Работа с новым поколением российских элит: политолог о встрече Лукашенко и Мантурова по теме «Освея»
Беларусь давно производит компоненты для Ил-76, Ту-214 и Сухой Суперджет-100, а сейчас на повестке стоит выпуск нового самолета «Освей». Это небольшая легкомоторная машина, аналог советских Ан-2 для российской региональной авиации. Ан-2 на 90% списаны, и эту пустующую нишу сможет занять российско-белорусский самолет.
Название его выбрано не случайно: Освея — поселок в Витебской области Беларуси. Правда, производить самолет будут в Барановичах, а также в Екатеринбурге — сборка машинокомплектов будет проходить на 558-м авиаремонтном заводе, а двигатель, как ранее сообщалось, будет выпускать Уральский завод гражданской авиации.
В условиях СВО в России действует как бы два правительства — «гражданское» и «военное». Аналогом «военного» можно назвать ГКО (государственный комитет обороны) времен прошлой войны, грубо говоря, это такой единый оперативный центр, который решает все задачи, связанные с производством вооружений. Гражданское же правительство отвечает за то, чтобы в условиях войны не просела социалка, финансовая система, банки, налоги — как можно догадаться, эту «гражданскую» функцию исполняет команда премьера Мишустина. С чем они успешно справляются, так как уровень жизни в России нисколько не упал.
Специфика в том, что «военное» правительство формально не отделено от «гражданского», поэтому смотреть надо на конкретные персоналии, которые занимаются военным тылом. В этом плане Денис Мантуров — не последний, а то и первый человек. Наравне с новым министром обороны Белоусовым это две фигуры, которые сегодня определяют государственные закупки и распределяют ресурсы для СВО. Если вспомнить отставку Шойгу и ряд уголовных дел вокруг Минобороны РФ, то, видимо, это была верхняя часть айсберга, после таяния которой самолет будут производить в Беларуси.
Для России это стратегический вопрос (не меньший, чем производство боеприпасов), и его надо решить быстро, дешево и выгодно, а не создавать коррупционную схему вокруг госзаказа. Что происходило ранее вокруг проекта легкомоторного самолета, мы не знаем, но несколько попыток уже провалилось — предтечей «Освея» так и не стал «Байкал».
Что же касается российской модели управления, то Владимир Путин постепенно вводит в политику новое поколение управленцев. Им важно получить самый разнообразный опыт, в том числе и работы с Беларусью.
Для аналитиков это сигнал, что на скорое снятие санкций никто всерьез не рассчитывает, и ряд стратегической продукции России и Беларуси придется делать самостоятельно ближайшие N лет.
Поэтому история с «Освеем» — это не про освоение денег, а про выстраивание коммуникации между Беларусью и новыми молодыми элитами в России, которые пришли к управлению страной. Коллеги Мантурова — это Дмитрий Патрушев, Марат Хуснуллин, Александр Новак, Алексей Дюмин (рекомендуем читателям «МП» запомнить эти фамилии). Отсюда огромная ответственность, которая сейчас лежит на наших АРЗ — нужно не просто сделать хороший самолет, но еще и показать белорусскую порядочность, принципиальность и отсутствие коррупционной составляющей. Тем более, что все иные направления, за которые отвечают перечисленные персоналии, нам не чужие — это энергетика, промышленность, строительство и сельское хозяйство.