Окончательный проект изменений и дополнений Конституции утвержден указом Президента. Для того чтобы белорусы смогли более ответственно подойти к вопросу об участии в референдуме и голосовании, на страницах газеты «Минская правда» и на сайте МЛЫН.BY разбираем предлагаемые в Основной Закон поправки.
Статья 60 о судебной защите прав и свобод дополнена пунктом о возможности обжалования решений, действий и бездействия государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы. Полезное дополнение, но требует также совершенствования судебной системы с целью обеспечения полноценной независимости судей и их подчинения только закону.
Изменения затронули статью 64: из числа лиц, не имеющих права избирать и быть избранными, исключены те, кто содержится под стражей. Это справедливо, поскольку речь идет о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, вина которых еще не установлена судом. Следовательно, никаких оснований для ограничения их избирательных прав нет.
Здесь же сделано дополнение о том, что законами определяется не только возрастной ценз для депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности, но и другие цензы. Такая правка может ограничить права неуточненного круга граждан выдвигаться кандидатом в депутаты и на выборные государственные должности.
Бережное отношение к природным ресурсам предлагается закрепить в Основном Законе как долг каждого, наравне с охраной природной среды.
В проекте Конституции определен единый день голосования для выборов депутатов местных Советов депутатов и Национального собрания. Этим днем предлагается сделать последнее воскресенье февраля, что прописано в статье 67.
Согласно обновленной статье 69 правом выдвижения кандидатов в депутаты будут обладать, как и прежде, трудовые коллективы и граждане, а вместо общественных объединений его получат политические партии.
В статью 70 добавлено важное положение: «Запрещается финансирование расходов на подготовку и проведение выборов иностранными государствами и организациями, иностранными гражданами, а также в других случаях, предусмотренных законом». С иностранным финансированием выборов все понятно: только мы сами вправе и должны вести подготовку и проведение наших выборов, в том числе осуществлять их финансирование. Вряд ли кто-то всерьез полагает, что деньги из-за рубежа пойдут на благо нашего народа. За деньгами всегда есть чей-либо интерес.
Неясной осталась последняя фраза нового положения статьи 70: «а также в других случаях, предусмотренных законом». Что это за случаи, на кого еще, кроме иностранных государств, организаций и граждан, будет распространяться запрет, из статьи понять невозможно.
В статье 71 предлагается прописать, что систему избирательных комиссий возглавляет Центральная избирательная комиссия, планируется также указать ее полномочия, чего раньше в Конституции не было. Важно, что председатель и члены ЦИКа избираются на пять лет и освобождаются от должности Всебелорусским народным собранием. По действующей Конституции это относится к полномочиям Президента.
Еще одно новшество касается проведения республиканских референдумов. В действующей редакции статьи 74 определено, что референдумы назначаются Президентом по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тысяч граждан. В новом варианте этой статьи предложение сможет вносить и ВНС.
Кроме того, в статью 74 внесено положение о проверке вопросов, выносимых на республиканский референдум, на соответствие Конституции (этим будет заниматься Конституционный суд согласно статье 116 в ее новой редакции).