Почему расцветает репетиторство и что не так с учебниками — по следам совещания у Президента
«На ростанях». Для белорусов перевод не требуется. На перепутье. Классический сюжет от классика национальной литературы.
Лобанович. В Беларуси учитель и врач являются центральными фигурами политики развития от Президента. Не банкир и торгаш, а учитель и врач. Когда мы говорим «учитель», мы имеем в виду всю интеллигенцию, потому что без знаний нет страны. И сколько тех перепутий было у нашего народа, исторических, ментальных… А теперь так совпало снова — нужно выбирать.
И в региональном плане так было всегда: Восток — Запад. И в мировом — так интенсивно и до неузнаваемости мир еще не форматировали. Каждый новый технологический уклад требует своего бога. Но Бог один, и образ человека единственный. Только в качестве Бога — цифра, вместо религии — искусственный интеллект. А человек? Расчеловечен, на разделочной доске интересов мирового истеблишмента разделан на десятки гендеров. А вы думали, это плюрализм мнений. Нет, это жесткий гендерный нацизм цифрового концлагеря. И к этому мировую общественность готовят.
Поэтому снова на ростанях, на перепутье. И от образования очень многое зависит. Хотя бы то, как мы отреагируем на возникшие мировые угрозы. Но если для многих это лишь философия геополитики, то большинство вопросов — повседневность. Образование — источник развития, успешной экономики, консолидирующей идеологии и вообще жизнеспособности государства. А еще оно касается каждого из нас. Поэтому образование всегда под прицелом общества.
Пришли на пересдачу
Пересдача экзамена. С таким чувством во Дворце Независимости — весь цвет сферы образования. От министра до самых успешных наставников страны. В зале — высший состав управленцев, губернаторский штаб, контролирующие органы.
Президент отметил две сверхзадачи. Это совещание должно быть последним такого рода. Выслушать разные точки зрения и принять решения. Второе — для чего все это. «Я хочу, чтобы вы меня правильно поняли. Я, как Глава государства, уже неоднократно говорил: школа — это храм. В этом, если хотите, весь сакральный смысл. Здесь должен быть железный порядок и дисциплина как в организации образовательного процесса, так и в материальном плане. Что мне вам объяснять. Школа закладывает фундамент будущего не просто гражданина — человека… Здесь и сейчас мы должны определить механизм работы средней школы и вузов на перспективу и решить главную задачу — обеспечить нашей молодежи условия для профессионального становления и развития в своей стране. Подчеркну: наиболее талантливые, перспективные абитуриенты должны быть востребованы у нас, на Родине. Это мое железное правило», — заявил белорусский лидер.
Острый, злободневный, необходимый разговор — да! Но, главное, он должен быть честным. Президент сразу задает темп большому диалогу. Опыт организации проходного совещания по образованию для его участников закончился фиаско. Словно и не было уроков 20-го. Обсудили все, что можно. От тенденций до деталей.
«Все косяки в этом плане — от нас, мы виноваты, не дети. Или у кого-то из нас мозги не туда повернуты и его заносит на поворотах. Поэтому давайте начинать с себя. Но никаких кардинальных решений после нашей сегодняшней встречи быть не должно, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Все социологические опросы показывают, что учителя, преподаватели, ученики устали от того, что мы постоянно революционным образом пытаемся усовершенствовать систему образования. Пора заканчивать с этим».
Без перемен
Помните этот лозунг? «Перемен!» Не школьных. Сколько уже их было-то в образовании? И кому стало лучше? На чьи интересы работают все эти эксперты нововведений? Многие из нас заканчивали советскую школу. Годами и десятилетиями программы и подходы менялись. А качество было космическое. До сих пор наработками в космосе, «оборонке», гражданской промышленности пользуемся. Понятно, наука движется. Образование должно успевать. Но, простите, азбука, правила, таблица Менделеева и законы Хаммурапи, математики и физики — все те же.
Апгрейд системы образования напоминает ремонт. Постоянный процесс. Только на свалке оказались в том числе и нужные вещи. Причем многие — с гравировкой «Сделано в СССР». Говорим «учебные программы», подразумеваем — учебники. Тема на диссертацию.
Требования Президента четкие. Школьный учебник — это икона. Красочный, понятный, впечатляющий. Денег на него жалеть нельзя. При «совке» умели делать классические учебники, а сейчас, при современных возможностях, книги-то в твердом переплете получаются.
Или задания в них непомерно сложны — не по возрасту, или ошибки обычные и фактологические можно найти.
Официальная версия: все комплекты учебников начали создавать с 2015 года. Непонятно, почему постоянно переиздаются. Возможно, так ученые мужи свои амбиции реализовывают, новые звания зарабатывают и банальные гонорары… Или у этой сумятицы другие причины. Но порой на задания из новых учебников взрослый человек не может ответить.
