Меню

Электронные площадки и магазины на селе. Как развивается торговля на Минщине

Электронные площадки и магазины на селе. Как развивается торговля на Минщине
Фото: Светланы Курейчик и архив "МП"

Мы все с вами покупатели — сфера торговли играет важнейшую роль и в нашей обыденной жизни, и в обеспечении социально-экономического развития государства.

28 июля этого года органам торговли Беларуси исполняется 100 лет со дня образования. В преддверии юбилейной даты и накануне профессионального праздника работников торговой сферы — наша беседа с начальником управления торговли и общественного питания Миноблисполкома Натальей Суйковой.

— Наталья Анатольевна, как вы оцениваете товарооборот, который сложился в Минской области сегодня?

   — В целом по области наблюдается рост объема розничного
товарооборота, через все каналы реализации этот показатель за январь — июнь 2024 года составил 6966,2 млн рублей, или 108,7% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. Розничный товарооборот торговли области на 96,4% формировался организациями торговли и на 3,6% индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

Покупательский спрос на потребительском рынке области все такой же стабильный. В торговой сети отмечено наличие достаточного ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров. В целом развитие торговли и сопутствующих услуг стимулирует производство востребованных товаров, увеличивает товарооборот. В нашей стране созданы необходимые правовые и организационные условия для осуществления торговли с учетом национальных интересов.

— Сколько новых торговых объектов и объектов общественного питания открыто в этом году?

— На территории Минской области только за первое полугодие 2024-го субъектами хозяйствования различных форм собственности открыто 190 розничных стационарных торговых объектов торговой площадью 21,5 тыс. кв. м, 56 объектов общественного питания на 1292 посадочных места. Отдельно выделю тот факт, что в сельской местности открыто 50 стационарных торговых объектов, 13 объектов общественного питания. Активно открываются сетевые и фирменные магазины — в последние полгода начали работу порядка 16 сетевых и 10 фирменных торговых объектов.

На территории Минской области на 1 июля 2024 года зарегистрировано более 4 тыс. интернет-магазинов.

Отмечу, что в Минской области развитие инфраструктуры торговли и общественного питания осуществляется достаточно динамично, новые объекты открываются во вновь возведенных зданиях и сооружениях, а также в реконструированных и модернизированных, которые ранее были закрыты и не использовались. Развитие торговой сферы идет активными темпами, обусловлено это изменением потребительского спроса, ростом требований к качеству товаров, культуре обслуживания. В отрасли развиваются новые формы и методы продажи товаров, внедряются информационные технологии.

В нашей сфере есть такой показатель, как обеспеченность населения торговыми площадями на 1 тыс. человек. За последние полгода в Минской области этот показатель увеличился на 10,89 кв. м и на 1 июля 2024 г. составил 923 кв. м при нормативе 610 кв. м на 1 тыс. человек.

— Как развивается торговля на селе?

— В Минской области сегодня более 45% населения проживает в сельских населенных пунктах, по этой причине на постоянной основе принимаются меры, направленные на совершенствование торгового облуживания населения на селе, в том числе для развития и поддержки предпринимательской инициативы.

Ввиду специфики расселения сельского населения и особенностей его обслуживания системой государственных социальных стандартов установлен отдельный норматив минимальной обеспеченности сельского населения торговой площадью, этот норматив в области неуклонно соблюдается.

2 февраля 2024 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь №42 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», который предусматривает ряд льгот и дополнительных преференций для предпринимателей в сфере торговли и общественного питания в сельской местности. А именно — льготы по налогу на прибыль и подоходному налогу, налогу на недвижимость и земельному налогу, арендной плате за земельный участок.

Минским областным Советом депутатом принято решение, которым определены перечни населенных пунктов и территории вне населенных пунктов, относящиеся к территориям сельской местности и малых городских поселений. В этот перечень включено порядка 5 тысяч деревень, агрогородков, поселков, при осуществлении деятельности на которых субъекты хозяйствования будут вправе воспользоваться вышеуказанными льготами.

— Как развивается актуальное сейчас направление интернет-торговли?

— Электронные торговые площадки (маркетплейсы) и интернет-магазины все больше привлекают внимание потребителей тем, что на них представлен огромный выбор товаров (десятки миллионов позиций), а также возможностью сравнения цен, оплаты покупки он-лайн и оформления доставки.

В Минской области функционирует свыше 12 тысяч торговых объектов и около 1500 объектов общественного питания, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг.

По данным Торгового реестра на территории Минской области на 1 июля 2024 г. зарегистрировано более 4 тыс. интернет-магазинов. При помощи электронных торговых площадок осуществляется доставка товаров в населенные пункты Минской области, в городах и селах активно открываются пункты самовывоза товаров.

Многие субъекты торговли и общественного питания Минской области, имеющие стационарные торговые объекты и объекты общественного питания, внедряют новые формы обслуживания в интернете – создают информационные сервисы, мобильные приложения по заказу и доставке их товаров и продукции потребителям и т. д. И это позволяет им оставаться востребованными на рынке товаров и услуг, выдерживать растущую конкуренцию.

В сфере торговли и общественного питания трудится свыше 60 тысяч человек.

— Ваши пожелания коллегам в преддверии праздников?

— Я уверена, что торговля — это не просто отрасль экономики, а одно из древних занятий людей, и умение торговать — одно из самых необходимых. Прогресс человеческого общества тесно связан с торговлей. В последние годы в нашей сфере произошли колоссальные преобразования: появилось новое оборудование, внедряются различные программы, которые облегчают работу и повышают качество обслуживания покупателей. Но одно остается неизменным — радушие и вежливость продавца, его внимание и желание обслужить покупателя качественно. Согласитесь, когда вас встречают приятной улыбкой, идущей от души, продают не только товар, но и передают хорошее настроение — вы обязательно не раз вернетесь в этот магазин.

Всем своим коллегам накануне праздника и в будни искренне желаю крепкого здоровья, благополучия, бодрости, прекрасного настроения и только приятных эмоций!

Автор: Наталья Барсукова

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59