Меню

«Минская правда» села за парту первоклассника в Борисове. Делимся впечатлениями

Учитель
Фото: Алена Дроздовская

Мария Воронько — молодая и харизматичная педагог из Борисова. Ее искренне любят школьники и их родители, а она не скрывает, что влюблена в работу и не представляет жизни без уроков, тетрадей и детских шалостей. Несмотря на молодой возраст, Мария Викторовна уже делится опытом. Именно на ее уроки просятся студенты педагогического отделения местного колледжа. Вот и мы решили посидеть за партой в классе молодого педагога. Заодно расспросили о современных младшеклассниках, приятном комплименте и самом ценном подарке ко Дню учителя.

Кабинет первоклашек пестрит пейзажами из желтых листьев. Дети рассказывают, что все эти поделки — результат вчерашней работы. Голоса резвящихся на перемене детей оглушают.

— Учительница у вас строгая? — успеваю спросить у ребятни до звонка на урок.

— Самая лучшая! — чуть ли не в один голос отвечают девочки и мальчики.

Пока, как таковых уроков у детей нет. Весь первый месяц вчерашние детсадовцы адаптируются и привыкают к школе. Учебный день начинается с письма. Мария Викторовна у доски, словно актриса на сцене, напоминает первоклассникам, как правильно держать ручку, чтобы аккуратно обвести все палочки и закорючки. Параллельно спрашивает детей об осенних дарах, которые изображены в той же тетрадке. После каждого вопроса — лес рук. Учительница серьезно реагирует на забавные детские ответы. Видно, что новых учеников уже изучила — к каждому свой подход.

В этом году Мария Воронько отпраздновала важную дату — 11 лет в роли учителя начальных классов. Об этой профессии мечтала с детства. Правда, учить хотела старшеклассников.

— Даже ради этого после окончания Борисовского педагогического колледжа поступила на филологический факультет БГПУ имени Максима Танка, — говорит педагог. — Но уже ко второму курсу поняла, что очно учится не буду. Нам дали хорошую базу в колледже и мне хотелось работать. Поэтому перевелась на заочное отделение и стала искать место педагога в своем родном Борисове.

Учебный год уже перевалил за экватор (был январь), поэтому в управлении по образованию молодому педагогу предложили только два варианта: воспитателя группы продленного дня и учителя начальной школы.

— В тот момент я подумала, что пойти работать учителем младших классов — эта отличная возможность для старта. Тем более в такой гимназии. Хотя меня сразу предупредили — берут на испытательный срок до мая. Хотели посмотреть, справлюсь ли. Ведь тогда в начальной школе этой гимназии не было таких молодых, как я. Работали аксакалы педагогики.

Мария Викторовна признается, что трудности ее не испугали, а наоборот, подзадорили добиться этого места.

— Я пришла на чужой четвертый класс — предыдущий педагог ушла в декретный отпуск в середине учебного года. Но мне повезло. Тогда завучем начальной школы у нас работала Светлана Танцурина. Это талантливейший и мудрый педагог, которая считала, что из урока нужно делать шоу. Особенно для младшеклассников, которые учатся играя. У нее я многому научилась. Светлана Анатольевна приходила ко мне на уроки, а после вместе анализировали. Для меня это был колоссальный опыт.

— Не было ли мыслей все же пойти работать учителем русского языка и литературы в старшую школу? — задаю резонный вопрос Марии Викторовне.

— Да, такая дилемма у меня была как раз этой весной, когда я выпускала своих четвероклашек, — признается учительница. — Очень к ним прикипела, такой замечательный класс. Хотелось пойти с ними дальше. Но потом все взвесила и поняла, что мое призвание все же учить малышей. Особенно люблю первоклассников. Они для меня как чистый лист бумаги. И что я вложу в ребенка на начальном этапе, так он и пойдет по жизни. Желание их учить и каждый день видеть восхищенные глаза — победили. И вот я снова учитель первого класса.

