Минская конференция по безопасности: четыре инициативы Лукашенко для разрядки в Европе
Чтобы построить коллективную систему безопасности, нужен общий знаменатель, к которому стремятся как можно больше ее участников. Поэтому Александр Лукашенко на Минской конференции предложил конкретные меры, которые могут стать шагами к разрядке в Европе. И, самое главное, такие меры интересны Глобальному Югу. О чем идет речь?
Свободный экспорт медикаментов и продовольствия
Что было?
Можно сказать, что это печальное напоминание о «зерновой сделке», которая так и не была реализована. А именно, с «Россельхозбанка» не были сняты санкции, которые мешали проводить расчеты за зерно, а с «Беларуськалия» не сняли санкции в части экспорта удобрений. Напомним, Запад все это делал на фоне лицемерных опасений глобального голода, в чем заранее обвинял Россию.

Беларусь, в свою очередь, тогда предложила пропускать зерно по своей территории, например, в порты Прибалтики. Но договоренности не были выполнены, и в конце стало ясно, почему — только 2% зерна в итоге попало в развивающиеся страны, а остальное осело на Западе. Поэтому Глобальный Юг быстро остыл к этой инициативе, и все стороны начали искать механизмы обхода санкций.
Что предлагает Президент?
Любые санкции можно обойти, но встает вопрос логистики. Что особенно чувствительно для медикаментов и продовольствия. Поэтому Минск предлагает снятие вторичных санкций с тех компаний, которые продают и покупают данные группы товаров. Интерес Глобального Юга очевиден, поэтому нужно коллективное политическое заявление, чтобы надавить на США и ЕС.
Совместная борьба с трансграничными ОПГ
Что было?
Польша обвинила спецслужбы Беларуси в организации траффика людей, в Литва — в государственной контрабанде сигарет и атаках в воздушном пространстве. В обеих случаях это было лишь поводом для «распила» средств ЕС на ответные мероприятия, такие как железный забор и «стену дронов». При этом ни одно из государств не ведет с нами коммуникацию по реальным причинам данных проблем и не предлагает совместных мер.
Что предлагается?
Беларусь готова совместно бороться с ОПГ, которые занимаются контрабандой и перевозкой людей. Понятно, что руководящее и получающее основные выгоды звено находится в Европе, территориально это Польша и Литва, где проходят самый сложный этап переброски людей и грузов. Поэтому Беларусь показывает Глобальному Югу, что готова бороться с криминальными явлениями — но, возможно, к этому не готова Литва и Польша. В любом случае, инициативу надо подсветить, чтобы показать, что у нас нет никакого интереса в «гибридных атаках».
Защита объектов инфраструктуры
Что было?
В последнее время атакам подвергаются элементы российской энергетической инфраструктуры в Восточной и Центральной Европе, а также объекты, принадлежащие иностранным топливным компаниям. Как можно догадаться, это дело рук украинских спецслужб, но они действуют в связке с теми силами, которым выгодно сократить экспорт российских нефтепродуктов и газа в Европу. Еще более опасными являются атаки на АЭС — Украина считает их «законными целями», а также морские коммуникации — это может стать поводом для блокировки всей Балтики.
Что будет?

Беларусь своей инициативой показывает, что не ведет никакой диверсионной и террористической деятельности, и призывает все стороны отказаться от нее в Европе. Между тем, если украинский конфликт продлится в течение 2026 года, это будет означать полное разрушение объектов украинской энергетической инфраструктуры. Поэтому можно сказать, что речь снова идет о воздушном и энергетическом перемирии, которое ранее обсуждали в Стамбуле, но так и не согласовали.
Цифровой пояс добрососедства
Что было?
Кибератаки стали привычными для государственной инфраструктуры, однако новая угроза в том, что теперь такие атаки может генерировать искусственный интеллект. Известно, что НАТО ведет разработки в этом направлении, поэтому задача Глобального Юга — вскрыть это и использовать искусственный интеллект во благо.

Что предлагается?
Тот самый пояс добрососедства. Он означает, что участники будущего соглашения по безопасности не будут планировать и вести друг против друга кибероперации. Кроме того, желательны ограничения для ИИ и в обычных вооружениях. Сегодня они модернизируются бесконтрольно, что может привести к тяжелым последствиям в будущем, особенно в системах ПВО и ПРО. Сценарий фильма «Терминатор» не должен стать реальностью — необходим общий отказ от таких разработок, как ранее мир отказывался от биологического и химического оружия.
Рекомендуем