Министр образования рассказал. Эксперты, школьные учителя, даже все неравнодушные белорусы могут вычитать и проверить на ошибки школьные учебники. А своими наблюдениями поделиться с министерством.
Только ошибки, найденные генпрокурором, чреваты новыми переменами. Не школьными. А политического вектора. В теме «О партизанском движении» рассказывают о героях Армии Краёвой. В программах на английский язык отводится больше часов, чем на русский и белорусский языки вместе взятые. Мы кого готовим? Космополитов и заробитчан или граждан своего Отечества? И не надо кивать на англосаксов. Программы разрабатываются нашими специалистами.
Не менее интересна и градация учебников. Есть учебники — их семь. А есть учебно-методические пособия — их сотни. К учебникам — строгие требования. К УМП — пожелания. Это как ГОСТ и технический регламент. Попробуйте белорусскую колбасу по ГОСТу и мясосодержащую «Докторскую» из другой страны по ТР. Такая же разница и между учебником и учебно-методическим пособием.
Дело не в буквах, дело — в людях
Президент, у которого за плечами диплом учителя и внушительный опыт наставничества, выводит золотую формулу: не учитель для учебника, а учебник для учителя. Только как их готовят? Эту тему для разговора Глава государства анонсировал ректорату.
О профессионализме учителей говорит яркий пример. Расцвет репетиторства. Ощущение опасной тенденции. Выпускники педвузов идут не в педагоги, а в гувернеры. Это тенденция или деталь?
Так, может, лицензии на репетиторство выдавать только специалистам с большим педагогический опытом? А то бюджетные общие деньги идут на обучение учителей и врачей, а мы потом недоумеваем: дефицит кадров.
Даже на платном отделении белорусы возмещают лишь не более 50 процентов затрат на обучение. Поэтому и срок отработки увеличится. Тема открыта. Иначе так и будем вкладывать в образование, а дивиденды за счет хорошо подготовленных у нас специалистов будут получать соседние страны.
Выбрать самых достойных из лучших — еще одна тема жаркой дискуссии.
Проблему нехватки кадров решает целевая подготовка. Но кто движется по зеленому коридору за дипломом? Нужна конкуренция даже между целевиками. И как проверить знания? Минимизировать человеческий фактор и свести к нулю случайность. В спорах, вернее, в научном диспуте, звучали разные мнения. Пришли к среднему знаменателю — черту подвел Президент. Два так называемых внутренних экзамена (с практическими заданиями), общее комбинированное тестирование (просто крестики не расставишь) и внутривузовское собеседование. Это пока для самых элитных профессий и вузов. На журфаке БГУ, например, и в Академии управления — точно.
Министр — прежний, подходы — классические
По внутреннему наполнению понятно. Теперь по форме. Построенные школы будут содержать в надлежащем порядке. Министр доложил: в школах — порядок. Только 270 учреждений образования ждут капитального ремонта. Средства на это есть. Все сделают. А затем ежегодно по десять процентов школ будут ремонтировать. Обязательно создадут систему критериев для получения паспорта готовности. Просто и понятно, как и предлагала Минская область. Кстати, и с приемкой новых школ надо бы разобраться, ведь зачастую после того, как ленточка перерезана, работа над недоделками идет параллельно с учебным процессом.
Что касается строительства новых школ, то здесь подходы пересмотрят. Сначала надо укомплектовать старые. В регионах дорожка проторена — школьные автобусы. Столице тоже надо перенять этот опыт, а то в центре добротные школы полупустые, в «спальниках» — перегружены.
Высказался Президент и про помощь школам. Тема непопулярная. Рождает много инсинуаций. Но школа — второй дом для детей.
«Министерство образования определенную колею прокладывает: новый опыт и прочее. Но губернаторы как-то в тени, но это ваша сфера. И вам там виднее. Колея обозначена на уровне Министерства образования, правительства — действуйте! Не министр должен ремонтировать вам школы, а вы это должны делать. Не министр должен возить детей. Принципиально принято решение, выделяем автобусы. Посмотрите, где эти автобусы используют», — поручил Президент.
Условно заглянули в кастрюли школьных столовых. Есть ли хищения, какие современные подходы к питанию. Даже встал вопрос создания отдельной фабрики школьного питания. Президент предложил универсальное меню. Главное — не превращать школьные столовые в рестораны и корпоративные кафе.
В общем, с домашним заданием в свой кабинет вернулся не только Андрей Иванец. Домашнее задание и у каждого из губернаторов. Экзамен пересдан. Но процесс учебы продолжается. Понятно, будут помарки. Но давайте уже без грубых ошибок, призывает Президент. И требует: без экспериментов.