Марию Викторовну привлекает развивающее обучение, и она согласна с популярным сегодня мнением, что с современными детьми старые методики не работают. А еще убеждена: очень стремительным стал мир, дети не воспринимают, когда им просто что-то рассказывают у доски. Современных школьников нужно вовлекать в процесс. В этом мы убедились уже на следующем уроке, когда первоклассники получили задание на развитие воображения. Из геометрических фигур на листе бумаги они составляли сюжет. Чего здесь только не нарисовали! Кружок в верхнем правом углу превращался не только в предсказуемое солнышко для пейзажа, но и в часы, всевозможных животных и прочие неожиданные компоненты из детских фантазий.

…Урок прерывается физкультминуткой. Учитель показывает знакомые детворе движения, которые они сопровождают стихами.

— Богдан, а ты почему не делаешь? — спрашивает у мальчика учительница, он чем-то недоволен.

— А у меня нет настроения, — пробурчал себе под нос Богдан.

— Давай тогда на разминке ты будешь самолетом? — быстро сориентировалась и предложила учительница.

Идея мальчику понравилась, и он в ту же минуту расправил руки. Его движения подхватил весь класс.

Профессия учителя — настоящий клондайк для саморазвития, вечный поиск новых решений и подходов. Некоторые специальности принято называть «работой с людьми». Учителя же работают с самыми интересными и непредсказуемыми людьми — детьми, чей ум еще свободен от стереотипов и ярлыков.

— Первый учитель — это особая миссия: он запоминается и остается в сердце ребенка навсегда, — говорит Мария Викторовна. — Я с теплотой вспоминаю своих учителей. Хочется, чтобы и меня вспоминали добрым словом, гордились тем, что учились у меня. Самое главное для меня как педагога — это вовремя задавать себе вопрос «Как бы я хотела, чтобы относились к моему ребенку?» Когда думаю о подаче материала, задаюсь аналогичным вопросом: «Как бы я хотела, чтобы моему ребенку это объяснили?» Начинать надо с себя. Тем более, что в этом году и моя дочка пошла в первый класс. Учится в этой же гимназии, но у другого педагога.

— С какими трудностями сталкиваетесь, принимая первоклассников?

— На первом родительском собрании я всегда говорю мамам и папам: «Теперь ваши дети — это мои дети». А еще, этого я, конечно, не говорю вслух, и родители становятся моими детьми. Сплотить эти два коллектива —детей и родителей — и является задачей учителя начальных классов. Без участия, поддержки и включенности родителя учителю не справиться. И вот мой совет всем, кто отвел в этом году детей в первый класс: нужно вместе с ребенком переживать каждый миг. Успех на 50 процентов зависит от учителя. Остальные 50 процентов — вклад родителей.

— Какой случай из педагогической практики врезался в память?

— Возможно, вспомню не по теме, но это был самый трогательный момент в моей жизни, который дал понять, что в работе все делаю правильно. Это произошло в день свадьбы, когда ученики моего класса вместе с родителями пришли к ЗАГСу, чтобы поздравить нас с этим событием. Подарили большой букет цветов. Вы даже себе не представляете, как я была тронута. Сегодня эти дети уже учатся в одиннадцатом классе. Они выше меня ростом. Со многими общаемся до сих пор.

— Вот-вот наступит ваш профессиональный праздник — День учителя. Какой подарок за годы работы вам запомнился больше всего?

— Самым неожиданным подарком, прямо до слез, стала выставка рисунков. Это была непростая выставка — дети нарисовали меня. Я такая разная была на этих рисунках, но везде с улыбкой и большими глазами. Они, как могли, написали, что любят меня. Это было очень трогательно. С полной уверенностью могу назвать себя абсолютно счастливым человеком. Я посвятила себя работе, о которой мечтала с детства.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал Минская правда|MLYN.by, чтобы не пропустить самые актуальные новости!

Лента новостей
Загрузить ещё
Файлы cookie
Информационное агентство "Минская правда" использует на своём сайте анонимные данные, передаваемые с помощью файлов cookie.
Информационное агентство «Минская правда»
ул. Б. Хмельницкого, д. 10А Минск Республика Беларусь 220013
Phone: +375 (44) 551-02-59 Phone: +375 (17) 311-16-59