ОДКБ мышей не ловит. Политолог рассказал о влиянии внешних и внутренних угроз на союз
До январских событий в Казахстане блок считали бумажным тигром, который ловит если не мышей, то мелких наркоторговцев и исламских радикалов. Судя по повестке саммита, за ОДКБ по-прежнему остаются полицейские и антитеррористические функции в Средней Азии (каждая страна-участник имеет свою сферу ответственности, которая сильно отличается на западе и на юге), но все громче звучат и вопросы геополитики.
О том, чего ждать в этот раз — пишет политолог Андрей ЛАЗУТКИН.
Как известно, сила действия равна силе противодействия, поэтому чем выше роль ОДКБ в регионе, тем больше блоку создают проблем. После успешной операции в Казахстане саммит имеет важную символическую часть: сам факт его проведения в спокойной Астане — это демонстрация возможностей ОДКБ. Вместе с тем, легкая прогулка ОДКБ по Казахстану создала иллюзию, что можно так же легко стабилизировать и Украину. Однако то, что начинали как полицейскую операцию с броском на Киев, продолжается уже третий год. Так затяжная война стала проверкой на прочность не только для Российской Федерации, но для ее союзников по блоку.
Вопрос стоит так: готовы ли союзники за американскую коврижку оказывать негативное влияние на процессы внутри ОДКБ? Тема номер один в контексте, который интересует США — это каналы обхода санкций. Мы видим, что страны ОДКБ и ЕАЭС имеют очень разные подходы к этим вопросам, хотя в целом серые потоки достаточно успешно идут в обход, несмотря на угрозы вторичных санкций со стороны США. Это, так сказать, теневой компонент, который затрагивает в том числе военные контракты. А вот публично по вопросам СВО Россия не требует от членов ОДКБ безусловной поддержки на словах и военного участия — на земле. Хотя формальный повод для этого уже полгода как есть — это нападение ВСУ на Курскую область.
Поэтому можно мягко сказать, что наши отношения в ОДКБ, как и на всем постсоветском пространстве, имеют большую неформальную часть, которая замыкается на отношения между лидерами. Поэтому ключевой момент саммита — это личная встреча президентов, потому что в Средней Азии без первых лиц государства серьезный разговор вообще не ведется. Максимум, на публику заранее выносят только идеологические заявления, например, о совместном праздновании 80-летия Победы.
Вместе с тем, наравне с обходом санкций, США крайне интересует общая ситуация на рынке оружия. Как показали события в Армении, СВО значительно повлияла на российско-армянские оборонные контракты. В Армении утверждают, что они якобы были полностью сорваны. Для Запада это успешный прецедент раскола ОДКБ, когда сначала разогревается локальный конфликт, а затем Россию обвиняют в бездействии на фоне загруженности в СВО. И тут же освободившуюся миротворческую нишу пытаются влезть американцы, французы, а в случае Армении — даже турки.
Поэтому Россия, как центральная страна ОДКБ, сейчас в наибольшей степени заинтересована в том, чтобы в Средней Азии было спокойно, как в музее. Но западники это чувствуют и специально организуют теракты, по типу «Крокуса».
Каждый такой теракт имеет группу сложных последствий для ОДКБ: во-первых, резкое снижение доверие между партнерами в ОДКБ (якобы Таджикистан оказывал России недостаточное содействие в борьбе с терроризмом), во-вторых, создается бытовое напряжение на уровне диаспор в России (им обещают массовые проверки и депортации, фактически, признавая неэффективность инструментов ОДКБ). И, в третьих, если пофантазировать, что между союзниками по ОДКБ завтра будет введен визовый режим, а рабочая сила будет выброшена из России обратно в Среднюю Азию, это моментально создаст там базу для терроризма и экстремизма, а то и гражданской войны.
И если ОДКБ пустит процессы в Средней Азии на самотек, все это мы увидим в ближайшие несколько лет. Поэтому, как можно догадаться, вовсе не западное направление, то есть «белорусский балкон», а Юг сейчас в приоритете для России в ОДКБ.
«Бывшие» и нынешние
Но если вопрос всплеска терроризма в Средней Азии — пока что гипотетический, то вопрос Южного Кавказа и выхода Армении из организации стоит в ОДКБ в полный рост. Сейчас в стране происходят сложные процессы, которые можно условно назвать «сплочением против внутреннего и внешнего врага». В качестве внутренней оппозиции назначены «бывшие», то есть Карабахская — группа во главе с экс-президентом Робертом Кочаряном, а в качестве источника внешних угроз — Россия, которую обвиняют в устранении от армянских проблем.
Все это создает достаточно нервную обстановку в публичном поле, когда карта участия Армении в ОДКБ разыгрывается не с точки зрения прагматизма (где потом закупать дешевое оружие и как его доставлять в страну), а с точки зрения «день простоять — ночь продержаться», то есть сохранить власть в течение следующих нескольких лет. Что называется, любой ценой.
И, как стало известно накануне, позиция Армении к нынешнему саммиту ОДКБ никак не изменилась в лучшую сторону. Должностные лица республики не будут принимать в саммите участие. Ситуацию они характеризуют как «заморозку», более того, в армянских силовых структурах недавно прошли кадровые чистки. Видимо, тем самым премьер Пашинян снимает внутреннее напряжение в обществе и создает задел под выборы-2026. Понятно, что отношениям с Россией это не добавляет стабильности, тем более что подписание мирного договора с Азербайджаном будет для Армении очень болезненным, и Николу Пашиняну нужно заранее публично разделить ответственность за поражение с Россией и ОДКБ.
Вместе с тем, Россия в армянском вопросе действует достаточно аккуратно и не рубит шашкой. Несмотря на то, что переговорный процесс по Карабаху сейчас идет без участия России (а значит, там не будет ни российских миротворцев, ни контингента ОДКБ в Армении, ни, в перспективе — военной базы в Гюмри), Россия все равно хочет получить выгоду от замирения в виде транзитного коридора через бывшую территорию непризнанной Нагорно-Карабахской республики. На наших глазах происходит своего рода размен между Турцией, Арменией и Россией, но, как и когда он закончится — не ясно.
В любом случае, до момента подписания мирного договора «Армения — Азербайджан» не будет ясности о дальнейших перспективах Еревана в ОДКБ. Полностью выйти они не могут (это может встретить сопротивление армянского парламента), но и предпосылок для улучшения ситуации пока тоже нет.
Впрочем, как говорят в России: «Сначала разберемся с Украиной — потом займемся Южным Кавказом». Понятно, что СВО требует отвлечения значительных ресурсов в ущерб другим направлениям, но для того и нужны союзники, чтобы подставить плечо в трудную минуту.
Тем более, повторимся, что Россия никого и никогда, даже ближайшего союзника — Беларусь, не принуждала к участию в боевых действиях. Это еще раз подчеркивает российский принцип внешней политики: любое объединение, не важно, военное или экономическое, может быть только добровольным.
И на фоне процессов, которые происходят в НАТО, когда страны-участники никак не могут повлиять на решения США, а просто берут под козырек — ОДКБ выглядит объединением совершенно иного типа. Что, в свою очередь, позволило организации просуществовать более 30 лет, причем в условиях, когда у России было значительно больше проблем, чем сейчас.