нет. Цель государства — сохранение производственного цикла в сельском хозяйстве, предотвращение в нем потерь из-за внезапного демарша отдельного нанятого государством работника. Хочет директор колхоза сменить работу? Да без проблем. Но не сегодня, а найди себе замену, помоги перестроить процесс под нового руководителя, убедись в том, что цикл потерь не несет, — и ступай себе, куда хочешь. Президент ведь не сказал «никому не увольняться», он говорит «никому не увольняться без разрешения председателя исполкома». Увольняться можно, но в случае, если наниматель от государства не видит фатальных потерь для того же производственного цикла. И это отнюдь не крепостное право. Это контракт, не более. И раз уж в контракте стоит подпись работника, работнику нужно понимать и принимать интересы государства в том числе, а не только свои личные.

Контракт
Часто работники забывают, что кроме трудовых прав есть еще и обязанности.

Председатель облисполкома назначается Главой государства, а кандидатуры его заместителей с Главой государства согласовываются не просто так, а потому, что государство в лице Президента доверяет им стратегические задачи. Задачи не только с сегодня на завтра, но и на годы, и на пятилетки. Государство доверяет — и требует гарантий выполнения и их личного присутствия в стратегической для региона и страны сфере.

Аграрный сектор Беларуси ежедневно зарабатывает $23 млн, отгружая продукцию на экспорт.

Чисто по-человечески

Что же касается доярок и механизаторов… В конце концов, поставьте себя на место комбайнера, которых в сельхозпредприятии десяток, — и вдруг сегодня увольняется начальник мехдвора. Пока найдут нового, кто-то выполнять обязанности выбывшего будет, конечно. Но с потерей производительности — пока придет, пока вникнет, пока все поймет, пока, в конце концов, выучит все имена и фамилии… Неделя-две промедления вкупе с хаосом, кому что делать, —потеря результата в уборочную. Героически убираем — хранилища потекли, урожай пропадает. Чиним хранилища экстренно — не чиним планово технику. Чиним технику весной — не успеваем на посевную.

Начальника мехдвора понять-то можно — захотел человек и ушел, не крепостное право же. Только этот резкий демарш влечет за собой кучу проблем, и не только таких глобально-высоких, как продовольственная безопасность страны и тому подобное. Демарш одного важного кадра влечет за собой снижение доходов предприятия, работников предприятия как минимум. И, естественно, это финансовые потери для бюджета страны. Право уйти, чисто по-человечески, начальник мехдвора-то имеет. Но право не жить хуже, чем до его демарша, чисто по-человечески, имеют десятки, а то и сотни работников этого предприятия.

Никакой чрезвычайщины в словах Президента об увольнении только с разрешения «сверху» нет. Это стандартная для Александра Лукашенко забота о стратегии, о продовольствии для всей страны, об экспорте — и о заработках людей.

поле

В конце концов, почитайте контракт. Увольняться без разрешения нанимателя и без видимых на то причин нельзя никому. Вы сами поставили под этим свою подпись.

Автор: Марина Суббота

Лента новостей
Загрузить ещё
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59