Польша вымирает: детей всё меньше, родителей презирают. Что это значит для Беларуси
Главное управление статистики Польши опубликовало три сценария для демографии: плохой, средний и оптимистичный. В рамках каждого ожидается спад, вопрос только в цифрах. В лучшем случае убыль составит около 5 миллионов поляков, в худшем — 11 и более. То есть страна потеряет от 14% до 25% населения.
О том, какие уроки нужно извлечь белорусам — пишет политолог Андрей Лазуткин.

«Пятьсетплюсы»: как в Польше родителей превратили в «нахлебников»
Нехорошие силы долго использовали в Беларуси презрительное слово «попятьсотники», которое означало бюджетников и сторонников власти. Сегодня, правда, средняя зарплата по Минску уже 1000 долларов, а за пятилетку реальные доходы увеличатся еще минимум в 1,2 раза, что отражено в Программе соцэкономразвития для ВНС.
А вот в Польше презрительное слово «пятьсетплюсы» означает… родителей. Это аналог слова «нахлебник» или «халявщик» — так в стране называют получателей пособий в размере 500 злотых на ребенка. Социальная политика, направленная на поддержку семей, дала обратный эффект — поляки не просто стали меньше рожать, но даже сами дети начали восприниматься негативно, как попытка чуть ли не ограбить других трудоспособных граждан.
Рекордно низкая рождаемость: детские сады закрывают даже в Варшаве
«В Варшаве демографические катастрофа», — написала несколько дней назад «Газета выборча». Коэффициент воспроизводства в Польше действительно самый низкий за все годы — примерно 1.1, в то время как нормой считается 1,6. Столько поляков рождалось только при советской власти, которая ныне объявлена преступной и виновной в геноциде польского населения. С тех пор коэффициент воспроизводства постоянно падал, и вот уже в польской столице впервые за много лет закрывают детские сады.
Почему это вопиющая новость? Дело в том, что столица притягивает население и капитал — туда едут работать молодые люди со всей страны и зарубежья, поэтому инфраструктуры всегда не хватает. А тут в самом перспективном городе Польши детсады оказались не нужны — дошкольные учреждения упраздняются в микрорайонах Беланы, Прага-Полудне и Сродместе. Причина в том, что в этом году в столице родилось 11 тысяч детей, тогда как в 2017 было 19, а по прогнозу на 2027 будет только 9.
Польские демографы ломают головы, но ответы достаточно очевидны.

Жильё по $4000 за метр и социальная рента старшего поколения
Первый и главный фактор — рост цен на жилье. Средняя цена метра по 10 крупным городам Польши приближается к 4000 долларов, и молодые люди не создают семей, не имея собственности. При этом старшее поколение, которое владеет квартирами, перекачивает ресурсы к себе в карман за счет высокой аренды — это своего рода социальная рента для пенсионеров. Нет своей квартиры — плати. То есть кроме налогов молодой человек еще и косвенно финансирует старшее поколение за счет рынка съемного жилья.

Хочу, но не могу — или могу, но не хочу: второй ребёнок почти никому не нужен
Но это касается тех, кто «хочет, но не может». А более опасная для демографии вторая группа — это те, кто могут, но не хотят. Третьего ребенка не хочет вообще никто — такое желание имеют менее 5% поляков, но и второго заводить многие не торопятся. Как правило, называется причина занятости, отказ от свободного времени, карьерного роста и хобби. Но это касается тех, кто уже имеет детей. А вот польские девушки в принципе боятся рожать первенца, потому что считают, что сильно проиграют на рынке труда. Для женщин осознанные роды — норма в 30 лет, для мужчин — аж в сорок. Понятно, что если в таком возрасте появляется первый ребенок, то на остальных просто не хватит сил и энергии.
При этом только крупные корпорации в Польше дают женщинам социальный пакет, типа платной медстраховки. Те же, кто работает в мелком найме, никак социально не защищены, часто они вообще устроены без трудовых договоров и не имеют никаких гарантий и страховки.
Полгода декрета и отсутствие соцгарантий: женщины остаются без защиты
Понятия декретного отпуска, как у нас, в Польше нет вообще — отпуск с оплатой дается на 4 месяца (в то время как в Беларуси – 3 года). С ребенком можно сидеть дома до года, но без денег. Но беда, опять же, в том, что многие категории дам вообще работают без трудовых договоров. В этом случае можно рассчитывать только на то самое пособие «пятьсет плюс», что и воспринимается как «халява». Если же у человека, например, пятеро детей, это считается социальной аномалией и признаком асоциальной жизни. Мол, ваш главный мотив — это деньги, и попробуй докажи обратное. Нет никаких теплых чувств к большой семье, наоборот, есть ненависть к многодетным.

Аборты, страх и тотальная контрацепция
Третья польская проблема — это борьба с абортами. Нынешнее правительство обещало отменить запрет на аборты, но не отменило — правящая коалиция по этому вопросу раскололась. При этом демографы утверждают, что мера, которая вроде бы должна повышать рождаемость, дала обратный эффект. Это страх нежелательной беременности и поэтому постоянное и повсеместное использование контрацепции, в том числе в сложных или необратимых формах. При этом получилось, что в католической стране запрета на секс нет, зато появился внутренний запрет на детей. Иначе как ханжеством это не назовешь.
Закрытость общества и провал миграционной политики
Четвертая причина вымирания поляков — крайне неудачная миграционная политика. Сколько бы соседи ни зазывали наших и украинских граждан на черновые работы, польское общество не принимает чужаков. Польша уникальная страна в Европе, где почти 100% населения — поляки и католики. Это моногосударство, которое было таким столетиями, и поэтому оно не принимает в свою среду никого вообще. К примеру, наши трудовые мигранты, если и создают семьи в Польше, то делают это с такими же мигрантами. А поляки смотрят на них, как на все тех же нахлебников — если у вас нет гражданства и своего жилья, для польки или поляка вы будете человеком второго сорта, а не партнером, с вами не создадут семью.

Война в повестке — ещё один удар по рождаемости
Не рой другому яму, потому что сам упадешь в яму демографическую — так хочется закончить эту статью. Но это не все — есть еще один фактор, о котором запрещено писать польским СМИ. Это постоянное запугивание людей войной с Россией и Беларусью — конфликт с нами считают неизбежным, поэтому социальная тревога в обществе все время растет, и никто не хочет рожать детей под бомбами. Но пока верхушка зарабатывает на военных контрактах, простые поляки платят за их наживу самым дорогим — детьми.
Рекомендуем