Президент ожидает новый этап эскалации в Европе — как его избежать?
Проблема связана с развертыванием ракет средней дальности в 2026-2027 годах. Минская конференция по безопасности появилась как ответ на информационную блокаду и отсутствие диалога с Западом. Но коммуникация там ведется в основном со странами Глобального Юга и Востока. Для нас это способ донести свою позицию по украинскому кризису и указать на тех, кто мешает закончить конфликт.
Поэтому конференция не носит блокового характера «вместе строим стену против Запада», скорее, это встреча и обмен мнениями между нейтральными «башнями» многополярного мира. Каждое крупное государство, например, Китай, Пакистан, Индия, Индонезия, имеют собственный контур угроз (в основном они связаны с терроризмом и сепаратизмом, приграничными конфликтами), и в условиях мировой нестабильности эти старые очаги резко стали активными.
А вот корни проблем у нас и у Глобального Юга, можно сказать, одни и те же — это попытка перезагрузить американский и европейский ВПК через множество прокси-войн, а заодно разрушить логистические и транспортные коридоры в непокорных странах и навязать им оборонные расходы вместо развития. Так США пытаются сохранить свое лидерство и, самое главное, долларовую валютную систему.

Поэтому всех гостей интересует скорейшая нормализация европейского региона, так как слом логистики и санкции затронули практически рынки дальней дуги. Однако, несмотря на благие намерения, не всем участникам понятно, что именно происходит в Восточной Европе. Например, западная пропаганда представляет военный конфликт на Украине как захват Россией территорий (договорились уже якобы до российских намерений напасть на Польшу, Прибалтику и Сувалкский коридор), в то время как Лукашенко и Путин постоянно указывают на первопричины конфликта.
Ракетный спектакль
Сегодня эти причины лежат в плоскости действий НАТО и желании ЕС зарабатывать на ВПК. Поэтому ключевой тезис, который звучал от Александра Лукашенко на конференции — это вопросы ракетно-ядерной безопасности. В условиях наращивания Польшей и другими странами обычных вооружений необходим новый договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, поскольку такие системы снова появились в Европе, как было на пике Холодной войны. Сегодня мы в шаге от второго Карибского кризиса и нового 1983 года, когда СССР и США подозревали друг друга в подготовке ракетно-ядерного нападения.
При этом НАТО называет виновником эскалации исключительно Россию, хотя США первыми вышли из всех соглашений. По сути, чтобы получить гарантии безопасности от США и НАТО, Россия и начала СВО. Как следствие, безопасность в Европе сегодня регулируется не договорами и взаимным контролем, а гонкой вооружений. Это путь в никуда, потому что паритет по оружию можно создавать бесконечно, загоняя будущие поколения в долги.

При этом самым дорогим этапом гонки вооружений станет ракетная гонка. Ракетные системы — это самые опасные изделия, потому что малое подлетное время не предполагает паузы для консультаций и деэскалации; пока ракета еще в воздухе, сразу наносится ответно-встречный удар. Такого сценария в Европе никому не хотелось бы, но чем больше американских систем будет в Германии, Румынии, Польше и других странах, тем больше будет гиперзвуковых ответов у Беларуси и России, а также тактического ядерного оружия на границах Союзного государства.
Предвидя все это, Президент Беларуси сразу предлагает перейти от фазы ракетно-ядерного кризиса к разрядке, минуя этап нацеленных друг на друга боеголовок. Для этого надо как можно быстрее подписать договоры СНВ и РСМД, а также прекратить накачку Украины обычными вооружениями. О чем, похоже, Россия безуспешно ведет переговоры с американцами. Причем Трампа мы подозреваем в организации спектакля — никто не знает его реальных намерений. А вот намерения Европы очевидны — это перевооружение Восточного фланга НАТО в течение пяти лет, что выглядит как прямая подготовка агрессии против нас.
Простых рецептов здесь нет, потому что надо одновременно решать проблемы глобального характера с США, региональные — с Брюсселем, а также локально устанавливать коммуникацию с Польшей, Украиной и Литвой. Но даже между собой в НАТО у наших визави то и дело получаются разговоры слепых с глухими, и странно было бы мечтать с ними о некой глобальной сделке, пока что это просто балаган. И только единая позиция Глобального Юга может положить этому спектаклю конец — собственно, ее и пытаются нащупать на конференции. Все мы хотим мира, и это уже немало.
Рекомендуем